Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Самарская
область - часть
большой России

Многонациональная
Самарская земля

Сказки народов
Самарской области

Киргизы

Самоназвание - кыргыз, , основное население Киргизии(4 млн. человек). Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане. В Российской Федерации проживает около 134 тысяч киргизов, в том числе в Самарской области – 2105 человек. Общая численность около 4,5 млн. человек.

Говорят на киргизском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Киргизский этнос формировался на основе двух этнических массивов: центрально-азиатско-южносибирского и среднеазиатского. На территории Центрального Тянь-Шаня и Семиречья процесс сложения киргизов шёл с начала 2-го тысячелетия и завершился на рубеже XV—XVI веков. Енисейские киргизы, переселившиеся в IX—X веках (отчасти позднее — в XIII—XIV вв.) на Тянь-Шань, составляли основное ядро в формировании киргизов.

Согласно географическим сведениям о древних киргизах, их прародиной считается Северо-Западная Монголия с центром в окрестностях озера Хиргис-нур. В середине I века до нашей эры киргизы населяли в основном Минусинскую котловину, уход киргизов из Северо-Западной Монголии к северу от Саян связывается с передвижением на северо-запад гуннов.

В первой половине 2-го тысячелетия, особенно после нашествия татаро-монголов в Казахстан и Среднюю Азию, часть тюркоязычных племён передвинулась в Центральный и Западный Тянь-Шань, а затем и южнее — до Памира. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности, которая объединила также местные тюркоязычные племена Семиречья и Мавераннахра. Формирование киргизской народности и её расселение в пределах современного обитания завершилось в основном во второй половине XVIII века. С середины XIX века киргизы начали переходить в русское подданство, в 60—70-х годах вошли в состав России. По национально-государственному размежеванию Средней Азии образована в 1924 Кара-Киргизская АО (с 1925 — Киргизская; в 1926 преобразована в Киргизскую АССР, в 1936 — в Киргизскую ССР); с 1991 — Республика Кыргызстан.

Традиционное занятие киргизов — кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах). До присоединения к России разводили главным образом лошадей, в меньшем количестве — овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, особенно в бедняцких хозяйствах. На Восточном Памире и в южной части Ошской области разводили яков. Подсобной отраслью было земледелие, чаще — поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в том числе с помощью ловчих птиц, — одно из древнейших занятий киргизов. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. Южные киргизы жгли уголь и продавали его в городах Ферганы.

В бывшем СССР киргизы перешли к оседлости. Животноводство стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизированое земледелие (зерновые, технические и другие культуры), созданы различные отрасли тяжёлой и лёгкой промышленности, в которую вовлечена значительная часть киргизских рабочих и интеллигенции.

Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиционную материальную культуру киргизов. До 50—60-х гг. XIX века киргизы жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100—200 юрт и более, объединяемыми главным образом по генеалогическому признаку. После возникновения оседлых поселений (кыштаков) основная масса киргизов продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа. Преобладающим типом жилища была юрта, которая делилась на мужскую и женскую половины. За годы советской власти условия быта киргизов в корне изменились. Юрта сохраняется в быту лишь части киргизов как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах.

Киргизы жили большими патриархальными семьями. Традиционно сохраняется уважительное отношение к старшим.

Традиционная одежда разнообразна. На севере женский костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В южных районах платье без воротника, с разрезом на груди, скреплённым брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Женские национальные головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан — элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельдемчи). Мужской костюм на севере — туникообразная рубаха со стоячим воротником, тёмный камзол до колен со стоячим воротником, стёганый чапан с широкими клиньями внизу; на юге — длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков. Штаны общего среднеазиатского покроя, с широким шагом. Зимняя одежда — нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые тёмной тканью. Распространённый головной убор — белая войлочная шляпа (несколько вариантов), зимой — шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь — мягкие сапоги с калошами. Национальные особенности одежды сохраняются главным образом в сельской местности среди людей старшего поколения, а также среди пастухов на сезонных пастбищах (войлочные плащи, длиннополый халат и т. д.).

Одежду богатых шили из привозных шёлковых тканей, а также из собольих и рысьих мехов, беднота носила одежду из овчин. Знать имела высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Эта древняя этнографическая особенность сохранилась у киргизов на Тянь-Шане до сих пор в головных уборах мужчин (отсюда иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе «Манас» — «ак-калпак»).

Традиционная пища в основном молочная (в тёплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда — кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растёртым и разбавленным водой), топлёное масло, кипячёные сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиционных лепёшек, готовят боорсок — кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печённые в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины. Излюбленный напиток — чай (на юге главным образом зелёный, на севере чёрный, в некоторых местах — с молоком).

Популярные виды спортивных развлечений — скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель которых — поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).

Сохраняется богатый фольклор (героический эпос «Манас», исполняемый сказителями-манасчи, и др., творчество поэтов-импровизаторов — акынов). Сформировалась профессиональная культура. Богат песенный и инструментальный музыкальный фольклор.


Детям Народы Киргизы

Возврат к списку