Вернуться к обычному виду
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

В.Г. Белинский

Татары

Татары В Самарской области проживает 126 152 человек (2010 год)

Самоназвание – татар.
Численность и расселение. Общая численность – около 7 млн. чело-век. Основное население Республики Татарстан (2,0 млн. человек). Татары живут в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, Сибири, Крыму и на Дальнем Востоке – всего 5,3 млн. человек. Татары живут в Узбекистане, Казахстане, Украине, Туркмении и многих других странах.
Антропологический тип – Антропологические исследования выяви-ли у поволжских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного и монголоидного.
Родной язык – татарский, относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на четыре диалекта: западный (мишарский), средний (казано-татарский), восточный (сибиро-татарский) и крымско-татарский. Наиболее древняя письменность – тюркская руника. По мере проникновения исламской религии руническое письмо заменялось арабской графикой. C X века по 1927 год бытовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1938 год – на основе латинской графики (яналиф), с 1939 года - на основе кириллицы.
Традиционная религия - в основном мусульмане-сунниты.
Этнические группы - делятся на несколько этнотерриториальных групп: татары волго-уральские, сибирские, астраханские, кряшены, крымские. В этнографическом отношении татары самарского Поволжья принадлежат к двум группам – казанским татарам и татарам-мишарям.

Этногенез и история заселения Самарской области
На территории нынешней Самарской области татары появились еще в XVI веке - компактное проживание татар зафиксировано в 1553 году (с. Татарский Байтуган) и 1560 году (с. Камышла). По некоторым данным, примерно в это же время на Ногайской дороге, связывавшей Казань и Астрахань, было основано село Теплый Стан. Во второй четверти XVIII века возникло Денискино.
Ко времени завоевания Казанского ханства Русским государством на Казанской дороге возникли ныне существующие села, среди них – Алькино, основанное в 1610-е годы. Централизованное и вольное заселение этих районов татарами началось одновременно со строительством оборонительных линий – Закамской (1652-1656) и Новозакамской (1732-1935). Из-под Казани и Симбирска на присоединенные земли царским правительством были поселены казанские татары и татары-мишари, обязанные нести военную службу. Таким образом к концу XVIII века были образованы селения Старое Ермаково (1732), Новое Ермаково (1782), Новое Мансуркино (1797).
Татары-земледельцы, отнесенные к категории казенных крестьян (государственных и удельных), составили основную массу переселившегося татарского населения. Это переселение происходило одновременно с движением сюда мордвы, русских и чувашей. Чересполосное расселение татар с этими этносами встречалось по всей Самарской губернии.
Во время царствования Екатерины II начался очередной этап освоения пустующих земель в Симбирско-Самарском Заволжье. В это время началась массовая миграция татар (вместе с другими народами) из Алатырского, Курмышского, Пензенского уездов на левый берег Волги, а также локальная миграция – внутри региона. Абсолютное большинство татарских сел северных районов Самарской области были основаны с начала XVIII до начала XIX веков.
Городские татары стали активно проявлять себя с первой трети XIX века. По некоторым сведениям, в это время на одной из центральных улиц Самары планировалось даже построить мечеть, и эта улица получила название Мечетной (теперь Самарская).
В настоящее время более половины татарского населения Самарской области проживает в городах, сельское население - в 47 селениях 10 районов.

Типы поселений
Любое сельское поселение, вне зависимости от его размера и административного значения, самарские татары называют аулом. Строились они, как правило, у проточной воды – по берегам рек, ручьев, ключей (долин-но-овражный тип расселения). Татарские селения в Самарском крае в большинстве своем были многодворными, имели линейную квартальную упорядоченную уличную планировку.

Типы жилья
Татарские усадьбы были поделены на две половины: передний двор - ишек алды, утар, где располагались жилище, хранилища, помещения для скота, погреб, сарай, амбар; задний двор – огород с гумном и баней.
Древнейшим типом жилища татар в Самарской области является прямоугольное однокамерное жилище – рубленая из дерева изба, обращенное узкой стороной к улице. Господствовала срубная техника возведения стен «в угол» и «в лапу». Широко использовалась и каркасная конструкция стен: столбовая техника с горизонтальной закладкой бревен. Под влиянием русской культуры быстро стали появляться двухкамерные по-стройки, состоящие из отапливаемой зимой избы и неотапливаемых сеней, к которым пристраивалось украшенное резьбой крыльцо с навесом. Распространенным сейчас типом жилища являются трехкамерные дома: изба-сени-изба или изба-сени-клеть. Дом отапливался печью, представленной зачастую комбинацией из русской печи и пристроенным к ней сбоку глинобитным очагом с вмазанным котлом. Печь обычно ставилась топкой к передней или боковой стене на некотором расстоянии от близлежащих стен, образуя, таким образом, своеобразный проход на женскую половину дома. При этом иногда площадь избы разделялась по линии печи (матицы) капитальной перегородкой или занавесью на кухонную (женскую – почмак як) и гостевую (мужскую, «чистую» - тур) половину. Для интерьера татарского жилища были характерны также встроенные лавки, полки и стулья.

Традиционное хозяйство и промыслы
Традиционной хозяйственной деятельностью самарских татар было пашенное земледелие и подсобное животноводство. С XVI века земледелие велось на трехпольной основе. Набор зерновых культур, как и способ их обработки, был таким же, как и у остальных народов Поволжья. Огородничество и садоводство были развиты слабо.
Скотоводство (животноводство) имело стойловый характер, в стаде преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Мясо лошадей у татар было излюбленной пищей. Широко практиковалось разведение домашней птицы. В соответствии с религиозными запретами не употреблялась в пищу свинина, из-за чего свиней практически не держали.
У татар также были развиты ремесла: ювелирное, кожевенное, войлочное.

Национальная кухня
Все кушанья можно разделить на следующие виды: жидкие горячие блюда, вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (также подававшиеся на второе), печеные изделия со сладкой начинкой, подававшиеся к чаю, лакомства, напитки.
Первостепенное значение имеют жидкие горячие блюда - супы и бульоны. Готовят пельмени, вареники с различной начинкой (из творога, конопляных семян и гороха). В качестве второго блюда в традиционной татарской кухне фигурируют мясные, крупяные блюда и картофель.
Наиболее древним мясо-крупяным блюдом является бэлиш, запеченный в горшке или сковороде. Готовят тутырму (представляющую собой кишку, начиненную рубленой или мелко нарезанной печенью и пшеном или рисом), кулламу (или бишбармак). Из конины готовят колбасы (казылык), вялят гусей и уток (каклаган каз,каклаган урдэк или тозлы каз,тозлы урдэк). Широкое распространение в татарской кухне имеют различные каши. Особенностью традиционного стола является разнообразие мучных изделий – хлеб, булочки, лепешки, пирожки, чак-чак. Традиционным татарским кушаньем является и эчпочмак (треугольник) с начин-кой из жирного мяса и лука. Из напитков наиболее старинным является айран, получаемый путем разбавления катыка холодной водой. Татары издавна употребляют также квас из ржаной муки и солода.

Национальный костюм
На рубеже XIX-XX веков в женском костюме татар Поволжья и Приуралья формируется единый общенациональный комплекс, в основе которого - освоение культурных традиций городского казанско-татарского населения. Основными его атрибутами стали небольшая головная, декоративная наколка – калфак, европеизированная на основе национальных элементов рубаха-платье, часто в комбинации с коротким камзолом, и обувь, выполненная в традиционной технике «кожаной мозаики». Тем не менее, некоторые особенности женского костюма татар Самарского края можно выделить.
К нижней одежде относились: широкая туникообразная рубаха - кулмэк; штаны - ыштан («с широким шагом»), нижняя нагрудная повязка - кукрэкчэ (прямоугольный кусок ткани с трапециевидным верхом). С распространением в обиходе фабричных тканей среди татар Самарского края начинают преобладать рубахи со скошенными сшивными плечами и круглой проймой, туникообразный остов которых постепенно укорачивается до кокетки, к которой пришивается широкий подол. Со второй половины XIX века девушки и женщины поверх рубахи обязательно надевали передники – алъяпкыч.
Верхняя одежда татарок, в которой преобладал приталенный покрой, в целом имела много общих черт с мужской, отличаясь лишь декоративной отделкой мехами, позументом, вышивкой бортов, подола, проймы рукавов и т.п. Поверх рубахи надевали женский камзол на подкладке, сшитый из бархата, парчи, шерсти, шелка. Раньше камзолы шили без запáха, длинными до колен, позднее – до бедер, с короткими до локтя рука-вами или без них. Идентичной камзолу, но с запáхом и длинными рукава-ми была летняя одежда - жилэн.
Демисезонной одеждой был суконный приталенный чабулы чикмэн. Чикмен шился длиной до колен с глухим воротом-стойкой и застежкой на металлических крючках. На рубеже XIX-XX веков чикмени были вытеснены бишметами на вате. Зимние шубы - чабулы тун - шились из овчины или лисьего меха и нередко покрывались фабричной тканью.
В использовании головных уборов четко прослеживается возрастная дифференциация. Девичьи уборы имели шапкообразную форму и надевались без волосника: такья - шапочка с полужестким околышем и мягким плоским верхом, сшитая из бархата и украшенная вышивкой, бисером, монетами; белый вязаный ал калфак, широко распространенный у тюркских народов.
Головные уборы замужних женщин были более разнообразными и многосоставными. Нижние уборы: чэчкап, салавыч («мешочек для волос») – волосник, состоявший из шапочки и накосника в форме чехлов; тастар (орпэк) - полотенцеобразный убор с продольной красной полосой с украшенными пришивными концами, плотно обертываемый вокруг лица под подбородком и дающий возможность женщине закрыть волосы, шею, спи-ну и плечи; убор молодых женщин беркэнчек (француз яулык) – большой фабричный красный ситцевый платок с белыми растительными узорами, к лобной части которого с изнанки пришивалась подкладка-основа для крепления подбородочной тесьмы, украшенной рядом мелких монет. Верхние головные уборы надевались поверх волосников и покрывал: по-вязка со лба на затылок; вязаные из толстых ниток шапки с заостренным кверху остовом у пожилых женщин, а также с усеченным остовом, плоским круглым верхом и меховым околышем – у молодых - камчат бурэк.
Набор традиционных женских украшений у самарских татар был разнообразен: украшения на матерчатой основе (девичий накосник - чэч тэнкэсе) или без основы (женский накосник - чулпы), собранные в виде различных композиций из монет, блях, бус, цепей. Бытовали драгоценные украшения: серьги - кольцевые, монетные и миндалевидные - татар сыргасы. Комплекс шейно-нагрудных украшений состоял в основном из само-дельных матерчатых украшений: шейных украшений - муенса, ушитых монетами, и яка чылбыры - в виде обруча с прикрепленными к нему подвесками со стороны груди; тушлэк - женского лопатообразного нагрудника; монетной перевязи сегментовидной формы – дэвэт.

Праздники и обряды
Большую роль в обрядовой жизни татар Самарского Поволжья занимает мусульманский религиозный календарь, сочетавший в себе нормы ислама и более древние обряды, связанные с хозяйственной деятельностью. Наиболее значительным религиозным праздником является Ураза-байрам, связанный с окончанием 30-дневного мусульманского поста, во время которого воздерживаются от приема пищи и воды от восхода солнца и до его захода. Сроки поста, как и сроки самого праздника, подвижные и каждый год наступают (по григорианскому календарю) на 11 дней раньше.
Начало весеннего периода знаменовалось своеобразным праздником в день ледохода (ташу карау, оз бозоту). Наряженные жители сел выходили к реке смотреть ледоход, бросали на льдины зажженную солому. На берегу реки устраивали молодежные игрища, пели песни под обязательный аккомпанемент гармони.
В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых - Сабантуй, который не имел точной календарной даты и дня недели, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу. Изначально целью праздничных обрядов было задабривание духов плодородия, содействующих хорошему урожаю. Со временем магические обряды потеряли свой смысл, а Сабантуй превратился в веселый народный праздник, знаменующий начало полевых работ.
У каждого селения были свои традиционные места для проведения Сабантуя – мэйдан – ровные ложбины, поляны, окруженные деревьями и кустарником, где устраивались спортивные состязания: керэш - борьба на кушаках, бег на небольшие дистанции (до 1-2 км), скачки на 5-8 км. Наездниками выступали подростки 8-12 лет. Награждались все участники скачек. Обязательным элементом Сабантуя являлись вечерние молодежные игрища.
Ежегодно после всхода яровых или при угрозе засухи проводился обряд вызывания дождя – янгыраш. Дети по домам собирали крупу, масло, после чего пожилые женщины у родника в котле готовили кашу из со-бранных продуктов, проводили моление по мусульманскому обряду – телэу и угощались приготовленным вместе с детьми. Все завершалось всеобщим обливанием водой.
Осенний период – время достатка, сопровождающееся приемом гостей - меджлис с приглашением широкого круга родственников и друзей. Гости должны были привести с собой угощение, в том числе пара калачей - кумэч, несколько больших круглых пирогов с ягодной начинкой, тушки вяленых гусей. После всеобщего показа привезенных продуктов, чтения Корана, угощение подавалось на стол.
В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали помочи – омэ, устраиваемые для быстрого проведения трудоемких работ в хозяйстве: по изготовлению пряжи - жел омэсе, йон омэсе, войлока - тула омэсе, обработке холстов - киндер тукмаклау. Среди молодежи наиболее популярными были помочи по обработке забитых гусей – каз омэсе.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку