Вернуться к обычному виду
«При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается».

Гай Саллюстий Крисп

Марийцы

Марийцы В Самарской области проживает 2 984 человек (2010 год)

Самоназвание - мари, Марий Мары, мааре. Вплоть до 1917 года марийцы официально именовались в русском языке черемисами.
Численность и расселение. Общая численность 600,0 тыс. человек. Основное население Республики Марий Эл (290,8 тыс. человек). Проживают в Казахстане, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии.
Антропологический тип – уральская раса.
Родной язык – марийский, лугово-восточный, горномарийский, относятся к финской группе финно-угорских языков уральской языковой семьи. Письменность - на основе русского алфавита.
Традиционная религия. Верующие марийцы преимущественно православные и приверженцы «марийской веры» (марла вера), сочетающие христианство с традиционными верованиями. Восточные марийцы Башкортостана, в основном, придерживаются традиционных верований. В последние десятилетия в рамках деятельности общественной организации «Ошмари-Чимари», претендующей на роль марийского национально-религиозного объединения, начали проводиться моления в рощах.
Этнические группы. Марийский этнос подразделяется на три основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные. Горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые – Ветлужско-Вятское междуречье, восточные марийцы живут к востоку от реки Вятки, главным образом - на территории Башкирии, куда переселились в XVI-XVIII веках.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Ядром формировавшегося в I тысячелетии н.э. в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. Большую роль в становлении и развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, чувашами, татарами). Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами. Интенсивные связи с русскими, особенно после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552), оказали значительное влияние на материальную культуру марийцев.
Живущие в Самарской области марийцы – переселенцы из Республики Марий-Эл в ХХ веке. Переселения были связаны с жилищными проблемами в селах и городах Марийской Республики. Основная масса жителей сел относит себя к горным марийцам, сохраняя язык и семейный уклад народа. Компактные поселения марийцев в области существуют в городе Отрадном, селах Арзамасцевка (Богатовского района), Домашка, Парфеновка, Малая Малышевка, Красносамарское (Кинельского района), райцентрах Борское, Хворостянка, Большая Черниговка.

Типы поселений.
Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной с преобладанием северно-русского типа планировки.

Типы жилья.
Жилище представляло собой срубную однокамерную постройку - избу (порт) с двускатной крышей, двухкамерную (изба-сени) или трёхкамерную (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом (под), кухня отделялась перегородками (кыдеж), вдоль передней и боковой стен помещались лавки (олымбал), в переднем углу под «божницей» - стол с деревянным стулом (пюкен) главы семьи, полки для посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, окна украшались вышитыми полотенцами.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Традиционное занятие марийцев - пашенное земледелие. Главные полевые культуры - рожь, овес, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лён, огородные - лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель.
Подсобное значение имели скотоводство - разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, а также различные промыслы - охота, заготовка и сплав леса, смолокурение, бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство. Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей промышленности.
Традиционными художественными ремёслами марийцев являются вышивка, резьба по дереву, ювелирное производство серебряных женских украшений. У горных марийцев – деревообрабатывающие промыслы: гнутье полозьев, ободьев, выделка бочек, изготовление плетеной и гнутой черемуховой мебели.

Национальная кухня.
Традиционный пищевой рацион марийцев составляют суп с клецками (лашка), вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (сокта), вяленая колбаса из конины (каж), слоеные блины (команмелна), творожные сырники (туара), отварные лепешки (подкинде), печеные лепешки (салмагинде), картофельные колобки с салом (тукмач цонка), ватрушки (туатка), пироги с мясом и крупой (кравец). Среди напитков известны пиво (пура), пахта (эран), крепкий медовый напиток (пуро), свекольный и хлебный квас (шапы). Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки из сушеной рыбы, конопляного семени. Существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей и голубей, в некоторых местностях - на журавлей.

Национальный костюм.
Традиционная одежда включает в себя общемарийские элементы - рубаху туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), распашной летний кафтан (шовыр), поясное полотенце (солык) из конопляного холста, пояс (юштэ). Обязательным украшением основных деталей костюма была богатая вышивка.
Существовали три вида головных уборов замужних женщин: шымакш - конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас, сорока, заимствованная у русских, и шарпан с нашмаком - головное полотенце с очельем. К головным украшениям мариек относятся празднично-свадебные околоушные подвески (пылыштенче). Особенно экзотично выглядели украшения, дополненные помпонами из крашеного заячьего или гусиного пуха.
В женский костюм входили передник (он-чылсакыш), поясные, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блесток, монет. Самым распространенным было нагрудное украшение в виде обруча вокруг шеи с застежкой – шульгама (сходное с мордовским сюльгама) и прикрепленным к нему куском кожи, обшитым красным сукном, унизанным серебряными монетами. Известны украшения: ама – продолговатый кусок материи с нашитыми монетами; теньга-кайтан – цепочка с монетами, оксан шуем – ожерелье из монет; пельш-тяньга – тяжелое парное украшение из монет, поддерживаемое тесьмой через голову.
Мужские головные уборы - войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника со свисающим на плечи шлыком.
Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны (мыжер) из чёрного или белого сукна и шубы (ужга). Поверх рубахи надевался белый распашной халат (шовыр) - отрезной по талии и со сборками, а также с полами, закрывающими грудь.
Обувью у мужчин и женщин служили лапти, кожаные сапоги (кем), валенки. Для работы в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы (кэтырма).
Непременным элементом в комплексе современного женского костюма горных марийцев, проживающих в Самарской области, является белый платок, вышитый в одном углу цветочным орнаментом.

Праздники и обряды.
Календарные обряды и праздники марийцев немногочисленны. Удыр Сий (девичий пир) – праздник является своего рода смотром невест. Праздник Пелдыш пайрем (праздник цветов), проводимый у мари в начале лета, отражает буйство цветов. Даже переехав в Самарскую область марийцы ездили на родину для участия в нем.
До настоящего времени марийцы отмечают престольные праздники. Сейчас круг гостей сузился. Однако традиции подготовки к празднику остались: убирают территорию вокруг дома, моют помещения, готовят национальные блюда.
Одно из центральных мест в жанровой системе марийского фольклора занимает семейная обрядность. Четыре пласта, функционирующие в рамках определенного ритуала или обряда – свадебный, гостевой, похоронно-поминальный, рекрутский - концентрируют мировоззренческие представления, идеалы, связанные с темами брака, внутрисемейными отношениями при прощании с близкими.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку