Вернуться к обычному виду
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Джордж Гордон Байрон

Чеченцы

Чеченцы В Самарской области проживает 970 человек (2010 год)

Самоназвание - но́хчий.
Численность и расселение. Общая численность – около 1,5 млн. человек. Основное население Чеченской Республики (1,2 млн. человек), широко расселены небольшими группами во многих территориях Российской Федерации и стран мира.
Антропологический тип - относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы.
Родной язык. Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925-1938 - на латинской, с 1938 - на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т.п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие.
Традиционная религия. Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.
Этнические группы - аккинцы, малхистинцы, нохчмахкахойцы, орстхойцы, терлоевцы, чантийцы, чеберлоевцы, шаройцы и шатойцы.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтвержден осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть, всей южной половины нынешней Чеченской республики. Документ этот был скреплен подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война.
Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова в 1817-1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сел была построена Сунженская линия укреплений. После пленения Шамиля, уничтожения ряда мятежных имамов, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860 году.
После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 - Республику горцев Северного Кавказа). Но наступление Деникина быстро покончило с республикой. После победы большевиков чеченцы получили автономию и земли почти всех станиц Сунженской линии, откуда выселили казаков.
В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии. В Самарскую область чеченцы приезжали учиться, работать, по семейным обстоятельствам.

Типы поселений.
С III тысячелетия до нашей эры на территории расселения нахских племен появляются первые укрепленные поселения. Для их строительства выбирались естественно защищенные места: на возвышенных, скалистых мысах, на крутых берегах рек. Строились боевые башни. Именно у нахов (чеченцев и ингушей) башенная архитектура достигла наивысшего развития. Остатки каменных построек различных эпох в горной Чечне дают возможность проследить эволюцию нахских башен в течение, по крайней мере, трех тысячелетий.

Типы жилья.
К XVIII веку основным типом жилища населения Горной Чечни являлись открытые со стороны фасада, дома из дикого камня (связанные известью или глиной) с плоской земляной (или из сланцевого шифера) крышей, известные в литературе как «горская сакля». Жилища жителей равнин представляли собой турлучные (плетенные из веток стены с глиняной обмазкой) или из сырого кирпича дома, вытянутые в длину в несколько комнат (крыша была плоской земляной, либо камышовой). Из того же материала или дерева строились также хозяйственные постройки и отдельные кунацкие – гостевые дома.
Очаг выступает в жилище как его организующий центр, он разделяет жилище на мужскую и женскую, на почетную и непочетную части, является предметом семейного культа.
Важным предметом интерьера был круглый или прямоугольный столик на трех ножках. У чеченцев такие низкие скамеечки использовались и мужчинами, и женщинами, а старики предпочитают их до сих пор.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Основным занятием чеченцев в горах было скотоводство. В высокогорье чеченцы разводили традиционные породы мелкого и крупного рогатого скота, которых называют «горскими», а в предгорно-плоскостной зоне - тушинские, карачаевские и степные (ногайские) породы овец. Основную долю молока, масла и сыра в хозяйстве горцев давали коровы и в меньшей мере буйволы. Кроме того, шерсть, овчины, кожи, кость столь остро необходимые в полунатуральном хозяйстве горцев также давали домашние животные.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о коневодстве. Еще данные начала XVII века говорят о наличии данной отрасли в хозяйстве окочан-ауховцев и служилых терских окочан – они не только имели конские табуны, но и выращивали породистых лошадей достойных для дара московских царям.
С началом массового возвращения чеченцев с гор на равнины (по крайней мере, с середины XVII века) и с завершением этого процесса в течение XVIII столетия, в традиционном хозяйстве населения Чечни происходят серьезные изменения. Удельный вес скотоводства в хозяйстве населения равнинной зоны Чечни в XVIII веке начинает уступать земледелию, хотя в количественном исчислении овец и коров становится значительно больше ввиду наличия широкой кормовой базы. Появляются указания на массовое разведение не только овец и коров, но и лошадей. То же овцеводство носит теперь экстенсивный, отгонный характер.
Посуда у чеченцев почти до конца XIX века была деревянная, гончарная и медная. В ее изготовлении народные мастера достигли большого совершенства.
Плетение, стегание, вышивка, изготовление одежды, как мужской, так и женской, издавна лежало на плечах женщины. Трудовые навыки, секреты мастерства, связанные с изготовлением одежды, передавались из поколения в поколение по женской линии.

Национальная кухня.
Основу чеченской кухни составляют: мясо, черемша, сыр, тыква, творог, кукуруза. Основные компоненты чеченских блюд - острые приправы, лук, чеснок, перец, чебрец.
Из мяса в основном использую баранину и птицу, несколько реже - говядину. Свинину не употребляют по канонам мусульманской религии. До сих пор очень популярно сушеное и вяленое мясо, сохраняющееся очень долго. Любимы блюда из субпродуктов: почек, сердца, легкого, вымени. Самые распространенные: жижиг-галмаш (мясо с галушками) и жижиг-барш (ливер, фаршированный мясом, рисом и картофелем). Нередко подают мясо с зеленью и лепешками из кукурузной, ржаной либо ячменной муки.
Приправы в национальной кухне играют очень большую роль. Самые популярные: лук, чеснок, перец, черемша и крапива. Черемшу - дикий горный чеснок, едят в сыром, вареном и слегка обжаренном виде, заправляют уксусом, томатной пастой, растительным маслом.

Национальный костюм.
Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет (тип полукафтана) - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет - на 8-10 сантиметров выше колен, старики носили более длинные бешметы. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерсти. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника.
Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды чеченцев характерна темная цветовая гамма.
Комплекс женской одежды включал нижнюю рубаху и длинные штаны. Этими предметами, в сочетании с головным убором и комнатной обувью, женский костюм в домашних условиях обычно и ограничивался.
Одним из самых распространенных видов верхней женской одежды был бешмет разных типов: сшитый на подкладке, который носили в летний период, утепленный на вате или шерсти – зимний.
Выразительной частью традиционного женского костюма являются головные уборы: большие головные платки-шали (куортали) из козьего пуха, шерсти, шелка и т.д. Размером и цветом подчеркивалась возрастная специфика: небольшие платки (йовлакх) из тканей домашнего производства одевали молодые девушки.
Среди женских головных уборов выделяется чухта (волосяной мешок), прикрывавший волосы замужней женщины. Она представляла собой форму удлиненного квадрата, полого внутри, сшитого из атласа, сатина или тонкой шерсти. Цвет традиционно черный, иногда украшалась вышивкой, бахромой или монетами. Она скрывала волосы по всей длине, спускалась на лоб и плотно завязывалась лентами.
Чеченские ювелирные украшения – браслеты, бусы, спиральные кольца, перстни, подвески в древности изготовлялись из бронзы, позднее - из серебра. Одежду украшали чеченские пуговицы - клинообразные пластинки.
Женскую обувь изготавливали из войлока, шерсти, сыромятной кожи, сафьяна и т.д.

Праздники и обряды.
Известны чеченские доисламские обычаи, связанные с праздниками сельскохозяйственного календаря.
Обряд призывания дождя: чтобы вызвать дождь, чеченцы разрушали воронье гнездо, пропахивали русла пересохшей речки. Этот обряд исполняли раздельно женщины и мужчины. Считалось, что бросание камешков в реку, сопровождаемое чтением молитвы, также помогает вызвать дождь.
Праздник весны. С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия - 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце.
История традиций новогоднего праздника восходит к глубокой древности. Тогда важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Еще один ритуал - укладывание длинного, неразрубленного бревна в очаг. Длина бревна определяла продолжительность праздника. В том доме, где бревно, прогорев, сокращалось до таких размеров, что за ним можно закрыть дверь, начиналась вечеринка с обильной едой, питьем, танцами, представлениями. Обильный новогодний стол, по народным представлениям, был гарантией благополучия семьи в наступающем году. С этой целью сытно кормили в новогоднюю ночь все живое, вплоть до мышей. К празднику пекли хлебы из пшеничной муки.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку