Вернуться к обычному виду
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Джордж Гордон Байрон

Киргизы

Киргизы В Самарской области проживает 2 105 человек (2010 год)

Самоназвание – кыргыз.
Численность и расселение. Общая численность – 4,5 млн. человек. Основное население Киргизии (4,0 млн. человек). Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане, Синьцзяне (КНР), Украине, Турции. В Российской Федерации проживает 103,4 тыс. человек.
Антропологический тип – южносибирская раса.
Родной язык – киргизский, который относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Письменность на русской графической основе.
Традиционная религия – ислам суннитского толка.
Этнические группы.
Еще в недавнем прошлом у киргизов сохранялось родоплеменное де¬ление, но племенные различия не были резко выражены. В большей степени некоторые особенности быта были свойственны крупным территориальным группам. Так, в известной мере отличаются от остальных киргизы, населяющие Ферганскую котловину, прилегающие к ней хребты и восточный Памир. Этих киргизов условно принято называть южными киргизами в отличие от северных киргизов, населяющих Тянь-Шань, Прииссыккулье, долины рек Чу и Таласа.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Киргизский этнос формировался на основе двух этнических массивов: центрально-азиатско-южносибирского и среднеазиатского. Согласно письменным источникам, на территории Центрального Тянь-Шаня и Семиречья с древнейших времён до XVI века упоминаются этнические названия: саки, усуни, юечжи, хунны, эфталиты, дулу, нушиби, тюргеши-тухси и азы, карлуки, согдийцы, чигили, аргу, туркмены, кыпчаки, канглы, кара-китай, найманы, монголы и тюрко-могульские племена Могулистана. Процесс сложения Киргизов шёл с начала II тысячелетия и завершился на рубеже XV-XVI веков. Енисейские Киргизы, переселившиеся в IX-X веках (отчасти позднее - в XIII-XIV веках) на Тянь-Шань, составляли основное ядро в формировании Киргизов.
На основании археологического материала и китайских источников можно считать таштыкскую культуру (I век до н.э.), прежде всего её тепсейский этап (III-V века), древнекиргизской или протокиргизской культурой.
В VI-VIII веках енисейские Киргизы входили в Тюркский каганат, сохраняя известную политическую самостоятельность. В середине VIII века киргизы становятся данниками уйгурских ханов (сменивших тюркских каганов), вступают в борьбу с уйгурами, которая оканчивается в 1-й половине IX века победой Киргизов и установлением их господства в Центральной Азии (Киргизский каганат). Киргизы в 40-х годах IX века завоевали племена Алтая, верхнего Енисея и Монголии. Власть енисейских Киргизов в IX-X веках распространяется на территории от Маньчжурии на востоке до реки Иртыш на западе, от Красноярска на севере до Восточного Туркестана на юге. Часть енисейских Киргизов, преследуя уйгуров на юго-западе, проникла в Восточный Тянь-Шань, где они составили впоследствии основное ядро киргизского народа.
В XVI веке Киргизы представляли на Тянь-Шане обособленную общность, имевшую сложный этнический состав. Формирование киргизской народности и её расселение в пределах современного обитания завершилось в основном во 2-й половине XVIII века. С середины XIX века киргизы начали переходить в русское подданство, в 60-70-х годах вошли в состав России. По национально-государственному размежеванию Средней Азии образована в 1924 году Кара-Киргизская АО (с 1936 - Киргизская ССР); с 1991 - Республика Кыргызстан.
Первоначально киргизы приезжали в Куйбышев в основном для учебы. Особым успехом среди высших учебных заведений пользовались политехнический, инженерно–строительный и авиационный институты. С 1990-х гг. в Самарскую область стали приезжать жители Республики Кыргызстан в основном для работы.

Типы поселений.
До 50-60-х годов XIX века киргизы жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100-200 юрт и более, объединяемыми главным образом по генеалогическому признаку. После возникновения оседлых поселений (кыштаков) основная масса киргизов продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа.

Типы жилья.
Преобладающим типом жилища была юрта, которая делилась на мужскую и женскую половины. В настоящее время юрта сохраняется в быту лишь части киргизов как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Традиционное занятие киргизов — кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах). Разводили главным образом лошадей, в меньшем количестве — овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, особенно в бедняцких хозяйствах. На Восточном Памире и в южной части Ошской области разводили яков.
Подсобной отраслью было земледелие, чаще — поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая.
Охота, в том числе с помощью ловчих птиц, — одно из древнейших занятий киргизов. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. Южные киргизы жгли уголь и продавали его в городах Ферганы.
В советское время животноводство у киргизов стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизированное земледелие (зерновые, технические и другие культуры), созданы различные отрасли тяжёлой и лёгкой промышленности.

Национальная кухня.
Традиционная пища в основном молочная (в тёплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда - кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму), топлёное масло, кипячёные сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиционных лепёшек, готовят боорсок - кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печённые в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины. Излюбленный напиток - чай (на юге главным образом зелёный, на севере чёрный, в некоторых местах - с молоком).

Национальный костюм.
Традиционная одежда разнообразна. На севере женский костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В южных районах платье без воротника, с разрезом на груди, скреплённым брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Женские национальные головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан - элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельдемчи).
Мужской костюм на севере - туникообразная рубаха со стоячим воротником, тёмный камзол до колен со стоячим воротником, стёганый чапан с широкими клиньями внизу; на юге - длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков. Штаны общего среднеазиатского покроя, с широким шагом. Зимняя одежда - нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые тёмной тканью. Распространённый головной убор - белая войлочная шляпа (несколько вариантов), зимой - шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь - мягкие сапоги с калошами. Национальные особенности одежды сохраняются главным образом в сельской местности среди людей старшего поколения, а также среди пастухов на сезонных пастбищах (войлочные плащи, длиннополый халат и т.д.).

Праздники и обряды.
Киргизы отмечают навруз, а также два мусульманских праздника — Орозо Айт и Курман Айт. Сохраняется богатый фольклор (героический эпос "Манас", исполняемый сказителями-манасчи, и др., творчество поэтов-импровизаторов - акынов).
Популярные виды спортивных развлечений - скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель которых - поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку