Вернуться к обычному виду
«В такой многонациональной, многоконфессиональной, мультикультурной стране, как Россия, люди слишком хорошо знают, как важно сохранять единство и к каким опасным последствиям приводит его утрата».

Главный раввин России Берл Лазар

Русские

Русские В Самарской области проживает 2 645 127 человек (2010 год)

Самоназвание – русские, (устар. – великороссы).
Численность и расселение. Общая численность – 133 млн. человек. Основное население Российской Федерации (111 млн. человек). Многочисленные группы русских живут в Украине, Белоруссии, Казахстане, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литве и Узбекистане, Франции, Германии, Бразилии, США, Канаде, Великобритании и Австралии.
Антропологический тип - разные подтипы большой европеоидной расы.
Родной язык – русский, относится к подгруппе восточнославянских языков славянской группы индоевропейской языковой семьи. Русский язык формировался на основе московских говоров, алфавит является вариантом кириллицы.
Традиционная религия – православие.
Этнографические группы - северная, южная и средняя, есть поморы, полехи, мещера, сибиряки, семейские, казачество.

Этногенез и история заселения Самарской области
Формирование русского населения Самарского края происходило в XVI-XIX веках за счет переселения русских из других мест. Первые постоянные селения в Заволжье появились после строительства на левом берегу Волги в 1586 году крепости Самара, под защитой которой в конце XVI - начале XVII веков возникли русские селения и на Самарской Луке: Рождествено, Подгоры (Ильинское) и другие. Основателями этих сел стали крестьяне, бежавшие на Волгу от непосильных феодальных повинностей и малоземелья центральных уездов России.
Среднее Поволжье явилось также районом формирования большого субэтноса - волжского вольного казачества. Появлению казачьих поселений способствовали удобные природные условия края: здесь замыкались два громадных водных кольца, позволявших казакам быстро уходить от погони и внезапно появляться для новых набегов. Активность действий казачества на Средней Волге достигла своего пика во второй половине 70-х - начале 80-х годов XVI века, но строительство крепости Самара лишило перспективы формирования в Среднем Поволжье казачьей области. Казаки со Средней Волги, в основном, ушли на Яик. Названия разрозненных поселений казаков на Самарской Луке в Жигулевских горах: Кольцово, Ермаково, Жигулиха, Барбошина Поляна связаны в самарской топонимике с легендарными именами основателей этих поселений.
Первые русские деревни устраивались, как правило, под эгидой крупных собственников - церковных феодалов (московские Чудов, Новоспасский, Новодевичий, самарский Спасо-Преображенский и другие монастыри) и купцов-промышленников (Надея Свешников).
Массовый приток русского населения в Самарское Поволжье стал возможным только после строительства городов-крепостей и оборонительных линий: Закамской (1652-1656), Сызранской (1683), Новозакамской (1732-1734), Оренбургской (1736-1743).
Колонизация края осуществлялась по-разному: от целенаправленных переселений различных групп населения правительством, помещиками, монастырями и до «вольных» переселений беглых крестьян. Переселенцы явились сюда из 44 губерний и уездов России. Обращает на себя внимание «изначальная» (для данного региона) смешанность выходцев из различных районов России, основавших поселения в Самарском Поволжье.
В заселении края участвовали также выходцы из территорий, располагавшихся в центре страны - Московской, Пензенской, Тамбовской, Владимирской, Ростовской, Тульской, Курской и других губерний, а также северной (Костромского, Новгородского, Белозерского краев), западной (Смоленской, Харьковской, Полтавской) и южной России (Воронежской, Рязанской, Орловской) и других губерний. Переселенцы оттуда селились, как правило, в степной части Самарского Заволжья - Бузулукском, Николаевском, Новоузенском уездах.
Таким образом, переселившееся в Самарское Поволжье русское население состояло из представителей трех этнографических групп: северо-, средне- и южнорусской. Этнографическая неоднородность русских в Самарском крае выражалась как в самоназваниях отдельных групп в XIX веке: «москвичи», «куряки», «пензяки», «симбирцы», так и в названии многих селений: Питерка, Московка, Новотулка, Курская, Пензенка, Можайка, Калуга, Валуйка.
Процесс заселения оседлым населением завершился к середине XIX века. Это отразилось в факте создания заволжской Самарской губернии (1851), получившей статус «внутренняя губерния Империи». К этому времени Самарское Поволжье представляло собой многонациональный регион, где большинство населения составляли русские, регионально представлявшие «зеркало России». Кроме них, здесь проживали татары, мордва, чуваши, башкиры, украинцы и другие народы.

Типы поселений
Наиболее ранними русскими поселениями на территории Среднего Поволжья были деревни и села. Служилое население образовывало вблизи укрепленных линий и городов-крепостей слободы.
Самым распространенным типом сельского поселения у русских была деревня с небольшим количеством дворов (на первых этапах до 10 хозяйств). С увеличением численности жителей и появлением церкви деревня переименовывалась в село (от 30 дворов).
Сравнительно поздним типом поселения, появившимся в XIX веке вследствие малоземелья крестьян, следует считать выселки. Появляются также хутора. В годы советской власти довольно распространенным типом поселения становятся поселки.
Для русских селений характерной является уличная или линейная планировка: два порядка домов, расположенных по прямой (или почти прямой) линии, с проезжей частью между ними.

Типы жилья
Основным типом жилой постройки у русских Самарского края являлась деревянная срубная изба с подпольем. Каркас такого жилища собирался из бревен, сложенных в четырехугольные горизонтальные венцы и скрепленных различными способами. В степной зоне вместо леса использовался саман. Стены жилой избы выкладывали из кирпичей, изготовленных в специальных формах из смеси глины, соломы и песка и высушенных на солнце. Щели между кирпичами заливали жидкой глиной.
Для планировки жилища в прошлом было характерно трехкамерное деление: изба-сени-клеть. В начале XX века планировка домов начала изменяться - чаще стали строить жилища по типам: изба-сени (четырехстенок) или изба-сени-изба, пятистенок.
У русского населения губернии наиболее распространенным является общерусский тип внутренней планировки жилища: большая русская печь располагалась в углу при входе, а ее устье было обращено к передней стене дома с окнами как основному источнику света. По диагонали от печи устраивался передний - красный - угол, в котором вешались иконы - образа. В переднем углу стоял большой стол, вдоль стен располагались широкие лавки. У печи, над входом, почти пол-избы занимали полати. Пространство за печью - бабий угол - отгораживалось занавеской или деревянной перегородкой.

Традиционное хозяйство и промыслы
Основными системами землепользования в Самарской губернии являлись трехполье, преобладавшее в северной и северо-восточной частях губернии, и переложная система, распространенная в южной ее части. Основными культурами являлись рожь, пшеница, овес, греча, просо, ячмень, горох, а также лен и конопля (для изготовления одежды). Озимые поля в северной части губернии засевались обычно рожью, а яровые - овсом и гречей. На юге губернии пшеница являлась преобладающей культурой. Предпочтение отдавалось высшим ее сортам (например, белотурке), производившимся, в основном, для продажи на рынке. В пищу использовались, главным образом, просо и ячмень.
Разведение скота было развито преимущественно в южной части губернии, где было много свободных степных земель. Эти земли можно было арендовать за небольшую плату, что позволяло не только содержать собственную скотину (коров, овец, свиней и лошадей), но и разводить ее на продажу.
Огородничество, несмотря на его вспомогательный характер, являлось существенным подспорьем в хозяйстве. На приусадебных участках сажали капусту, редьку, морковь, огурцы, картофель, подсолнечник, бобы, тыкву, дыни и арбузы. Изобилие лугов и перелесков на территории губернии благоприятствовало разведению пчел.
В русских селениях Самарской губернии повсеместно были распространены производство льняной пряжи и ткани, портняжный промысел, изготовление изделий из лыка и коры. Также, было развито изготовление телег, повозок, дуг, колес, кузнечное, бондарное, гончарное и скорняжное дело, вязание и плетение платков, шарфов, рукавиц, чулок, ковров и кушаков, плетение домашней утвари из лозы и лаптей из лыка.

Национальная кухня
С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на скоромный и постный. Блюда приготовлялись из мучных, молочных, мясных и растительных припасов. Обычной едой простого народа было толокно, приготовлявшееся из овсяного зерна методом частичной варки с последующим размолом. Из теста на ржаной или пшеничной муке готовили пироги (пряженые или подовые). Начинка пирогов была мясная, рыбная, творожная, ягодная. В начинку добавляли кашу, лапшу, яйца, грибы. Пекли также сдобный хлеб - каравай и другие изделия: курник, оладьи, блины, хворост, левашники, перепичи, орешки. Из ржаной, гороховой и овсяной муки готовили кисели.
Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, уха, ботвинья и окрошка. Традиционной русской приправой и молочным продуктом является сметана, которой заправляют супы и салаты. Другим русским молочным продуктом является творог, из которого готовят сырники.

Национальный костюм
Одежда русского населения Самарской губернии до начала ХХ века представлял все три выше обозначенные этнографические группы: северную, южную и среднюю. На раннем этапе переселенцы переносили на новое местожительство традиции одежды, сложившиеся в районах их прежнего проживания. К концу 20-х годов ХХ века русский традиционный народный костюм практически вышел из употребления.
Главным элементом северорусского комплекса русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором и «душегреей» - короткой нагрудной одеждой, имевшей различные названия (епанечка, коротена, перышки). Наибольшую известность получил сарафан - клинник - косоклинный, распашной, застегивавшийся на медные или оловянные пуговицы, пришитые сверху до подола, или со швом спереди и с фальшивой застежкой.
Из Нижегородского края русские принесли традицию изготовления короткой нагрудной одежды - так называемую епанечку, шитую из бархата, украшенную золотым и серебряным шитьем. Встречались телогрейки (без рукавов, с широкими мышками, густыми сборами сзади и с полами на пуговицах спереди), шушунчики из шерстяной самодельной ткани синего цвета со сборами сзади; стеганые коротайки, шушпаны, душегрейки.
Особенностью южнорусского комплекса русского народного костюма являлась понёва - набедренная одежда, надеваемая поверх рубахи. Она шилась из 1-3 полотнищ шерстяной домотканины.
Основным элементом женского костюма на протяжении XIX века оставалась длинная рубаха. В крое соблюдалось одинаковое соотношение между длиной основного полотнища - «стана» и рукавов. Вокруг шейного выреза делалось большое количество сборок. Рукава были широкими и пышными. Отличие заключалось в принципе кройки собственно рукавов и остова рубахи, в их украшениях.
Характерной деталью русского женского костюма был фартук - запон. В прошлом его шили из холста, позднее - из ситца или коленкора, а в зажиточных семьях - из шелка разнообразных расцветок. Запон мог подвязываться под мышками или на талии.
На рубеже XIX-XX веков типичной одеждой русских женщин становится «парочка», состоящая из юбки и кофты. В этом выражалось сходство костюма жителей села и города. Юбки шились, в основном из 4-6 полос домашнего холста, собранных на поясе. Кофты шили с разрезами спереди, сбоку, а также нераспашные, которые надевались через голову.
Обязательным элементом женского костюма являлись головные уборы, ношение которых различалось по возрасту. Замужняя женщина должна была тщательно скрывать свои волосы от постороннего взгляда. Девушки волосы не прятали, заплетая их в косу, в которую обычно вплетали какое-нибудь украшение - так называемые косоплетки, бантом привязывали длинную цветную шелковую ленту. Замужние женщины носили волосинки, которые в различных местностях назывались по-разному: сетка-волосник, повойник, чехол, чехольчик, наколка. Кокошник имели право надевать молодые женщины и молодушки, только что вышедшие замуж. В некоторых местностях было принято носить кокошник до рождения первого ребенка, затем его заменяли волосником.
Обувью в середине XIX века являлись лапти. В праздничные дни женщины надевали высокие глухие или с небольшим разрезом впереди ботинки с кожаными вставками и вязаным узорчатым верхом (вязанки).
Женские украшения, входившие в комплекс традиционного русского костюма, можно условно разделить на четыре группы: ушные, шейные, украшения для рук и одежды – серьги, подвески, кольца, бусы (янтарные называли ожерелки). Самобытным украшением женской одежды были пояса - опояски, к которым иногда пришивали карманы, в которых обычно держали нитки, деньги, сладости (назывался лакомкой).
Мужская одежда, по сравнению с женской, однообразна. Ее основными элементами были рубаха и штаны - нательные и выходные одновременно.
Мужская - ряднинная - рубаха шилась из одного куска домашнего холста, с боков вшивались два клина. Рукава кроили прямыми, под мышками делали вставки-ластовицы. Такая рубаха застегивалась на пуговицы или завязывалась на тесемки. Застежка располагалась на верхней левой стороне грудного разреза - косоворотка, но могла находиться и посередине груди. Рубаху подпоясывали поясом. Мужские брюки-порты или портки (позже - штаны) шили из двух прямоугольных кусков домотканины. Брюки застегивали, подвязывали веревкой или шнурком. Встречались также и шаровары - более широкие брюки, которые надевали обычно под заправку в сапоги.
В праздники носили кожаные или хромовые сапоги. Самой распространенной будничной обувью оставались лапти. Зимой носили валенки, реже бахилы - сапоги из выделанной овечьей шкуры. С конца XIX века в деревню проникла мода на галоши.
С весны до осени мужчины носили фуражки и картузы, представлявшие собой разновидность военной фуражки с блестящим жестким козырьком. Зимой мужчины носили шапки-ушанки.

Праздники и обряды
Особенность праздничной культуры русского населения состояла в том, что после утверждения христианства на Руси церковные праздники, приуроченные к определенным дням и временам года, постепенно переплелись с дохристианскими обычаями и обрядами.
Праздничная обрядность у русского населения края группировалась согласно поворотным моментам годового цикла: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В связи с этим и праздники делились на зимние, весенние, летние и осенние. Каждый из них был связан с определенным этапом сельскохозяйственных работ.
Кульминацией зимних праздников были Святки, продолжавшиеся от Рождества до Крещения. Широко распространено было рождественское и новогоднее колядование. На Святки были распространены различные гадания; молодежь ходила по дворам, «озоровала».
Праздником проводов зимы и встречи весны является Масленица – восьмая неделя перед Пасхой. Главным атрибутом праздника было чучело Масленицы, ассоциируемое у славян с образом предков, а также блины - символ солнца и поминальный хлеб в обрядах поминовения родственников.
Обрядом зазывания весны у русских в день весеннего равноденствия были Жаворонки. Название происходит от испеченных из теста птичек, с которыми «в день сорока мучеников» (по христианскому календарю) дети поднимались на крыши сараев и закликали весну.
После завершения Великого поста начинался главный православный праздник - Светлое Воскресение Христово или Пасха. Вся пасхальная обрядность в русской среде края связывалась с яйцами, символизирующими начало новой жизни. Всю неделю от Христова Воскресения до Красной Горки молодежь собиралась на улицах за околицей катать яйца - это было и развлечением, и азартной игрой. Крашеные яйца, сдобные куличи и творожная пасха были главными атрибутами праздничного стола.
Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей, которая приходилась на 50-й день после Пасхи и знаменовала собой переход к лету. Троицкая обрядность в Самарской губернии имела характер массовых гуляний, главным смыслом которых были проводы («похороны» - мест.) весны.
Среди летних календарных праздников отмечали Ивана Купалу в день летнего солнцестояния (7 июля). Из очистительных действий было характерным шутливое обливание прохожих ведром воды из колодца или из окна своего дома.
Осенний цикл обрядов характеризовался престольными праздниками, среди которых наиболее часто встречались Успение Богородицы, Покров день, осенняя Казанская Божья Матерь, день Св. Димитрия Салунского (Дмитриевская), Козьмодемьянская, Михайлов день. Это были праздники села, определяемые по престолу церкви. В эти дни у храма накрывали столы, дома встречали гостей - родственников и жителей соседних селений.
Основной порой свадеб в Самарском Поволжье была осень. На период с Покрова дня до Филиппова поста (28 ноября) приходилось наибольшее количество бракосочетаний. На Самарской Луке свадьбы играли чаще зимой, когда Волга «заковывалась» в лед - с Крещения до Великого поста.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку