Вернуться к обычному виду
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К.Д. Ушинский

Армяне

Армяне В Самарской области проживает 22 981 человек (2010 год)

Самоназвание – хай.
Численность и расселение. Численность армян в мире от 10 до 12 млн, проживают более чем в 30 странах, в том числе во Франции (800 тыс. человек), США (483 тыс. человек), Сирии, Иране, Аргентине, Украине, Польше и др. странах. В Российской Федерации проживает более 1,18 млн. человек. Основное население проживает в Армении, компактно расселены в Нагорном Карабахе (137 тыс. человек) и Грузии (249 тыс. человек).
Антропологический тип – арменоидный тип европеоидной расы.
Родной язык – армянский, представляющий собой особую группу индоевропейской языковой семьи. Существуют два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. В 396 году епископ Месроп Маштоц создал алфавит из 36 букв, который до наших дней практически не подвергся изменениям (добавились лишь три буквы).
Традиционная религия. Верующие армяне – главным образом христиане-монофиситы Армянской Апостольской (Армяно-Григорианской) церкви, небольшая часть – армяно-католики, католики и протестанты. Этнографическая группа хемшилов в большинстве исповедует ислам суннитского толка, реже – христианство.
Этнические группы – амшенцы (хемшилы), черкесогаи.

Этногенез и история заселения Самарской области
Первое упоминание об армянах в Самаре относится к XIX веку. По данным Государственного архива Самарской области жителей армяно-григорианского вероисповедания в г. Самаре на 1897 год было 77 человек (37 мужчин и 40 женщин), на 1899 год – 79 человек (без разделения по полу).
Накануне Октябрьской революции 1917 года армяне г. Самары консолидировались. Вскоре после освобождения Самары от белогвардейцев в октябре 1918 года появились сведения о деятельности в Самаре религиозной общины «Святой Гевонд». Армяне добились разрешения у Самарского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на открытие молитвенного дома Армяно-григорианской церкви, учредили свое церковно-приходское попечительство. 15 марта 1922 года дом по ул. Садовой, 97 был муниципализирован, у общины были изъяты некоторые ценности в связи с голодом в Поволжье. В июле 1929 года армянская религиозная община в Самаре прекратила свое существование.
Некоторые армяне, жившие в Самарской области, оставили заметный след в ее истории. Среди купцов первой гильдии, живших в XIX веке в Самаре, значится имя Егора Никитича Аннаева (1826-1903 годы) – армянина католического вероисповедания. В 50 годах XIX века он был самым крупным самарским виноторговцем, имевшим свои магазины во многих городах Поволжъя. С его именем связано строительство известной в Поволжье Аннаевской кумысолечебницы. В течение 16 лет он вел работу по озеленению города: принимал участие в обустройстве Струковского сада, Алексеевского сквера. В последующие годы на основе его пригородного фруктового сада был создан Самарский ботанический сад.

Типы поселений
В горных и предгорных районах, составляющих большую часть территории Армении, села обычно располагались на склонах гор, обращённых на юг, юго-запад, а также в ложбинах и ущельях или на их краю, часто в труднодоступных и, следовательно, с точно зрения защищённости, в более выгодных местах. Но в целях экономии обрабатываемой земли армяне по возможности основывали села на самых непригодных для этого участках.
Форма застройки жилой части сел, как правило, была кучевого и компактно-слитного типа и принимала вид ярусного расположения домов, при котором кровля одного дома служила двором для другого, находящегося выше по склону.

Типы жилья
Основной тип традиционного жилища – «глхатун» («тун») - представляло собой каменное наземное или полуподземное сооружение, квадратное в плане, без окон, освещавшееся через дымовое отверстие в центре пирамидального перекрытия. Для отопления и приготовления пищи использовали вмазанные в пол глинобитные печи «тонир» или стенные камины. Глинобитные дома с плоской крышей строились реже. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого.

Традиционное хозяйство и промыслы
В основе традиционного образа жизни армян лежат земледельческие и скотоводческие занятия. Наряду с зерновыми выращивали виноград и садовые культуры. Широко было распространено скотоводство в оседлой или отгонной форме. Значительное место в хозяйстве армян занимали ремесла и домашние промыслы: ковроткачество, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство.
Вкус, чувство цвета и линий проявляется в женских ремеслах, среди которых наиболее распространено ковроткачество. В орнаментах армянских ковров отразились древние представления о мире и всевозможные культы, например, культ змеи. Мотивы древних урартских изделий искусств наблюдаются в резьбе по дереву и ковке из железа. Искусство рисунка достигло совершенства в оформлении древних книг и рукописей. Самобытна народная музыка армян, с ней неразрывно связаны театр и танцевальное искусство, восходящие к первым векам нашей эры.

Традиционная кухня
Армянские кулинарные традиции насчитывают более 2 000 лет. Обилие мяса в армянской кухне – результат древнейшего развития скотоводства, что привело к разнообразию домашнего скота и птицы. Скотоводство стало источником разнообразных молочных изделий – сыров, кисломолочных продуктов.
Раннее возникновение земледелия обусловило использование широкого ассортимента зерновых в армянской кухне – полбы, проса, ячменя, пшеницы, риса, а также бобовых – фасоли, бобов, чечевицы, гороха. А также широкого спектра овощей и зелени.
Традиционно армяне готовили пищу в глиняной печи, которую называют тонир – здесь выпекают хлеб, варят каши, коптят рыбу и птицу, запекают овощи, готовят супы и другие блюда.

Национальный костюм
Основу мужского и женского традиционного костюма составляли рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин.
Поверх рубашки носили «архалух» (тип длинного сюртука). В Западной Армении архалух заменяли короткой курткой или жилетом. В качестве верхней одежды мужчины носили суконную или шерстяную «чуху» (черкеску), подпоясанную кожаным поясом или шарфом, в складки которого закладывали кисет, кошелек, трубку, нож и другие предметы. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины также носили пояса, но на рубаху надевали еще передник из сатина или бархата, украшенный тесьмой или золотой вышивкой.
В разных районах Армении женские головные уборы имели несколько общих черт. В Верхней Армении они были тонкими, как фата, с орнаментом. У персидских армянок головные уборы были из однотонного шелка. У киликийских армянок - вышиты узором и мелким бисером. У ново-нахичеванских женщин - из шелка, вышитого золотыми нитками. В некоторых губерниях, особенно в Ване и прилежащих к нему районах, головные уборы были сделаны из красной ткани ручной работы, украшенной разноцветными узорами, которые соответствовали природным особенностям Вана. По краям располагались мелкие бусинки и бахрома.
Головными уборами у мужчин служили меховые, шерстяные (вязаные и войлочные) шапки, а у женщин – накидки, платки с ободками, а также сложные уборы, например, в виде башенки из нескольких слоев накрахмаленной ткани.
Обувью служили кожаные поршни и туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

Национальная кухня
В основе армянской национальной кухни - зерновые продукты. Мучными блюдами были тонкий хлеб «лаваш», лапша («аршта») и печенья, крупяными – каши и плов. Широко представлены также молочные продукты: масло, молоко, сыры, кислое молоко («мацун») и пахта («тан»). В древней Армении крестьянское масло получали способом взбивания молока; для этого было приспособлено «хноци» в виде длинного бочонка, подвешенного на четырех веревках. В бочонок наливали молоко, бросали туда кусочек масла и раскачивали до тех пор, пока в бочонке не образовывалось масло, мокрыми руками доставали масло в форме шара и помещали в холодную воду. Оставшаяся кислая жидкость использовалась как освежающий напиток «тан», из которого можно приготовить суп.
Мясо потреблялось редко, в основном в праздники. Известны различные способы его приготовления: с крупой - «ариса», в виде тефтелей в супе и другие. На зиму мясо запасалось в виде жареных кусков, залитых жиром. На праздники жарили шашлык из баранины и варили «хаш» – густой бульон из говяжьих ножек и желудка.
Ни одна трапеза не обходилась у армян без овощей: редиса, помидоров, баклажанов, перца и зелени. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: «ариса» – каша с разваренным до волокон мясом, «кюфта» – мясо-крупяные тефтели в супе, «толма» – овощные голубцы с мясом и крупой и другие.
Широк был набор блюд из винограда и фруктов: густой сироп «дошаб», кислые и сладкие пастилы, сладости из сушеных фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде. В качестве напитков потреблялся чай из ароматных трав, кофе, пахта, а также виноградные вина и коньяк. К чаю подавали сладости: сухофрукты, варенье, мармелад, пастилу.

Праздники и обряды
Традиционная армянская семья – многопоколенная, с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов. В семейном быту наблюдалось строгое подчиненное положение женщины, ее зависимость от мужчин, что подчеркивалось в обычае закрывать нижнюю часть лица концом головного платка. Практиковалось обручение детей, следы которого обнаруживаются сегодня в обычае малого обручения. Большую роль в армянской свадьбе играют посаженые родители, связь с которыми ценилась иногда выше кровного родства.
Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.
Наступление весны армяне отмечали в конце февраля праздником Трндез, во время которого разжигали костры; возле них веселилась молодежь, пела песни, танцевала и прыгала через костер.
Амбарцум - праздник весны и любви; он целиком принадлежит девушкам и невестам, которые в его обряды вкладывают сокровенные чувства и надежды. Собираясь к празднику, они опускают в «пулик» (вид крынки) сувенир - пуговку, наперсток, бусинку, затем наполняют кувшин водой «из семи родников», прикрывают его букетом «из семи цветков», и оставляют на ночь под звездами. С утра девушки направляются в поля и сады, поют песни и веселятся, затем начинается самое главное: поют вещие частушки (джангюлум), и маленькая девочка, наряженная специально для этой роли, наугад вынимает сувениры один за другим; каждая спетая частушка предвещает судьбу обладательницы сувенира.
Летом, в середине июля или во второй половине августа, отмечали «вардавар» – праздник в честь языческого бога воды Варда. В этот день обрызгивают водой всех подряд - старого и малого, знакомого и незнакомого. Затем устраиваются общенародные зрелища: парни показывают свое искусство и ловкость в верховой езде, разгорается борьба между силачами; неизменный интерес вызывают состязания между певцами, где каждый должен выступить с остроумными импровизированными песнями-загадками.
Кроме веселых и ярких праздников, в армянском календаре есть и дни скорби: 24 апреля армяне всего мира отмечают годовщину резни, устроенной турецкими войсками против армян в 1915 году, в конце лета (августе-сентябре) они скорбят в память о трагических событиях того же 1915 года, постигших тысячи армян Южной Турции, державших оборону против турецких войск на горе Мусадаг; 8 декабря поминают погибших от землетрясения в Спитаке.


По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку