Вернуться к обычному виду
«Всякая нация может и должна учиться у других».

Карл Маркс

Азербайджанцы

Азербайджанцы В Самарской области проживает 14 093 человек (2010 год)

Самоназвание - azerbaycanlılar, azerilər.
Численность и расселение. Сведения о численности азербайджанцев крайне противоречивы (от 29 до 40 млн. человек), и этому есть объективные и субъективные причины. Лишь малая часть нации проживает в Азербайджанской Республике – это примерно 8,5 млн. человек. В четырех провинциях Ирана проживает от 20 до 30 млн. азербайджанцев. Кроме того, азербайджанцы живут в России (боле 603 тысяч человек), Грузии, Турции, Ираке, практически во всех странах Европы, в США и Канаде. Всего азербайджанцы проживают более чем в двадцати странах мира.
Антропологический тип. По антропологическому типу азербайджанцы относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы.
Родной язык. Основной язык – азербайджанский (относится к огузской группе тюркских языков). Литературные памятники на азербайджанском языке, которые дошли до наших дней, относятся к XIII веку. Это - принадлежащие Гасаноглу лирические стихи в жанре «газель», написанные на основе арабской графики. Арабская графика существовала в Азербайджане после принятия ислама с VII века. С 1940 по 1991 год советские азербайджанцы пользовались кириллицей. С 1992 года азербайджанцы вернулись к латинице, которой пользовались с 1929 по 1939 годы. Современный литературный язык сложился в XIX веке на основе бакинско-шемахинского диалекта и староазербайджанского языка.
Традиционная религия. Верующие азербайджанцы – мусульмане-шииты, меньшинство составляют мусульмане-сунниты.
Этнические группы. Этнические группы азербайджанцев – айрумы, афшары, баяты, карадагцы, карапапахи, кашкайцы, телекеменцы, шахсевены.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Расселение азербайджанцев в России, в основном, связано с освоением нефтяных и газовых месторождений.
Первые азербайджанцы появились в Самарской области в тридцатые годы прошлого века, когда начались буровые работы на нефтяных месторождениях Поволжья. Запланированное советским руководством еще с 1939 года создание в районе между Волгой и Уралом новой нефтяной базы – «второго» Баку в связи с начавшейся войной откладывалось. Но уже в октябре 1942 года наркомат нефтяной промышленности и Азнефткомбинат отправили рабочих и служащих для работы в нефтяных районах Волги, Урала, Средней Азии и Казахстана.
Еще один факт массового приезда азербайджанцев в Куйбышев: во время войны сотни подростков из Азербайджана, многие из которых были из сельских районов, были рекрутированы в Куйбышев, где после краткосрочного обучения стали работать на военных заводах. Свидетельств о том, что какая-то часть из них осталась после войны в Куйбышеве, нет.
В пятидесятые и шестидесятые годы какой-либо значительной миграции из Азербайджана не было. С начала семидесятых годов азербайджанские вузы, расположенные главным образом в Баку, стали ежегодно распределять своих выпускников по городам Советского Союза - это были преимущественно нефтяники и строители. Молодые специалисты из Азербайджана тогда появились и в Куйбышеве.
В самом конце шестидесятых – в начале семидесятых начинается «освоение» Куйбышева людьми, занимающимися торговлей, в основном сельскохозяйственной продукцией. Через некоторое время часть этих людей осела на рынках, торгуя круглый год и занимаясь при этом закупкой в разных регионах. Благодаря их предприимчивости и инициативности, за которую они подвергались гонениям и репрессиям, в определенной мере смягчалось постоянное напряжение в снабжении продовольствием.
Еще одна причина приезда азербайджанцев в Куйбышев в советское время – поступление в местные вузы. Есть среди самарских азербайджанцев выпускники местного мединститута, политехнического, строительного.
В восьмидесятые годы переезд в Куйбышев становится более интенсивным и массовым, так как в Азербайджане существовала скрытая безработица, и люди строительных профессий предпочитали работать в России. Значительное число самарских азербайджанцев приехало в девяностые годы, после распада Советского Союза.

Типы поселений.
Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич.
Традиционная архитектура городов Азербайджана имеет своеобразный облик из-за многочисленных памятников старины, средневековых крепостных сооружений и замков, среди которых выделяются замки Апшерона, укрепления Бакинского кремля, уникальная Девичья башня в Баку, дворец шекинских ханов в Нухе, старинные восточные бани, караван-сараи, памятные мавзолеи.

Типы жилья.
Распространенным типом жилья было одно- или двухэтажное жилище с плоской крышей. Первый этаж таких домов в прошлом (а иногда и теперь) отводился под помещения для скота и различных хозяйственных нужд, верхний служил жильем. Жилище отапливалось камином, а зимой дополнительно железной печкой или традиционным мангалом (жаровня с горячими углями). Спали обычно на полу, а на день постели убирали в особые ниши в стенах, которые заменяли шкафы. Значительная часть азербайджанцев сегодня живет в городах.

Традиционное хозяйство и промыслы.
В настоящее время население Азербайджана занято в промышленности (нефтяная, газовая), строительстве, сельском хозяйстве. В традиционном хозяйстве азербайджанцев сочетались земледельческие и животноводческие занятия. Выращивали зерновые культуры, хлопок, виноград, разводили сады и занимались шелководством. В предгорьях и горах преобладало отгонное овцеводство. Среди домашних промыслов характерны ковроткачество, ювелирное дело, обработка металла, камня, дерева, кож и шерсти, ткачество и вязание.

Национальный костюм.
Женский традиционный костюм состоял из рубахи, широкой юбки, архалуха, подпоясанного кожаным или бархатным поясом. Под юбку надевали также присборенные шаровары - шалвары, на ноги – разноцветные носки и туфли с загнутыми носами без задников. На голове носили вышитую бархатную тюбетейку, а поверх него – платок, пожилые женщины носили также чалму. В одежде преобладали яркие цвета. Мужской костюм соответствовал общекавказским нормам: одно или двубортный архалух, подпоясанный кожаным ремнем с накладными серебряными бляшками, шаровары, чоха с ложными рукавами и газырями на груди, кожаная обувь, меховая шапка.

Традиционная кухня.
В азербайджанской кухне представлены блюда из растительных и животных продуктов. Основу питания составлял хлеб (лаваш, чурек), испеченный в глиняном очаге тендире. Мясные блюда готовили, в основном, из баранины: кюфта – шарики, начиненные рисом, горохом и зеленью; пити - суп из мяса, картофеля, гороха, зелени тушеный в специальных глиняных горшках. Известны также блюда из мяса птицы: суп, поджарка. Особым почетом пользуется десяток разновидностей плова, который варили также с фруктами и изюмом. Азербайджанская кухня немыслима без широкого использования соусов, овощей, зелени, фруктов, сладостей. Особенно популярны среди последних шекербура – пирог с орехами и сахаром, пахлава – ромбовидное песочное печенье с орехами. Распространены напитки – чай, шербет, айран.

Праздники и обряды.
В семейном быту азербайджанцев в прошлом господствовали строгие правила отношений между старшими и младшими членами семьи, между невесткой и родственниками её мужа. Женщина несла основное бремя забот по дому, но находилась при этом в полном подчинении мужа. Ислам разрешал многоженство. По традиционным нормам брачный договор заключался нередко еще с колыбели. Обручение и свадьба представляли собой театрализованное зрелище, наиболее яркими фрагментами, которого были одевание невесты, её переезд в дом мужа.
Азербайджанцы бережно сохраняют национальные духовные традиции. Самый древний и почитаемый в народе праздник – Новруз байрам. В его основе лежат языческие воззрения. В период с 21 февраля по 21 марта, в первую среду, разжигали костёр и прыгали через него, приветствуя таким образом приход весны, обновление природы.
Из общемусульманских праздников особо чтимы памятные дни: жертвенных животных – Гурбан Байрам и окончания поста – Оруджлуг или Рамазан Байрам. В современной истории азербайджанцев в связи известными событиями вокруг Нагорного Карабаха, происходящими на фоне развала СССР, появились памятные даты: Чёрный январь - 20 января и Ходжалинская трагедия – 26 февраля.
Азербайджанцы традиционно почитали стихийные силы и явления природы: огонь, воду, камни, горы и т.д. Культовым местам приписывали исцеляющую силу, к ним совершали паломничества. Отмечали особый праздник воды - су джеддим, во время которого поклонялись одновременно духам воды и предков. Железо и айва, по представлениям азербайджанцев, отгоняли нечистую силу, поэтому амулеты из них привязывали к детским люлькам.
В основе азербайджанской музыки, одной из наиболее развитых на Кавказе, лежит творчество народных певцов – ашугов, сазандаров и ханенде. Для азербайджанцев более характерно сольное исполнение песен. К древней музыке Востока восходят мугамы – крупные вокально-инструментальные произведения. Наблюдается жанровое разнообразие песен: есть любовные, колыбельные, шуточные песни. Особый жанр представляют дастаны – большие песенные поэмы любовно-романтического или героического содержания, исполнявшиеся под аккомпанемент бубна и струнных инструментов. К средневековью восходят традиции театра.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку