Вернуться к обычному виду
«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

В.Г. Белинский

Казахи

Казахи В Самарской области проживает 15 602 человек (2010 год)

Самоназвание – казах.
Численность и расселение. Общая численность – более 14 млн. человек. Основное население Казахстана (11,2 млн. человек). Большие группы казахов проживают в Китае (1,4 млн. человек), Узбекистана (1,1 млн. человек) и Рос-сии (647,7тыс. человек). Небольшие группы казахов есть в Туркмении, Монголии, Киргизии, Турции, Иране, Украине, США, Белоруссии, Германии, Великобритании, Таджикистане.
Антропологический тип – южносибирская раса - переходная между большими монголоидной и европеоидной расами. В среднем эпикантус у казахов встречается до 21,7% у женщин и 34,6% у мужчин.
Родной язык – казахский, относится к тюркской ветви алтайской языковой семьи. Письменность на русской графической основе.
Традиционная религия – ислам суннитского толка, сильны позиции натуралистических воззрений, составлявших так называемую религию степняков – тенгризм.
Этнические группы - среди казахов насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп, однако формальное разделение по жузам (Старший, Средний и Младший) есть до сих пор.

Этногенез и история заселения Самарской области
Современное казахское население области представлено потомками переселенцев 20-х годов XX века, расселившимися преимущественно в южных и восточных районах. Переселялись они из Казахстана как в уже обжитые русскоязычным населением села (Натальино, Калиновка), так и во вновь осваиваемые (Потуловка, Безенчукский район). Все эти села расположены неподалеку друг от друга в степной местности, пригодной для выпаса скота. Переселлись семьями, и после того, как первые переселенцы обустраивались, заводи-ли хозяйство, они вызывали из Казахстана своих родственников на постоянное местожительство. Крупнейшее казахское селение в Кинельском районе – Аул Казахский – появилось в 1934 году на месте цыганского колхоза «Сталинско-Дром» («Сталинский путь»). Есть сведения, что первыми поселенцами здесь были несколько десятков семей из Тайпакского района Уральской области.

Типы поселений
Учеными описаны четыре вида оседлых поселений у казахов, датируемые XV-XVIII веках: 1. кыстау - зимовки; 2. кыстаки - зимовки-поселения; 3. уактылы коргандар - временные замки, укрепленные каменными и земляными стенами; 4. кенты (кала) - городища. К 30-м годам XX столетия процесс пере-хода казахов к оседлому образу жизни в основном завершился.

Типы жилья
Основным видом жилища казахов в XVIII – начале XIX века была юрта (кииз уй), хорошо приспособленная к условиям кочевой жизни. Она состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Основой ее стен служит решет-ка (кереге) из тальника. Из перекрещенных планок, скрепленных сыромятными ремешками из верблюжьей кожи (кек), делают звенья решетки (канат), свободно раздвигающиеся и складывающиеся.
Дома первых переселенцев из Казахстана в Самарскую область строились из дерна или саманного кирпича. В основном, они были однокамерными и прямоугольными в плане, покрывались соломенной крышей, которую заливали жидкой глиной. Из-за недостатка средств окна в таких домах стеклили редко, как правило, затягивали пузырем или пленкой, на зиму завешивали кошмой. Пол в домах был земляной, посыпанный соломой. Состоятельные казахи строили рубленые дома русского типа.
Хозяйственные постройки и помещения для скота обычно примыкали к жилой части дома. У состоятельных казахов жилище было отделено от хозяйственных построек. Материалом для стен хозяйственных построек служили дерн, саманный кирпич, дерево, крышу крыли соломой. Беднейшая часть населения ставила надворные постройки со стенами из обмазанного глиной плетня. Постройки для скота делились на летние и утепленные зимние.
Интерьер казахских домов был довольно скромным. На пол обычно клали кошму из овечьей шерсти. Ковры, кошмы, одеяла, матрацы, тюфяки заменяли казахам мебель. Спали на полу, на шерстяных матрацах, обтянутых тканью, ели также на полу, сидя на подушках или тюфяках. Вдоль стен сооружались деревянные полки, на которые складывались подушки, матрацы, одежда, запасные войлоки. Для этих же целей служили деревянные сундуки.
Для приготовления пищи использовали низкую печь с вмазанным кот-лом — казандык. Печь ставили обычно посредине комнаты, она как бы делила помещение на две части: одна, ближе к входной двери, служила прихожей и кухней, другая, большая по размерам – жилой комнатой. В жилой комнате хозяева принимали гостей. Почетное место для гостей (тор) покрывалось поверх простой кошмы кошмой с орнаментом, коврами или войлочными подстилками.

Традиционное хозяйство и промыслы
Основой хозяйственной деятельности казахского населения как прежде, так и теперь является животноводство. Ведущее место в хозяйстве занимает овцеводство, меньшее значение имеет разведение крупного рогатого скота. Небольшая часть населения занимается коневодством: лошадей используют как средство передвижения. Подсобное значение имеют садоводство и огородничество. В последнее время многие казахские семьи занимаются фермерским хозяйством: выращивают зерновые культуры, разводят скот на мясо.
Прикладное искусство у казахов тесно связано с производством предметов быта. Казахские женщины изготовляли орнаментированные кошемно-войлочные изделия. Кошму из темной шерсти украшали растительными орнаментами, выполненными белыми шерстяными нитками. Войлочные ковры изготовляли путем соединения войлоков двух-трех цветов. Кошмы и ковры из шерсти окрашивали также красками фабричного производства.
Мужчины занимались выделкой кожи, из которой изготавливали посуду и одежду. Кроме того, мужским занятием было изготовление деревянных изделий: посуды (блюд, мисок, корытец для замешивания теста, ковшей, пиал, ложек, чашек и т.д.) и предметов мебели (сундуков для хранения одежды и утвари, круглых обеденных столиков на низких ножках, небольших шкафчиков для посуды).

Национальная кухня
Пища казахов, как в прошлое, так и настоящее время, состоит в основном из продуктов скотоводческого хозяйства. Мясо употребляется, как правило, в вареном виде, реже – в жареном. Одним из самых распространенных блюд является мясо (по-казахски – ет) – отварное мясо без соли и приправ. Для приготовления другого блюда – бешбармак – баранину варят в котле, за-тем, вынув мясо, опускают в котел накатанное и порезанное тесто. Сварившееся тесто выкладывают в большое деревянное блюдо, на тесто нарезают отварное мясо, сверху посыпают жареным луком и заливают мясным бульоном. В деревянных чашках-пиалах также подают подсоленный и приправленный бульон. Бешбармак едят руками, отсюда его название, означающее в переводе «пять пальцев». Перед едой обязательно моют руки в специальной глубокой чашке.
Сохранилась традиция заготавливать мясо впрок в копченом, соленом и замороженном виде. Из конины готовят колбасы: тонкие кишки животных заполняют мясом и жиром; часто делают колбасы из цельного куска мяса с костью, помещаемого в толстую кишку.
Традиционным в рационе казахов является молоко. Из заквашенного молока получают различные кисломолочные продукты: простоквашу, кислое молоко – айран, сыры, разнообразные по технологии приготовления, по вкусу и длительности хранения. Из сливок взбивают масло. Из кислого молока готовят сушеный творог – курт в виде соленых шариков. Хранят курт в деревянных кадушках. Из топленого молока, заквашенного с помощью сычужного фермента или кислого молока, готовят сушеный сладкий сыр – иримшик, который подают к чаю.
Главным угощением на всех торжествах у казахов является напиток из кобыльего молока – кумыс. Способности хозяйки оцениваются прежде всего по умению приготовить кумыс. Перед подачей на стол его выливают в специальную посуду – кумысницу, а разливают специальной деревянной ложкой. Другим излюбленным напитком казахов является айран.
Особое место среди напитков занимает чай, заваренный в специальном чайнике. Чай по-казахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока. Причем в пиалу сначала наливают кипяченые сливки или молоко, затем заварку чая и доливают кипятком из самовара. Пиала с чаем подается каждому в правую руку.
Казахи употребляют в пищу выпечку – это и то и лепешки различных видов из пресного и кислого теста, и пирожки с начинкой. Распространенным блюдом являются пончики – баурсак. Они готовятся из пресного или дрожжевого теста и варятся в бараньем жире.

Национальный костюм
Традиционный мужской костюм состоял из широкой рубахи с длинным рукавом, штанов с широким шагом, сшитых из легкой материи. Поверх руба-хи надевали камзол – длинную безрукавку, или халат на теплой подкладке из овечьей шерсти – шапан. Зимой мужчины носили длинные шубы из овчины. Непременной составной частью как мужского, так и женского традиционного костюма был пояс из кожи или ткани. Летом казахи носили тюбетейки или легкие шапки, зимой – круглые шапки с меховой опушкой или меховые ушанки. Обувью служили высокие сапоги, которые надевались поверх войлочных чулок.
Женский костюм состоял из платья (койлек) туникообразного покроя, с широкими длинными рукавами. Рукава и подол платья украшались много-численными воланами. Поверх платья надевали безрукавку из более плотной ткани, украшенную вышивкой или бисером. С платьем носили широкие штаны (дамбал) из легкой ткани. Верхней одеждой служил широкий халат прямо-го покроя, сшитый из плотной ткани.
Казашки обычно носили платок, под который иногда для придания нужной формы подкладывали бумагу. Зимой носили шерстяные шали с кистями. Зимней верхней одеждой служила шуба из овчины или дубленой кожи. Для пошива одежды казашки предпочитали ткани ярких цветов – красные, зеленые, желтые, пожилые женщины – более темные цвета. Из обуви носили сапоги из тонкой кожи (мясь); их носили и в помещении, а для выхода на улицу поверх сапог надевали галоши.
Женские украшения изготовлялись из серебра, меди, цветного стекла и бисера. Женщины носили серьги, браслеты, кольца, девушки своими руками делали накосные подвески. Особо украшали пояс – его орнаментировали вышивкой. Нашивки делали также на одежде, головных уборах и обуви.

Праздники и обряды
Казахское население Самарской области отмечает почти все религиозные мусульманские праздники: Ураза, Курбан. Во время праздников режут барана, в дом приглашают муллу. Всех гостей угощают чаем, бараниной, мулле дают деньги на помин покойных. Пятница у верующих казахов – поминальный день.
Празднование Наурыза – Нового года продолжается несколько недель. Утро Нового года начинается с взаимного посещения друг друга, обмена подарками и обязательного праздничного застолья. В ауле Казахский Кинельского района ежегодно 14 марта традиционно отмечают праздник Камал айт - встреча весны, нового года. В программе праздника – концерт с показом казахских обрядов и традиции.
В последнем месяце весенне-летнего сезона казахи празднуют Надом. Готовится богатое угощение, приглашаются гости. Молодые люди поют пес-ни, устраивают соревнования, играют в игры.
Казахи отмечают также и небольшие семейные праздники – найры, связанные с началом либо завершением какого-либо этапа хозяйственной деятельности. К таким праздникам относятся также свадьбы, рождение детей, дни рождения членов семьи и т.д. Каждый из этих праздников сопровождался праздничным пиром. Все они являются не только календарными, но и семейными, так как отмечаются прежде всего в семье, группой родственных и соседских семей, связанных друг с другом общими хозяйственными заботами.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку