Самоназвание – ирон, дигорон.
Численность и расселение. Общая численность – около 700 тыс. человек. Основное население Северной (459,7 тыс. человек) и Южной (45,9 тыс. человек) Осетии. Проживают в Грузии, Турции, Украине, Туркмении и др. странах.
Антропологический тип – большинство осетин относятся к центральному кластеру кавказского типа европеоидной расы.
Родной язык – осетинский, относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков и является единственным сохранившимся реликтом скифо-сарматского языкового мира. Выделяется два диалекта: дигорский и иронский.
Традиционная религия. Большая часть осетин считается православными. Христианство было усвоено аланами из Византии в период с IV-IX веков, возродилось в XVIII-XIX веках. Почти половина осетин являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни. Некоторые осетины исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII-XVIII веках от кабардинцев.
Этнические группы – осетины делятся на две субэтнические группы: иронцев и дигорцев, есть туальцы, кударцы.
Этногенез и история заселения Самарской области.
После победы России в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов осетинский народ первым из горских народов обратился к царю с просьбой добровольно войти в состав России. В XVIII-XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. В 1922 году была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 году – Северо-Осетинская АО, которая в 1936 году преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. Ныне Республика Северная Осетия-Алания.
В Самарскую область осетины приезжали учиться (прежде всего, в строительный и медицинский институты), работать, служить в армии, по семейным обстоятельствам.
Типы поселений.
Наиболее древними постройками в горах Осетии являются башня (мæсыг), дом-крепость (гæнах) и замок (галуан). Они сооружались во всех ущельях, где жили осетины. Основным строительным материалом являлся камень, из которого строили и крепости, и жилые дома.
Типы жилья.
Каждая горская сакля имела центральное помещение, где находился очаг. Очаг (къона) был основой жилого помещения. С домашним очагом был связан многообразный культ: вокруг него собиралась вся семья и цепь, висящая над очагом, считалась священной.
Традиционное хозяйство и промыслы.
Главными занятиями осетин издавна являлись земледелие на равнине и скотоводство в горах. Среди важнейших занятий осетин в прошлом следует назвать охоту, с которой связано не только появление огнестрельного оружия, но и изготовление пороха и свинца для пуль. На основании конструкции бойниц боевых башен можно полагать, что огнестрельное оружие применялось осетинами уже в XVI веке.
В хозяйстве осетин важное значение занимали домашние и кустарные промыслы. Наибольшее развитие получили: производство сукна, приготовление сыра, масла, изготовление деревянных изделий. Одним из древнейших занятий осетин была обработка шерсти.
Национальная кухня.
Основой пищи осетин с древних времен было мясо и хлебные изделия, среди которых доминирующее место занимали кукурузный чурек (кæрдзын) и отварное мясо (къуыдырфых дзидза). Осетины тысячелетиями пекут из пшеничной муки свои традиционные пироги (чъиритæ) с разнообразной начинкой - мясом, сыром, начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т.д. Широкое распространение имели пироги круглой и треугольной формы. Пироги на столе в праздники, на свадьбе, поминках и по будням. Во всех случаях, кроме траурных, на стол кладут три пирога, символизирующие триединство неба, солнца и земли (на поминках – два пирога).
Осетинская кухня славится не только пирогами, но и мясными блюдами из баранины, говядины и домашней птицы. Мясо чаще всего варилось целой тушей или большими кусками. В качестве приправы к нему подавали соус (цæхдон) из чеснока или черемши на сметане или бульоне. Из мясных блюд очень популярен шашлык из баранины (физонæг), который готовился без предварительного маринования.
Национальный костюм.
Осетинский традиционный костюм сохранился лишь как элемент праздничных церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Мужчины носили папахи и черкески с газырями. Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка. В зимнее время верхней одеждой служила бурка или полушубок. На ноги надевали суконные штаны, ноговицы, кожаную обувь арчита с ремешковым переплетом. Зимой осетины носили теплые войлочные чувяки до колен, дзабырта.
Праздники и обряды.
В осетинском календаре есть очень много праздников, которых они почитают и отмечают широко, но особо почетное место занимает Уастырджи — покровитель путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. По представлению осетин Уастырджи имеет белую лошадь, сам роста большого, симпатичен, одевается в белый халат, храбрый и добродушный. Под влиянием христианства Уастырджи со временем стал ассоциироваться в осетинской народной мифологии со Святым Георгием.
Праздник покровителя жилища (бынаты хицфуы ахсав) справляется в первую неделю нового года в ночь со вторника на среду. По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным столом осетины возносят ему молитву и приносят жертву (чаще всего курицу).
Праздник Таранджелоза – божества плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.
Праздник Реком длится целую неделю в июне. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии. На праздник Реком (как и многие другие) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них блюда. Молодежь состязалась в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе. В окрестностях святилища многие семьи имели временные жилища. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Каждое село имело своего жреца (дзуары лага), который наблюдал за ходом праздника и собирал предметы или деньги, оставленные в святилище как жертвоприношение (мысайнаг).
Праздник Уацилла – покровителя хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище Тбау Уацилла в Давгарсе. В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их.
Очень почитаемым является праздник Святого Хетага. В осетинской мифологии Хетаг - аграрное божество, посылающее урожай. Почитается как мужское божество, чье имя не произносили женщины, но главное, – посредник между Богом и людьми, их союзник, который всегда готов помочь людям, как помог Хетагу. Очень много людей едут в священную рощу, которая находится возле села Суадаг в Северной Осетии, помолиться Богу и попросить у него здоровья себе и близким, защиту от несчастий и невзгод. Отмечается обычно во второе воскресенье июля.
Среди разнообразных жанров фольклора осетин выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.
По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015