
Сегодня предлагаем к прочтению материалы, посвященные участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, полковнику Ивану Дмитриевичу Бузыцкову, в рамках нового информационно-просветительского онлайн-проекта о наших земляках, – героях Великой Отечественной войны разных национальностей «Вспомним их поименно. Герои земли Самарской».
Книга «Записки пограничника» (1976 г.) – своего рода песнь мужеству. Иван Дмитриевич Бузыцков пишет о том, что сам пережил, о предвоенных буднях пограничников, о героизме. Трудно сказать, что здесь больше привлекает – интересный фактический материал или же само изложение. С большой теплотой, безыскусно, как светлый ручей, льется солдатская песня о мужестве, – вслушиваешься в неё, и смягчается боль сердца, и уходит злоба, веришь, что она послужит благородной задаче – воспитанию молодого поколения в духе беззаветной любви и преданности нашему Отечеству.
«…А бой продолжается. В сплошном грохоте, криках, стонах раненых нет ни минуты для того, чтобы остановиться, сосредоточиться, подумать: «Что же все-таки случилось? В самом ли деле это война? И что происходит на других участках границы?
Как в полубреду — полусон ли, явь? — проходит тревожная, озаряемая зелеными вспышками ракет ночь, — наша первая военная ночь. И снова с вражеской стороны с противным воем несутся мины. Как ватой, закладывает уши от разрывов.
И вот опять бросаются гитлеровские пехотинцы. Рты перекошены от бешеного крика.
Неужели дрогнем, отступим?
Нет, никогда!»
Пушки били по заставе прямой наводкой, Иван Бузыцков пристально следил за правобережьем Буга, особенно за мостом. Гитлеровцев сержант встретил пулеметной очередью. Немцы, сраженные огнем, падали, некоторые, чтобы спастись, прыгали в реку. Позицию, откуда Бузыцков бил фашистов, засекли, по ней ударила артиллерия. Но ни один из снарядов не достиг своей цели. Бузыцков занял новую, более удобную и безопасную позицию. Сначала он бил по пехоте, затем перевел огонь по трем основным направлениям лодочной переправы. Атака гитлеровцев была отбита. И вторая, и третья атаки немцев не увенчались успехом.
«Об этих днях — первых трех днях войны – я мог бы рассказать много, очень много. О том, как мы после подхода подкрепления под командой лейтенанта Константинова остановили наступление врага и стали теснить его. О том, как в рукопашной схватке, когда и с той и с другой стороны смолкли выстрелы, и лишь слышалось звяканье оружия, мы отобрали у фашистов мост. Как всю следующую ночь не смолкали пулеметы, а с утра противник под прикрытием артиллерийского и минометного огня трижды — безуспешно! — пытался остановить защитников заставы».
Много можно рассказать, много... Но всё это было только началом…
У самого Прута стоит памятник героям пограничных сражений – остатки здания старой заставы, оплавленный неимоверным жаром и закопченный дымом пожарища кусок стены.
Часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить?
Вспомним же о тех, кто воевал и не вернулся с войны, и о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить!