Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Сохраняя память и наследие

Сохраняя память и наследие 10.06.2025

Предлагаем вашему вниманию очередную публикацию нашего информационно-просветительского онлайн-проекта «Этномузеи Самарской области». В этом проекте мы рассказываем о небольших школьных музеях, которые наглядно помогают учащимся погрузиться в атмосферу народной культуры, узнать традиции и быт своих предков, углубить познания по истории, краеведению, этнографии, учат бережному отношению к опыту предшествующих поколений, сохраняют наше историческое наследие.

Сегодня мы расскажем об этнографическом музее «Мирас» («Наследие») школы «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара. Здесь прививается любовь и трепетное отношение к вековому наследию своих предков. Музей рассказывает об истории, быте, обычаях и традициях татарского народа. Экспонаты для него собирались годами: часть принесли педагоги и семьи учащихся, что-то было привезено из этнографических экспедиций.

Официальное открытие музея состоялось 15 мая 2013 года. Он состоит из двух залов: коллекционного и сюжетного - общей площадью 35,5 кв. м. Всего музей насчитывает больше 275 описанных экспонатов. Основатель и методист этнографического музея «Мирас» Асия Гусмановна Сайфутдинова.

В сюжетном зале воспроизведены элементы национального жилья. Первым экспонатом музея стал старинный сундук, который принесла семья Камалетдиновых. Они родом из села Теплый стан Елховского района. Этот сундук и по сей день стоит в музее.

Подготовка и сбор экспонатов продолжались с 1997 года. Началось всё с маленького уголка «Туган як» и знаменитого сундука с уже богатым содержанием ценных вещей.

В музее «Мирас» собраны экспонаты из семи регионов: Самарской, Ульяновской, Пензенской и Оренбургской областей, Республики Татарстан и Башкирии, Пермского края. Есть экспонаты, которые показывают взаимное проникновение культурных традиций разных народов. Например, полотенца того или иного региона имеют свой орнамент: одни живут рядом с чувашами и там прослеживается татарско-чувашский орнамент, другие рядом с мордвой, где прослеживается другой орнамент. Пензенская, Ульяновская и Самарская области – всё разное и неповторимое. Если в местности проживают только татары – присутствует национальное яркое многоцветье, все краски которого очень гармонично и красиво сочетаются.

Как рассказывает методист музея Асия Сайфутдинова, татарский дом не было принято делить бревенчатыми стенами. Было одно большое жилое пространство. Вместе с родителями могли жить и выросшие сыновья со своими семьями — пока не построят для себя отдельную избу. В этом случае часть помещения отделялась дощатой перегородкой или домотканым пологом. Порой в одном доме размещалось несколько семей родственников.

Как и в русской избе, в татарском доме обязательно была печь. Но выглядела она несколько иначе. Ее макет можно увидеть в «Мирасе». В глаза сразу бросается компактность - на такой печи не было лежанки, лишь немного места, где могла сушиться обувь, стоять квашня с тестом, а также кумганы — кувшины с водой. Еще одно отличие заключается в том, что в татарской печи две топки — большая (основная) и малая (подказанная).

Готовили в основном в казане, который был вмазан прямо в печь. Когда в основной топке прогорали дрова, горячие угли большой кочергой перемещали в малую топку. Туда же подкладывали поленья — их специально делали короткими. В казане готовили и суп, и чак-чак, и баурсак — традиционное мучное изделие в виде небольших пончиков. Варили сахар в сливках, тушили мясо. После приготовления каждого блюда казан мыли трижды, а затем заливали туда воду. В зимнее время малая топка работала практически целый день, потому что теплая вода нужна была постоянно.

Значительную часть в татарском доме занимал деревянный топчан — сяке. Обычно он вытягивался от одной стены до другой, иногда метров на шесть. На нем спала практически вся многочисленная семья — и дети, и старики. Ложиться можно было как вдоль, так и поперек.

На сяке клали много перин, подушек, домотканых ковров. Там было мягко и тепло, особенно зимой. Когда приходило время обеда или ужина, все эти подушки убирали, и сяке выполнял роль стола. На него стелили скатерть, вокруг садились по-турецки. Обеденные столы в татарских домах появились только в конце XIX века, а до этого на столе лежал коран, мог стоять самовар. А обедали и ужинали на сяке или, если собиралось большое количество гостей, прямо на полу, постелив специальные коврики.

Когда перина и подушки убирались с топчана, их складывали на сундук особым образом, друг на друга. Такую «пирамиду» можно увидеть только в татарских домах. Обычно эту горку размещали поближе к печи, чтобы перины и коврики успевали к ночи прогреться и просушиться. Кроме того, сяке выполнял функцию рабочего места. Есть, например, у татар красивый обряд «Ощипывание гусей» («Каз Эмэсе») — коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. Его проводили в ноябре-декабре, с наступлением морозов.

Когда все собирались в доме, с сяке снимали внутренние доски, оставив только краевые. Внутри натягивали ткань, чтобы туда летел пух. Женщины садились по бокам, на специальную доску клали гуся и ощипывали его. Пуха нужно было много — перины делали большие, на одну иногда требовалось по 30-40 гусей.

На «Каз Эмэсе» приглашали родню, соседей, а также и молодых женщин и девушек. Даже детям находилось занятие — они делали из перьев кисточки для промасливания блинов.

«Мы с ребятами каждый год воспроизводим этот обряд. Старшие ученицы ощипывают гусей, а младшие делают кисточки», — рассказывает Асия Сайфутдинова.

После того как гуси были ощипаны и перевязаны за голени, их подвешивали к коромыслу — по несколько штук с каждой стороны. Девушки и молодые женщины шли с ними к роднику или реке. А юноши раскидывали перышки и приговаривали специальные слова: чтобы у хозяйки на следующий год было еще больше гусей, чтобы они были ладные, жирные, и чтобы свадеб в этой семье было много. Затем гусей окунали в холодную воду, и они замерзали в таком «товарном» виде для долгого зимнего хранения.

Вечером участников обряда приглашали на посиделки, название которых переводится как «Каша с гусиным мясом». Конечно, гостей угощали не только кашей. Готовили пироги, суп с домашней лапшой. Обязательно ставили зур белиш — большой курник. На пиршество звали только близких родственников и друзей, все остальные приходили на вечерки.

«Одно из национальных развлечений в этот вечер — канат сату: продажа гусиных крыльев, — рассказывает методист музея. — Когда птицу рубили, девушки закидывали их на печь, там они высыхали, а потом их продавали юношам — не за деньги, а за подарки. А затем начинались игры, песни, пляски».

По материалам: https://sgpress.ru/news/372654, https://tatar-congress.org/ru/blog/asiya-sayfutdinova-ob-etnograficheskom-muzee-miras-kazhdaya-tryapinka-proshla-cherez-moi-ruki-sogrety-teplom-i-lyubovyu/




Возврат к списку