Вернуться к обычному виду
«Человек, который не любит свой народ и кому не мил конкретный образ его, не может любить и человечество».

Н.А. Бердяев

Кинельский район

Кинельский район Муниципальный район Кинельский, издавна называемый Междуречьем, находится в самом сердце Самарской области – всего в 40 километрах от ее столицы. Между двумя реками Самара и Большой Кинель.
Здесь сливаются воедино реки, сходятся автомобильные и железнодорожные пути, органично сочетаются различные агроклиматические зоны. Всё здесь рядом: первозданная природа и цивилизация, город и село, аграрное и промышленное производство. Это во многом определяет и своеобразие района, его социально-культурную среду, и перспективы развития.
Территория района составляет 2 049,27 квадратных километров, 74% из них сельскохозяйственные угодья.

Земли, где ныне расположился Кинельский район, представляют значительный интерес для археологов, историков и социологов, ведь здесь, начиная с эпохи неолита, жили люди – об этом говорят раскопки многочисленных курганов. В районе есть несколько сел, перешагнувших 280-летний рубеж, начало которым положило строительство оборонительных слобод и крепостей для защиты от кочевников, есть села – бывшие имения богатых и влиятельных помещиков и дворян.
Кинельский район один из самых интернациональных. Всего на территории района проживает 31 171 человек, представители 43-х национальностей. Наибольшее количество составляют русские 78%), чуваши (5,3%), мордва (4,4%), казахи (3%), татары (2,2%), украинцы (1,9%), белорусы (0,6%), марийцы (0,5%), остальные национальности – менее 1%.

Древнейшим известным населением Кинельского района были племена, принадлежавшие к срубной археологической культуре. В начале второго тысячелетия здесь прочно обосновались тюркские племена, в частности предки современных чувашей и башкир. До 13 века регион находился в сфере влияния Волжской Булгарии, а потом был завоёван Золотой Ордой. В 15-16 столетиях земли района пребывали под контролем Казанского ханства и Ногайской орды.
В состав Русского государства территория Кинельского района попала во второй половине 16 века. Интенсивное его развитие началось в середине 18 века, когда строились форпосты и укрепления Татарского вала (Ново-Закамской оборонительной линии), а земли раздавались помещикам и дворянам. Среди таких поселений Алакаевка, Чубовка и другие. В дореволюционный период земли района входили в Самарский и Бузулукский уезды Самарской губернии. На карте губернии, как административно-территориальная единица, район появился в 1928 году. Выходцы из Тульской, Рязанской, Пензенской, Орловской и Тамбовских губерний в основном и сформировали население нынешнего Кинельского района. Этнический состав был тоже достаточно пестрым – русские, мордва, чуваши, украинцы, татары.
В 1935 году рядом с русским селом Богдановка, буквально в овраге, обосновались несколько семей казахстанских беженцев, спасавшихся от массовых репрессий и голода. А в это время в Богдановке случилось ЧП, повергшее в панику сельсовет: развалился цыганский колхоз – единственный в Средневолжском крае! Цыгане, которых советская власть пыталась перевести на оседлый образ жизни, в одну ночь бесследно исчезли вместе с колхозными лошадьми. И что бы как-то спасти ситуацию, местные власти решают поселить на их место только что прибывших казахов.
Долгое время это село так и называлось по имени колхоза – Сталинский путь, и только в 90-е годы за ним официально закрепили его народное название – Аул Казахский. Сегодня на территории Аула проживает 388 казахов.

С 2003 года на территории муниципального района Кинельский и городского округа Кинель действует «Кен ел» Кинельский филиал Самарской региональной общественной организации Национально-культурной автономии казахов «АК ЖОЛ» («Светлый путь») «Кен ел». Председатель – Мухамбетов Кажмухан Каершанович проживает в ауле Казахский.
Кинельский филиал «АК ЖОЛ» - постоянный участник всех мероприятий, проводимых в г. Самаре и Самарской области. Ежегодно автономия проводит Областной праздник весны и единения «Наурыз», в котором участвует все 13 филиалов. С 2004 года праздник проходил в окружном доме офицеров в городе Самара, а с 2006 году праздник проходит в муниципальных районах Самарской области. Несколько раз праздник проходил на федеральном уровне с приглашением представителей 25 регионов Российской Федерации и гостей из Казахстана. В том числе и проведенный в 2013 году праздник на территории муниципального района Кинельский. При непосредственном участии филиала в ауле Казахский с 1992 года проводится ежегодный казахский национальный праздник «Встречи весны» («Камал-айт»).
Местная общественная организация стала инициатором постройки в Ауле казахский мусульманской мечети.

С 2013 года на территории района действует Местная Общественная организация Чувашская национально-культурная автономия Кинельского района Самарской области. Председатель – Янкова Раиса Романовна проживает в селе Красносамарское и является активным участником Народного самодеятельного коллектива «Чувашский ансамбль «Соловушки».
Ансамбль является активным участников чувашских праздников, фестивалей и конкурсов организуемых, как на территории Самарской области, так и на территории республики Чувашия.

На территории района в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации работают муниципальное казенное учреждение «Управление культуры, спорта и молодежной политики» муниципального района Кинельский, муниципальное бюджетное учреждение «Информационный центр «Междуречье»» и муниципальное бюджетное учреждение «Дом молодежных организаций».
В фондах аульской сельской библиотеки имеются книги на казахском языке. Это художественная и публицистическая литература, которая пользуется неизменным спросом у жителей, говорящих на казахском языке.

На территории района проводится много национальных и межнациональных мероприятий. В 2013 году муниципальный район Кинельский принимал гостей и участников областного казахского праздника «Наурыз». Дважды, в 2016 и 2017 годах, участников зональных этапов Областного фестиваля русского песенного творчества «Расцвела под окошком белоснежная вишня». В 2018 году в Доме культуры посёлка Кинельский прошел зональный этап этнофестиваля «Наше достояние – национальная семья», который объединил семьи разных национальностей из пяти муниципалитетов Самарской области.
Традиционно, накануне Дня народного единства, проходит Всероссийская акция «Большой этнографический диктант». 4 ноября во всех учреждениях культуры проводятся праздничные тематические мероприятия, посвященные Дню народного единства. Концертные и конкурсные программы, молодежные вечера отдыха, но тема единения народов, проживающих в Росcии, всегда является объединяющей.
В последних числах ноября отмечается «День матери» Именно этой замечательной дате посвящается программа, которая проходит в Алакаевском СДК. Для участия в концертно-развлекательной программе «Мамы бывают разные», посвященной мамам-представительницам разных национальностей, приглашаются представительницы разных национальностей проживающие, как в Кинельском, так и в соседних Красноярском, Кинель-Черкасском и других районах, а также творческие коллективы национальных центров областного Дома дружбы народов.
Проведение ежегодных массовых мероприятий на территории Дома-музея В.И. Ленина в селе Алакаевка – «Гуляем Масленицу», «Яблочный Спас», «Праздник Деда мороза и Снегурочки» знакомит с православными и народными традициями, обычаями, приобщает детей к истокам русской народной культуры. Игры, конкурсы, состязания на свежем воздухе развивают внимание, ловкость, мышление, смекалку, закрепляют приобретённые знания и уважение к культурным традициям русского народа.

Одним из самых ярких национальным праздником не только в районе, но и в области является казахский праздник «Камал айт». 14 марта с самого раннего утра положено навестить всех ближайших родственников и старейшин аула. Поздороваться с ними традиционным жестом «курсайт» и попросить прощения. Считается очень важным также получить от пожилого человека своеобразное благословение или напутствие на ближайший год – бата. Хозяин приглашал гостя за дастархан – отведать шелпек и баурсаки. Обычно на этом праздник и заканчивался. Но 14 марта 1992 года в Ауле Казахском была заложена новая традиция: собираться в этот день всем вместе еще и в Доме культуры. Проходит это действо обычно в середине дня, когда визиты к старейшинам уже заканчиваются и на маленькой сцене начинается театрализованное представление на основе казахских обычаев и обрядов, звучат народные песни. В 2021 году «Камал айт» прошел в 29 раз. И как всегда собрал многочисленных гостей из Самарской, Оренбургской, Ульяновской областей и Республики Казахстан.

На территории муниципального района Кинельский 10 национальных творческих коллективов представляющих русскую, чувашскую, казахскую национальности. Общее количество участников, в возрастной категории от 5 до 80 лет, 185 человек. 6 коллективов имеют высокое звание ««Народный» и «Образцовый» самодеятельный коллектив».
- «Народный самодеятельный коллектив» ансамбль чувашской песни «Соловушки» ДК села Красносамарское. Руководитель Житина Надежда Васильевна, концертмейстер Зацепин Олег Александрович. В составе коллектива взрослые от 50 до 70 лет. В репертуаре народные чувашские песни и обряды, песни современных чувашских авторов.
- «Народный самодеятельный коллектив» казахский ансамбль песни и танца «Еркемай» («Баловница») Аульский СДК. Руководитель Джумаева Ахзиба Зияхметовна. В составе коллектива дети от 5 до 17 лет. В репертуаре народные казахские песни, танцы, обряды.
- «Народный самодеятельный коллектив» театральный коллектив «Мейрам» («Праздник») Аульский СДК. Руководитель Джумаева Ахзиба Зияхметовна. В коллективе дети от 6 до 17 лет. В репертуаре театральные постановки по произведениям русских и казахских писателей, произведениям народного казахского фольклора. Постановки идут, как на русском, так и на казахском языках.
- «Образцовый художественный коллектив» детский ансамбль русской песни «ВРадость» ДК п. Кинельский. Руководитель Мельникова Ольга Михайловна. В составе коллектива дети от 3 до 14 лет. В репертуаре коллектива русские народные и фольклорные песни, частушки и игра на народных инструментах.
- «Народный самодеятельный коллектив» вокальный ансамбль «Рябинушка» ДК п. Комсомольский. Руководитель Желовникова Ирина Валерьевна, концертмейстер Павлов Сергей Юрьевич. В составе коллектива взрослые от 60 до 80 лет. В репертуаре русские народные и фольклорные песни.
- «Народный самодеятельный коллектив» хор имени Ю.Г. Мещерякова ДК п. Комсомольский. Руководитель Желовникова Ирина Валерьевна, концертмейстер Павлов Сергей Юрьевич. В составе коллектива взрослые от 40 до 65 лет. В репертуаре: народные и авторские песни.

В Кинельском районе немало умельцев и мастеров народного творчества. С 2002 года на базе аульского СДК заведующий Джумаева Ахзиба Зияхметовна организовала мастерскую по изготовлению и росписи уникального промысла – «Аульская глиняная игрушка». Она вместе со своими воспитанниками сумела найти свой стиль, свой почерк в большом мире глиняных изделий. Совместив в себе традиции и современные черты, игрушка стала художественным открытием на многочисленных выставках и ярмарках. Аульские игрушки выставлялись в музее им. Алабина, в г. Ульяновске, Чебоксарах, Москве – на VII Всероссийской выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья». Становилась Лауреатом выставки декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства и традиционных ремёсел Самарской области в рамках Губернского фестиваля народного творчества «Рождённые в сердце России».

Традиционные народные куклы, изготовленные мастером села Алакаевка Петрухиной Алевтиной Михайловной, отличает качество и оригинальность. Это отдельные персонажи и целые семьи, состоящие из взрослых и детей. Для изготовления кукол мастер использует лыковую пеньку, мочалки для побелки, веревку, мешковину и ткани. В экскурсионной программе Дома-музея В.И. Ленина, где Алевтина Михайловна трудится заведующим, большим успехом пользуется мастер-класс для детей и взрослых по изготовлению кукол – оберегов, который проводит и сама Алевтина Михайловна, и ее коллеги по работе.

Мастер из села Малая Малышевка Бакулину Владимиру Ивановичу подвластны любые виды резьбы по дереву: токарная, прорезная, домовая, трёхгранно-выемчатая, скобчатая, рельефная. Это и мебель, и посуда, и предметы интерьера, игрушки. Мастер работает для души и на заказ. Некоторые из изготовленных им затейливо резных лавочек украшают интерьеры Домов культуры района. Работы мастера получили высокую оценку на выставке декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства и традиционных ремёсел Самарской области в рамках Губернского фестиваля народного творчества «Рождённые в сердце России».

Так как мастерские декоративно – прикладного творчества на территории района разобщены, возникла настоятельная потребность в координации их деятельности, осуществлении методической и организационной работы. Был необходим Центр, в котором были бы сконцентрированы грамотные и высококвалифицированные кадры. Его открытие стало возможным в 2011 году в Ауле Казахский. Уникальность Центра не только в его оригинальном облике (выставочный павильон с музеем – юртой «Мурагер» в центре) но, и это главное, в его функциональном предназначении. На базе центра создан выставочный фонд работ лучших мастеров Кинельского района, проводятся выставки, привлечены опытные мастера для проведения обучающих семинаров и мастер – классов. Центр ремесел стал местом возрождения традиционных для района ремесел: лоскутное шитье, бисероплетение, аульская глиняная игрушка. Организация Центра позволила активизировать деятельность, направленную на сохранение традиций декоративно-прикладного творчества, способствует популяризации изделий декоративно-прикладного искусства, а качество представленных экспонатов декоративного искусства определяет динамику развития отдельных видов ремесел, характерных для Кинельского района.

В 2020 году на территории сельского поселения Алакаевка реализован проект, ставший одним из победителей V Конкурса социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл». Проект «Носители ремесла «Серебряного возраста» был разработан сотрудниками Алакаевского сельского Дома культуры. В своё время алакаевцы принесли на кинельскую землю свои обряды, традиции и обычаи, которые надо сохранять. С помощью проекта была поставлена задача организовать преемственность поколений по передаче ремесел и таким образом решить сразу две проблемы. Во-первых, избавить от одиночества людей пожилого возраста, вовлекая их в совместную деятельность, сочетая досуг с элементами познавательного процесса через мастер-классы по народным ремеслам. Во-вторых, сохранить «уходящие» традиционные народные ремесла и декоративно-прикладные виды творчества. При этом организовать содержательный не только пожилых одиноких людей, но и школьников, людей с ограниченными возможностями здоровья, женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком, и молодёжи. Участники проекта встречаются в Алакаевском сельском Доме культуры, где организованы творческие мастерские. Они осваивают плетение из лозы и бересты, резьбу по дереву, гончарное дело, ткачество, вышивку, вязание и многое другое. На грантовые средства приобретены ткацкий стан, гончарный круг и муфельная печь.

В муниципальном районе Кинельский в каждом общеобразовательном учреждении активно введется краеведческая, поисковая работа в рамках деятельности школьных музейных экспозиций и кружковых объединений.
В каждом образовательном учреждении созданы краеведческие музейные экспозиции с учётом исторических, традиционных, природных особенностей села, района. Предметы старины и быта занимают почетное место в данных экспозициях.
Краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе библиотек. Собранные сельскими библиотекарями краеведческие материалы используются в работе при организации выставок, проведении народных, календарных праздников и Дней сел. А собранные по крупицам экспонаты позволяют создавать собственные музейные экспозиции.
В селе Большая Малышевка, где сельская библиотека находится в школе, идейным вдохновителем создания краеведческой экспозиции является местный библиотекарь. Обширная экспозиция включает в себя предметы быта и жизнедеятельности предшествующих поколений жителей села.
Музейная экспозиция «Русская изба» в Богдановском сельском Доме культуры полюбилась жителям не только Кинельского района, но и его гостям. Высокую оценку организации выставочного пространства и экпозиции дал главный краевед Самарской области Тамара Ивановна Ведерникова, для которой посещение ею и студентами Самарского института культуры села Богдановка и аула Казахский стало регулярным.

Музей-юрта «Мурагер» («Священное наследие») является единственным в Самарской области стационарно установленным памятником истории и культуры Казахского народа. Активная экскурсионная деятельность в юрте осуществляется работниками культуры аула Казахский и участниками местных творческих коллективов. Просторная юрта ручной работы, сохранившаяся с 19 века, убранная по всем правилам кочевой жизни. Внутри юрты воспроизведен весь быт старинной казахской семьи. Экспонаты для него собирали всем аулом. Почти каждый житель внес свою лепту, нередко расставаясь с настоящими семейными реликвиями. С помощью старейших жителей по крупицам воссозданы все детали: сундук, люлька, набор постельных принадлежностей и сырмаков – войлочных ковров. По мнению этнографов, в музее очень достоверно воссоздан быт казахского народа. В настоящее время здесь проводятся театрализованные представления, где обыгрываются старинные обряды и обычаи. Музей стал самым популярным местом в туристическом маршруте «Путешествие по Междуречью».

С 2009 года в Кинельском районе совместно с Департаментом по туризму и Министерством культуры разработан и введен в действие туристический маршрут «Путешествие по «Междуречью», цель которого знакомство с уголком провинциальной России, с красивейшими краями Самарской губернии и включает в себя посещение наиболее заметных исторических, природных, этнографических и православных мест Кинельского района. На сегодняшний день туристический маршрут охватывает территорию 7 населенных пунктов и в каждом из них вы откроете для себя частичку истории и культуры нашего края. Святой источник Владимирской иконы Божией матери.
Во время тура переезды удачно сочетаются с экскурсиями. Туристам предлагаются развлекательные мероприятия (катание на лошадях, участие в традиционных народных играх, изготовление глиняных игрушек), здоровая домашняя пища – все, что располагает к прекрасному отдыху и создает психологический комфорт.

Дом-музей В.И.Ленина в с. Алакаевка это не только дом, в котором находится музей, но и прилегающая территория 3,1 га, условно разделённая на хозяйственный двор и яблоневый сад. Это даёт возможность устраивать различные мероприятия и проводить экскурсии по усадьбе. На базе музея В.И. Ленина созданы экскурсионных маршруты: «Русская изба», «Мой милый сад», «Природный парк», «Традиции русского чаепития», предусматривающих знакомство с бытом и жизненным укладом русских помещиков и крестьянства.
В октябре 2020 года завершилась работа по созданию выставочной экспозиции «Круг земного бытия», экспонаты выставки – собственные фонды музея. Предметы старины рассказывают посетителям о быте, культуре, обычаях наших предков, а мастер-класс учит делать обрядовую игрушку «Неразлучники». На выставке дети узнают об организации хозяйства в усадьбе. Орудия труда, предметы быта, с которыми дети соприкасаются, помогают им глубже почувствовать жизнь наших предков.
Выставка «Всё начинается от печки» знакомит посетителей с русской избой – жилищем крестьянина. Главное, основное место в доме занимала русская печь. Из рассказа экскурсовода дети узнают о профессиях печи и её роли в жизни наших предков. На базе данной выставки проводятся интерактивные занятия: «Секреты русской избы», «Волшебное тепло», «Очаг мира».
Выставки «Кухня в доме» и «Гостиная со вкусом» знакомит посетителей с историей питания наших предков, традициями русского застолья. На базе данной выставки проводятся мероприятия «Сегодня рыбный день», «В гости к соседу».

Район гордится своими выдающимися земляками.
Мельниченко Людмила Васильевна – журналист, фотохудожник, автор более 100 фотовыставок о Кинельском районе, организуемых в Кинеле, Отрадном, Борском, Самаре и Москве. Подавляющее большинство этих выставок были подготовлены на основе фотографий, сделанных на Кинельской земле, которые получили высокую оценку специалистов. Проживает в поселке Кинельский сельского поселения Кинельский.
Она вносит огромный вклад в воспитание патриотизма, позиционирование района, сохранение его истории, культуры, традиций. Она автор книг, изданных к юбилею района: «Ступени роста», «Моё Междуречье», «Прогулки по Кинельскому району», а также книги «Чтобы помнили», о земляках – участниках Великой Отечественной войны. Ее статьи и фотографии о Самарских казахах неоднократно печатались в Областных СМИ. Автор отдельных выпусков журнала «Этнос и Культура».
В 2006 году Людмила Васильевна стала победителем областного конкурса «Горжусь тобой, губерния моя!» С ноября 2008 года в течение нескольких лет Людмила Васильевна, совместно с администрацией Кинельского района, работала над большим проектом, который назывался «Портрет села». В результате подготовлено 12 выставок обо всех 12-ти поселениях района. Последняя выставка «Междуречье», открывшаяся в Самаре в галерее «Новое пространство» в ноябре 2011 года, – была своеобразным итогом этой работы.
Неоднократно выдвигалась от Кинельского района для участия в Областной общественной Акции «Народное признание». В 2018 году получила звание «Хозяйка села» в номинации «Женщина – общественный деятель, активистка». В 2020 году вошла в число победителей Областной Акции «Благородство» за поддержку и помощь в отправке на родину мигрантов из Узбекистана.

Джумаева Ахзиба Зияхметовна проживает в Ауле Казахский сельского поселения Богдановка. Она не изменяла однажды выбранной профессии и вот уже 39 года является ярким представителем работников культуры Самарской области.
С 1992 года по ее инициативе в ауле Казахском начали проводить казахский национальный праздник «Камал-айт», который ежегодно отмечается 14 марта. Конечно, в аульских семьях на бытовом уровне и прежде сохранялись народные традиции. Но Ахзибе Зияхметовне удалось объединить весь Аул единым духом национального творчества. Так появился на свет долгосрочный проект – «Камал-айт», весенний праздник встречи Нового года по древнему казахскому обычаю.
В 1994 году Джумаева А.З. организовала первый в Самарской области детский казахский ансамбль песни и танца «Еркемай» («Баловница»). Репертуар ансамбля составляют театрализованные представления с танцами, песнями, обрядами. Каждое выступление участники ансамбля предстают перед зрителями в красочных национальных костюмах, изобретая более новые сценические образы. В 2002 году ансамбль «Еркемай» получил почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». Ансамбль «Еркемай» – лауреат и дипломант многих областных фестивалей, таких как «Салют, победа!», «Шире круг», «Звезды будущего», «Хрустальный башмачок», Международного конкурса «Радуга талантов», «Твое направление», Всероссийского конкурса исполнителей и балетмейстеров народного танца им. Г. Власенко. Ансамбль «Еркемай» ежегодно принимает участие в Международной Олимпиаде по казахскому языку и литературе в республике Казахстан, где тоже занимают призовые места. И еще одна награда – это международная премия им. Петра Великого, которая была вручена на XII Всероссийской ассамблее в г. Самара. Не один раз становился Лауреатом Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России»
С 2002 года на базе своего СДК Джумаева А.З. организовала мастерскую по изготовлению и росписи национальной глиняной игрушки – «Аульская игрушка». Она вместе со своими воспитанниками сумела найти свой стиль, свой почерк в большом мире глиняных изделий. Ахзиба Зияхметовна занимаясь многочисленными проектами, никогда не забывала, что она – режиссер. Она сумела свой маленький театральный коллектив приблизить к уровню профессионального.
В 2007 году театр «Мейрам» («Праздник») под руководством Джумаевой А.З. получил звание «Народного». Театр «Мейрам» – лауреат I степени Областного детского и молодежного фольклорно-этнографического конкурса «Этнолик» - 2018, 2019 гг. Имеет «Гран-при» Межмуниципального фестиваля самодеятельных театральных коллективов «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА – 2019», дважды лауреат II степени VI открытого Областного фестиваля самодеятельных театральных коллективов «Золотой ключик» -2020.
Джумаева А.З. находится в постоянном поиске инновационных форм работы. И подтверждением этому стал проект «Создание этнографического музея-юрты «Мурагер» («Наследие») – единственного в Самарской области. В юрте середины XIX века можно увидеть национальную одежду, домашнюю утварь. По мнению этнографов, в музее очень достоверно воссоздан быт казахского народа. В настоящее время здесь проводятся театрализованные представления, где обыгрываются старинные обряды и обычаи.
Имеет множество почетных грамот, благодарственных писем. Награждена нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2004 г.) медалью им. Петра Великого «За трудовую доблесть» II степени (2006 г.), «Почетной Грамотой Губернатора Самарской области». (2016 г.)

Кинельский район богат прекраснейшими, любимыми и памятными жителям местами.
Недалеко от села Кривая Лука сельского поселения Богдановка и берега реки Большой Кинель расположена смотровая площадка, откуда можно увидеть красоту здешних мест и разнообразие ландшафтов, простирающихся на десятки километров. Именно отсюда народы, населяющие Кинельский район несколько сот лет назад, наблюдали за приближением врага.
У реки Сарбай – тюркское имя, что вполне понятно, ведь здешние земли веками принадлежали башкирским князьям. «Сар» (или «сары») переводится как желтый, а «бай» – богач или богатый. Таким образом, «сарбай» означает «богатый желтым». Действительно во время сильных разливов вода в Сарбае надолго приобретает желтоватый оттенок, и причиной тому – обширные залежи глины вдоль всего течения реки.
Вторая Николаевка в сельском поселении Новый Сарбай – это единственное село в нашем районе, где компактно проживают старообрядцы (они представляют русскую Древлеправославную церковь). Сегодняшние жители – это потомки тех переселенцев из Золотухинского уезда Курской области, которое массово приехали сюда сразу же после отмены крепостного права. На их родине катастрофически не хватало пахотной земли, вот и подались самые отчаянные в надежде на лучшую жизнь на окраину государства где такой проблемы не было. И совсем не случайно прибыли они именно сюда: к тому моменту земли вдоль реки Сарбай уже более ста лет обживали их единомышленники - даже земляки. Центром старообрядчества считалось село Сарбай.
Не одну сотню лет старообрядцы сохраняли свою веру вопреки давлению официального православия и гонения правительства. Традиции артельной организации жизни, обязательной взаимопомощи и фанатичное трудолюбие помогали им пережить все. И сейчас как символ их мужества, стоит в крошечной Второй Николаевке огромный храм во имя Св. Великомученика Пантелеймона. Он был построен в 2015 году, как говорится, «всем миром», по проекту архитектора Бориса Пономарева (г. Нижний Тагил) и по своей красоте не отступает столичным.

Для сегодняшних туристов, путешествовавших по нашему району, Сырейка – знакомое место. В ее окрестностях лучше всего сохранилась Новая Закамская оборонительная линия. Созданная в 1732 – 1736 гг. для защиты юго-восточных рубежей страны от кочевников, она представляла собой ров и земляной вал высотой до 4 метров. В народе ее называли еще и «Татарским валом». Вал дополнительно укреплялся реданами, стоявшими на расстоянии ружейного выстрела, а каждые 10-12 км были возведены крепости или редуты. Общая протяженность оборонительной линии составляла 273 км. Конечно же, сейчас она не производит ошеломляющего впечатления, но ведь это без малого триста лет.
На окраине села Малая Малышевка существовало место, которое в народе называется Башкирка. До недавнего времени там располагались бахчи местных жителей и при вспашке земли попадалось много человеческих и лошадиных костей. В народе сохранилась легенда о том, что якобы на этом месте произошел бой между казаками, местными жителями и отрядом кочевников-башкир. Защитники рубили нещадно ворога саблями, а кто уцелел, того в плен взяли. На другой день собрались судить да казнить. И тут увидели, что среди пленных-девушка. И решили они отпустить ее на все четыре стороны. Но храбрая девушка не ушла, а стала просить позволения остаться, что бы могла она захоронить собратьев и оплакивать их до конца своих дней у дорогой могилы. Ещё больше удивились казаки, разрешили остаться, а селянам приказали, чтоб никто вреда ей не чинил. И стала башкирка рыть братскую могилу. Руками. День, другой… со стороны глядели на это селяне, а потом пришли на помощь. Схоронив погибших, девушка вырыла себе у дороги землянку, вход в которую укрыл небольшой шалашик. С тех пор, проезжая из сел в крепость, люди говорили: «Ехали мимо башкирки». А потом и поселение, близ которого жила молельщица стали называть Башкиркой.
Пятнадцать лет назад – неожиданно для всех – благодаря этой легенде в селе появилась новая достопримечательность: на невысоком холме у самого леса сельчане поставили … Памятник Башкирке. Сделан он в виде башкирского шлема. На деньги местных башкир была установлена мраморная доска, на которой высечены стихи местного автора Дианы Леоновой.
Людское сердце пусть не каменеет
От новых бед и от былых обид;
Пусть память предков добрым ветром веет,
А умный разум все поймет и всех простит…

По материалам Администрации муниципального района Кинельский.




Возврат к списку