Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Архив новостей

19.11.2025

Глубокое философское осмысление человеческой природы: А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»

Предлагаем очередную публикацию нашего информационно-просветительского проекта «Золотой фонд России», в котором мы рассказываем о наиболее значительных произведениях литературного наследия.

В 2025 году исполняется 195 лет со времени создания цикла коротких драматических пьес для чтения Александра Сергеевича Пушкина «Маленькие трагедии».

Этот выдающийся образец русской литературы был написан в период Болдинской осени 1830 года, которая стала для поэта временем необычайного творческого подъёма.

Пушкин последовательно завершал пьесы: «Скупой рыцарь» был окончен 23 октября, «Моцарт и Сальери» — 26 октября, «Каменный гость» — 4 ноября, «Пир во время чумы» — 6 ноября.

Цикл включает четыре одноактные пьесы, написанные в стихах, действие которых разворачивается в разные эпохи в Западной Европе. В центре трёх из них — человеческие страсти: любовь, ревность, скупость, зависть, которые раскрываются в их трагической остроте («Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»). Тематика четвёртой пьесы, «Пир во время чумы», охватывает масштабную катастрофу, осмысляемую как испытание или возмездие.

При жизни Пушкина цикл как единое целое не был издан. Публикация отдельных пьес происходила следующим образом: «Моцарт и Сальери» впервые увидел свет в альманахе «Северные цветы» в 1832 году; «Пир во время чумы» — в альманахе «Альциона» в 1832 году; «Скупой рыцарь» — в журнале «Современник» в 1836 году (№ 1, под литерой «Р.»); «Каменный гость», оставшийся неизданным при жизни автора, был опубликован в 1839 году в сборнике «Сто русских литераторов».

Из пьес была поставлена лишь одна — «Моцарт и Сальери», премьера которой состоялась 27 января 1832 года на сцене Александринского театра. К сожалению, премьера «Скупого рыцаря», запланированная на 1 февраля 1837 года, была отменена из-за трагической смерти Пушкина.

Пушкин запланировал ряд драматических проектов, сюжеты которых взяты из истории самых разных стран и эпох, героями которых должны стать сильные, «демонические» личности на фоне исторических катаклизмов. Отбор тем для «драматических изучений» говорит о том, что Пушкина интересует уже не столько романтическое живописание страсти, возведённой в абсолют, сколько её анализ, постановка своего рода литературного эксперимента.

Если расположить входящие в состав цикла драмы в порядке, соответствующем хронологической последовательности описанных в них эпох, то откроется следующая картина: «Скупой рыцарь» посвящен кризису средневековья, «Каменный гость» — кризису Возрождения, «Моцарт и Сальери» — кризису Просветительства, «Пир…» — фрагмент драматической поэмы Вильсона, принадлежащего романтической озерной школе — кризису романтической эпохи, современной самому Пушкину.

Осмысленные таким образом, «маленькие трагедии» предстают как большое историческое полотно, эпический масштаб которого парадоксальным образом оказывается заключен в сжатую драматическую форму.


Возврат к списку