Архив новостей
Сказочная роспись палехских мастеров: история и традиции
Предлагаем очередную статью нашего информационно-просветительского проекта «В народных промыслах – история России», в котором мы рассказываем о ремеслах и промыслах народов России, истории их возникновения и особенностях. Сегодня наш рассказ о палехской росписи.
Палехская миниатюра известна на весь мир. Этот вид живописи возник в XVI – XVII веках в поселке Палех Ивановской области, где и получил широкое распространение. Долгое время Палех находился вдалеке от всех крупных дорог. Вынужденная изоляция благотворно повлияла на развитие местной иконописи, и к XVII веку в Палехе сложилась собственная школа. Удивительно детализированные изображения с применением сусального золота мастера создают уже на протяжении почти четырех столетий.
В начале ХХ века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. После социальных и культурных изменений, произошедших в России, палехским иконописцам важно было сохранить вековые традиции. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий. Они создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.
5 декабря 1924 года художник Иван Голиков и искусствовед Александр Глазунов основали Артель древней живописи Палеха. Так искусство получило новый виток развития. Несмотря на единую стилистику, работы художников отличались разнообразием, ведь каждый мастер наследовал какую-либо иконописную традицию. В миниатюрах Ивана Вакурова отразились особенности новгородского стиля XV века. В композициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строгановской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно найти традиции фресок Андрея Рублева, мастеров Костромы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. А вот изображения людей и коней подверглись большей трансформации, потому что авторы следовали сюжетам и композиционным задачам XX века. На лаковых шкатулках в традиционной стилистике начали изображать картины, передающие дух эпохи: работников колхозов, аэропланы, а также образы выдающихся ученых.
В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
Артель древней живописи поддерживал Максим Горький, который когда-то сам работал в иконописной мастерской. Он подарил Палеху библиотеку художественных альбомов, в том числе с работами мастеров европейского Возрождения.
Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника «плавей», тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны.
Палехское исполнение предполагало стилизованные фигуры, богатую золотую роспись. И сегодня палехские мастера расписывают изделия по старинным традициям. Они используют темперные краски разных цветов. Краску художник готовит сам, замешивая сухую темперу с желтком и слабоуксусной водой. После покраски изделие расписывают золотым орнаментом. Для этого используют сусальное золото. Для росписи нужна тонкая кисть, которую прежде всего обмакивают в воду, а затем в золото. Краска должна легко сходить с конца кисти, чтобы получилась изящная тонкая линия. Это требует большого мастерства. Золотой цвет связан с иконописной традицией, он обозначает свет.
Для росписи используют очень тонкие беличьи кисточки «лампензель», которые изготавливают в Палехе. Чтобы кисточки не ломались, на них надевают трубочки из утиных перьев, которые называют «cаночки». После нанесения рисунка изделие отправляют на полировку. Мастера несколько раз вымачивают его, и только потом полируют. Завершающая стадия – обработка лаком, ведь изделие должно быть идеально гладким.
Кропотливый труд мастеров и тонкая проработка изображений – в этом кроется главный секрет образцов палехской росписи. Богатый сюжет, созданный из множества мелких штрихов, высокая детализация, необычный набор красок и золотая ажурная нить, обрамляющая рисунок, делают изделия по-настоящему сказочными.
Среди сюжетов преобладают мотивы русских песен, былин, сказок, народного быта, произведений А.С. Пушкина. Образно показана древняя глубина народных обрядов, гуляний и праздников. Чаще всего расписывают шкатулки, пудреницы, бисерницы, брошки, панно. Но встречаются и крупные формы. Так, например, витражи на станции московского метрополитена «Новослободская» изготовлены по эскизам П.Д. Корина, уроженца Палеха и потомственного художника.
В настоящее время в Палехе работают различные творческие объединения и предприятия, продолжившие традиции палехской лаковой миниатюры, идёт активное возрождение иконописания.


