Вернуться к обычному виду
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

К.Г. Паустовский

Башкиры

Башкиры В Самарской области проживает 7 290 человек (2010 год)

Самоназвание – башкорт.
Численность и расселение. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность башкир в Российской Федерации составляет 1 584,5 тыс. человек, из них в Республике Башкортостан – 1 172,3 тыс. человек, Челябинской области – 162,5 тыс. человек, остальные расселены небольшими группами в 23 субъектах Российской Федерации. За пределами России башкиры живут в Казахстане (17,3 тыс. человек), Украине (4,3 тыс. человек), Туркмении (3,8 тыс. человек), Узбекистане (3,7 тыс. человек), Киргизии (1,1 тыс. человек), Белоруссии, Латвии, Таджикистане, Эстонии и Литве.
Антропологический тип – субуральский, светлый европеоидный.
Родной язык – башкирский, относится к тюркским языкам. Письменность на основе кириллицы.
Традиционная религия – ислам суннитского толка (ханафитского мазхаба).
Этнические группы - зауральские, иргизо-камеликские, камско-икские, оренбургские, пермские башкиры.

Этногенез и история заселения.
Территория современной Самарской области была знакома башкирам издавна – об этом свидетельствуют как предания самих местных башкир, так и исторические источники. Первым достоверным свидетельством пребывания башкир в Самарском крае являются записи известного арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, являвшегося секретарем посольства багдадского халифа Муктадира в Волжскую Булгарию в 921–922 годах. Автор, в частности, указал, что, переправившись через реку Кюнджюлю (Кондурчу), посольство вступило в страну башкир.
В конце XVIII века на территории края появляются постоянные башкирские поселения. Наиболее важными причинами оседания в этих местах башкир послужили, наряду с уходом калмыков, интенсивная колонизация Башкирии и подавление народных восстаний. Многие башкирские семьи вынуждены были покинуть родные места и переселиться в более спокойные и безопасные районы, в частности, в степи Самарского Заволжья.
Первое постоянное башкирское поселение на юго–востоке современной Самарской области – деревня Муратшино – возникло в 1797 году.
В настоящее время башкиры компактно проживают в Большеглушицком (731 человек) и Большечерниговском (1796 человек) районах. Там расположились башкирские поселения Муратшино, Таш–Кустьяново, Имелеево, Кочкиновка, Денгизбаево, Утекаево, Кинзягулово, Хасьяново, Иргизский. Кроме того, башкиры живут в соседних населенных пунктах вместе с русскими, татарами, казахами, чувашами и другими народами. Башкиры Самарской и Саратовской областей получили в историко–этнографической литературе название иргизо–камеликских – по именам рек Большой Иргиз и Камелик.

Типы поселений.
В средние века у башкир существовало два типа аулов: аймаки — поселения родовых подразделений, и аулы соседской территориальной общины. Кроме аулов (деревень), у башкир существовали следующие выселки, хутора, кочевья. В конце XVIII — первой половине XIX века происходит стабилизация башкирских поселений и завершается формирование их в аулы, имеющие каждый одну, две и более улиц.

Типы жилья.
Традиционным башкирским жилищем в условиях кочевого быта являлась войлочная юрта. Наибольшее распространение получил тюркский тип юрты с полусферическим верхом. Она делилась на две половины: мужскую, располагавшуюся слева от входа (там хранились такие вещи, как оружие, упряжь, постельные принадлежности), и женскую – справа от входа (там находились продукты, а также разная хозяйственная утварь). Половины были отделены друг от друга занавесом из ткани. В центре юрты располагался очаг, а над ним находилось дымовое отверстие. Пол застилался коврами, а стены завешивались разноцветной материей. Самарские башкиры при длительном сохранении выездов на летние пастбища использовали юрты в качестве временного кочевого жилища.
В связи с переходом к оседлости постоянным типом башкирского жилища становится изба. У самарских башкир, живших среди обширных степей, в прошлом преобладали дома, сложенные из саманного кирпича или дерна. Из этих же материалов были построены и некоторые мечети. Деревянные избы являлись большой редкостью, в них жили богатые люди.
Саманный кирпич изготовлялся следующим образом: в глиняный раствор для прочности и вязкости добавляли солому, а полученный материал помещали в специальный дощатый короб без дна и верха и высушивали.
Саманные дома ставили на камень – плитняк или на землю, без фундамента. Пол в таких избах углублялся и обмазывался глиной, стены изнутри и снаружи также обмазывали глиной, а затем белили. Крыша домов была плоской или слегка покатой, на жердевой или плетневой основе, она располагалась на два-три самана выше настила потолка, часто обсыпалась землей. Дома были однокамерные, иногда с пристроенными сенями. В качестве топлива раньше широко использовали кизяк. Его формовали в виде кирпичей, высушивали на солнце и складывали в кучки в виде пирамидок с оставлением просветов.
Деревянные избы в башкирских поселениях сегодня, как и раньше, встречаются очень редко из–за отсутствия в этих местах лесных массивов. В настоящее время в башкирских населенных пунктах можно увидеть много домов современного типа, построенных из кирпича или бетона.
К основным принадлежностям внутри дома относились нары, которые вплоть до середины ХХ века делали из глины. Затем на смену им пришли нары из дерева, которые устанавливали на подпорки, сделанные также из дерева. Нары имели широкое применение: на них ели и спали. В одном углу на нарах стоял сундук, на который аккуратно складывали горкой свернутые одеяла, подушки, тюфяки, паласы, чепраки. Для прочности и красоты все это перетягивалось нарядной лентой. Сегодня нары сохранились лишь в некоторых домах, в кухонной части, но там они не утратили своих функций. И сейчас некоторые пожилые люди предпочитают нары кроватям.
Большую роль в организации башкирского интерьера в прошлом играла печь, дававшая тепло и уют обитателям дома. Наиболее распространенной формой печи раньше являлась каминная печь (сувал). Позже на смену ей пришла русская печь в соединении с плитой, снабженной дополнительной топкой. И сегодня печь играет большую роль в организации интерьерного пространства, хотя в домах современного типа проведено газовое отопление с водяным обогревом жилого пространства.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Долгое время башкиры вели полукочевой образ жизни, их основными занятиями были скотоводство и охота. После присоединения к России начинается активный процесс перехода их к оседлости, хотя некоторые группы башкир продолжали выезжать на свои летние кочевки вплоть до начала ХХ столетия.
В прошлом основу традиционного хозяйства самарских башкир составляло животноводство. Этому способствовали бескрайние степи с хорошим травостоем и обилием водных источников. И сегодня животноводство играет большую роль в хозяйстве башкир Самарской области – они разводят лошадей, овец, коз, коров. До второй половины ХХ столетия башкиры держали и верблюдов (в основном, двугорбых). В связи с переходом башкир к земледелию верблюдов стали использовать на полевых работах (запрягали в плуг или в косилку) до распространения в крае средств механизации.
Значительную роль в хозяйстве играла также охота. Ловили крупных и мелких зверей с помощью разнообразных средств. Сидя на выносливых лошадях, охотники гоняли по глубокому снегу волков и лис, а затем убивали этих хищников охотничьими булавами и железными цепями. Таким же способом охотились когда–то на сайгаков и диких лошадей – тарпанов. Позднее на смену дубинам и цепям пришли ружья. На крупных зверей охотились также с помощью собак. Капканы и петли обычно использовали для ловли небольших зверей: зайца, бобра, выдры, барсука.
Под влиянием земледельческих народов (русских, украинцев и др.), а также в результате административной политики башкиры постепенно перешли к земледелию и огородничеству: выращивают пшеницу, рожь, ячмень, сеют картофель, морковь и т.д. К началу ХХ века завершается переход к комплексному земледелию, а полукочевое скотоводство уступает место пастушескому.
Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей.

Национальный костюм.
Основу женского башкирского костюма составляло длинное платье, а также передник и камзол, украшенный позументом и серебряными лентами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из монет и кораллов. Женский головной убор кашмау представлял собой чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, а также с длинной лопастью, спускающейся по спине и расшитой раковинами–каури и бисером. Девичий головной убор такыя являлся шапочкой шлемовидной формы, также покрытой монетами. Верхней одеждой у женщин служили распашные кафтаны и чекмени, отделанные вышивкой и монетами.
Традиционный мужской костюмный комплекс башкир включал в себя рубаху и штаны с широким шагом, легкий халат, камзол, тулуп. Распространенным летним головным убором являлась тюбетейка с плоским верхом (обычно коричневого или зеленого цвета). Башкиры нередко носят тюбетейки и сегодня. Зимой мужчины и женщины носили шапки, сделанные из меха пушного зверя. Использовались различные виды обуви – сапоги, кожаные башмаки, бахилы.

Традиционная кухня.
Основу традиционной башкирской кухни составляют блюда животного происхождения. К ним относится бишбармак – мелко нарезанная жирная баранина или конина, заправленная бульоном и лапшой. Сейчас это блюдо обычно готовят во время праздников. К наиболее лакомым и почетным блюдам относится конская колбаса – казы. В башкирских деревнях распространен творог – эремсек, а также сыр – корот.
Особое место среди напитков занимает кумыс, который приготовляется из кобыльего молока. В прежние времена угощение этим напитком всегда предваряло и завершало гостевую трапезу. Кумыс широко использовался и в лечебных целях. По рекомендации врачей им лечился у местных башкир великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, описавший в своих произведениях башкирское гостеприимство.
Под влиянием соседних народов башкиры стали употреблять картофель, морковь, огурцы. В пищу идут различные ягоды. Грибы самарские башкиры раньше не собирали и не ели, отзывались о них пренебрежительно. В настоящее время, однако, под влиянием соседних народов, некоторые башкиры (как молодежь, так и люди пожилого возраста) стали употреблять в пищу и грибы.

Праздники и обряды.
Основные традиционные праздники отмечались башкирами в весеннее и летнее время. Например, Каргатуй («грачиный праздник») традиционно отмечается ранней весной после прилета грачей. По представлениям башкир эти птицы, первыми прилетающие с юга, олицетворяли пробуждение природы после долгой зимы. Смысл Каргатуя – торжества по случаю всеобщего пробуждения и обновления, обращение к духам предков и силам природы (с которыми грачи имели связь) сделать год плодородным и благополучным. Участвовали в празднике только женщины и подростки. Во время праздника люди водили хороводы, угощали друг друга ритуальной кашей, а в конце остатки каши оставляли на камнях или в кустах для грачей. В настоящее время какие–либо ограничения для мужчин при проведении Каргатуя сняты. Башкиры Самарской области возродили традицию проведения этого праздника.
Весенним полевым работам посвящался праздник плуга Сабантуй. В день его проведения народ собирался на открытой местности вблизи населенного пункта. Устраивались спортивные состязания: борьба, бег взапуски, скачки на лошадях, добывание ртом монет из наполненных кумысом или водой с отрубями котлованов, перетягивание друг друга веревкой. Кроме того, устраивалось обильное угощение. С 90-х годов XX века наблюдается возрождение празднования Сабантуя.
К важным событиям общественной жизни башкир относился праздник Джиин (Йыйын), в котором участвовали жители нескольких поселений. Во время этого праздника совершались торговые сделки, брачные сговоры, устраивались ярмарки. Йыйын ежегодно проходит в Большечерниговском районе Самарской области.
Летом проходили девичьи игры на природе, обряд «кукушкин чай», в котором участвовали только женщины. В настоящее время среди башкир Самарской области наблюдается возрождение этих обрядов.
Башкиры отмечают также праздники, общие для всех мусульманских народов: Ураза-байрам (праздник в честь окончания мусульманского поста), Курбан-байрам (праздник жертвоприношения), Маулид–байрам (день рождения пророка Мухаммада).
В фольклоре башкир Самарской области отчетливо прослеживаются реликты древних верований. Отголоски тотемизма видны в рассказах о различных зверях, птицах, пресмыкающихся. Некоторым животным и птицам нельзя причинять вред – журавлю, лебедю, грачу и т.д.
У башкир издавна существовал обычай составлять свою родословную, в которую включались все члены рода по мужской линии. Каждый представитель рода должен был хорошо знать свою родословную, и эти знания передавались от родителей к детям, от стариков к молодежи. Одни родословные – шежере состоят лишь из перечня имен представителей определенного рода, другие включают сведения о событиях, произошедших при жизни того или иного члена рода, поэтому шежере еще называют генеалогическими летописями. Нередко в шежере исторические события переплетаются с легендами. В Кочкиновке хранится генеалогическая летопись, восходящая к самому Чингисхану, соответственно, некоторые жители данного поселения считаются потомками этого великого монгольского завоевателя. Такие родословные напоминают о временах, когда башкирские земли входили в состав Золотой Орды, и Чингисхан являлся популярным фольклорным героем.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку