Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Цыгане

Цыгане В Самарской области проживает 3 456 человек (2021 год)

Самоназвание – рома.
Численность и расселение. Общая численность – около 10 млн. человек. Живут во всех странах Европы, США (1,0 млн. человек), Бразилии (678,0 тыс. человек), Аргентине (300,0 тыс. человек). Численность цыган в Российской Федерации – 220,0 тыс. человек.
Антропологический тип. Цыгане относятся к индо-афганскому расовому типу индо-иранской (индо-средиземноморской) ветви европеоидной расы.
Родной язык. Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.
Традиционная религия. Большинство цыган исповедуют религию того государства, где живут. Это, как правило, различные ветви христианства и ислама (эрлиды, мугат, крымцы).
Этнические группы – русска рома (в Российской Федерации), сэрвы, молдоване, фарао непек (от венгерского pharao nepek - «фараоново племя»), джипсиз (англ. Gypsies – «египтяне»), боэмьенз (франц. Bohemiens – «богемцы»), дзингари (итал.Zingari), хейденс (голландск. Heidens – «язычники»), мусталайнен (финск.mustalainen - «черные»), гитанос (испанск.Gitanos).

Этногенез и история заселения Самарской области.
В Самарской губернии цыгане появились в начале XIX века. В 1920 году насчитывалось всего 16 цыган, проживающих в Самаре, Ставрополе и Бугуруслане. Согласно переписи 1926 года в губернии было отмечено уже 139 цыган. Однако, учитывая врожденный страх этого народа перед официальными инстанциями, указанную цифру следует считать заниженной. Известно много случаев, когда цыганские семьи во время переписи выдавали себя за русских, татар, молдаван, венгров и т.п., при этом в быту не скрывая своего цыганского происхождения.
В настоящее время цыгане в Самарской области живут оседло: относительно крупные компактные поселения цыган существуют на окраинах городов Самары (Зубчаниновка, Яицкое), Сызрани и Чапаевска (Владимирский). Цыгане расселены дисперсно по всем районам области. Цыганское население неоднородно по своему составу: в религиозном плане они делятся на цыган-христиан («русска рома») и цыган-мусульман («крымы», «оглы»). В отношениях между ними существует постоянное напряжение, которое время от времени перерастает в открытую вражду.
До настоящего времени общими характеристиками цыганского населения являются: замкнутость внутри общины, рода, деление людей на «своих» и «чужих»; дистанцирование от власти, стремление решать все проблемы традиционными общинными методами в своем кругу; пренебрежение образованием (детей отдают в школу на 2-3 года); сохранение традиционной культуры.

Типы поселений.
В застройке цыганского табора прослеживается этническая специфика. Сохраняется беспорядочная застройка, когда дома ставятся в произвольном порядке как друг к другу, так и относительно улицы. Такая планировка повторяет традиционное расположение цыганских палаток. Дома не имеют двора, нет здесь и других хозяйственных построек. Результатом распространения оседлости серди цыган стало поселение их в пригородах больших городов в соответствии с местными традициями.

Типы жилья.
Основным видом жилья цыган при кочевках являлись палатки. У входа в палатку-шатер, возле высокого шеста, ставили железную печку (буржуйку), трубу которой выводили в отверстие у шеста. На противоположной от входа стене размещали иконы. На стене развешивали ковер, иногда ковры были и по боковым сторонам палатки. Ставили небольшой стол. Для трапезы обычно рассаживались на полу, скрестив ноги по-турецки. Пища готовилась либо на костре вне палатки, либо на железной печке внутри нее. Если в семье был ребенок, к центральному горизонтальному шесту подвешивали детскую зыбку. Спать ложились на полу. Отдельное место в палатке отводили молодоженам.
В 1950-60-е годы традиционные палатки использовались только в качестве летнего жилища. Климатические условия России в зимний период заставляли молдавских цыган, так же, как и русских цыган, нанимать квартиры, устраиваться на постой в колхозные бараки.
Традиционным транспортным средством была кибитка или бричка (урдон). Кибитки были двух видов: открытые и закрытые - с матерчатым полукруглым верхом. При переезде в кибитку укладывался весь домашний скарб, с внешней стороны закреплялись жерди, составлявшие основу цыганской палатки. В кибитку, как правило, запрягали пару лошадей.
Наряду с кочевыми цыганами существовали оседлые группы. Их постоянное жильё отличается друг от друга в зависимости от региона.
Современным вариантом жилища являются дома, построенные из бруса или кирпича. Обычный дом представляет собой сруб из бруса с двускатной крышей. В домах обычно нет крыльца и сеней, с улицы сразу попадаешь в жилое помещение.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Традиционные хозяйственные занятия и кочевой образ жизни не позволяли цыганам заниматься земледелием, огородничеством, разводить скот. Основным занятием цыган является торговля, есть ремесленники, гадалки и представители других специальностей.
Традиционные хозяйственные занятия заметно отличают одну этнографическую группу цыган от другой. Цыгане этнографической группы кэлдэрары известны как ремесленники - мастера по изготовлению котлов, лудильщики, кузнецы. Цыганское ремесло было востребовано во многих странах, где проживали цыгане-ремесленники. Мобильность таборов, ориентация на сельских жителей, которые всегда больше нуждались в этих товарах, позволяли им находить свою нишу в экономической системе.
Традиционным женским занятием до настоящего времени остается гадание.
В 30-е годы XX века власти пытались объединить цыган в трудовые артели и даже специально создавали цыганские колхозы. В Самарской области такой колхоз был организован недалеко от села Богдановка Кинельского района в 1931 году (современный Аул Казахский). Всего в России к 1938 году было 52 цыганских колхоза, которые объединили от 2 до 5% общего числа цыган. Но они либо оказались нежизнеспособными и распались, либо были уничтожены во время фашистской оккупации.

Национальная кухня
Традиционными хлебными изделиями цыган были пресные лепешки или колобки пугачо, которые готовились на костре, хлебные лепешки - боколя, которые готовились на сковороде и были тоньше пугачо. Традиционным цыганским пирогом считается сывьяко – сладкий пирог. Начинкой для него служат творог, мак, изюм, курага, другие сушеные фрукты. Приготавливается сывьяко особым образом. На раскатанный лист теста укладывается начинка, после чего сочень скручивается рулетом. Несколько полос рулета выкладывают на противень и выпекают. Без сладкого пирога не обходится ни одно праздничное застолье. Обязательным считается приготовление сывьяко на праздники Рождества, Пасхи, Петрова дня.
Для приготовления традиционных блюд цыгане и сегодня широко используют кукурузу, баклажаны, сладкий перец, капусту. Самым любимым блюдом считаются голубцы сармали, которые готовятся из капустных листьев с начинкой из мяса, рубленного кусочками, или фарша, иногда с добавлением других компонентов. Однако для традиционных цыганских голубцов необходимы листья соленой или подсоленной капусты. В летнее время на праздники или для приема гостей готовят блюдо из овощей лутика. Свежие перцы, баклажаны, помидоры пекутся на углях, после чего промываются, с них снимается шкурка. Готовые овощи нарезаются крупными кусочками, в салат добавляются лук, листья петрушки, укроп, перец, огурцы, после чего все перемешивается и заправляется маслом. Блюдо подается в холодном виде. Чаще всего блюдо лутика готовят в Петров день.
Значительное место в традиционной кухне занимают различные супы хабе. «Цыганский» суп хабе рома готовят на мясном бульоне, заправленном зеленью: луком, укропом, петрушкой. Хабе мелало - «темный» суп готовится на мясном бульоне из овощей с добавлением баклажанов, отчего и получается темный, («грязный») цвет, давший название блюду. Традиционной считается и каша хывиций, приготовленная из кукурузной муки.

Национальный костюм.
Мужской традиционный костюм в прошлом составляли вышитые и орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие сапоги с узорчатой выделкой. Мужской цыганский костюм к настоящему времени давно уже утратил этнический колорит и ничем не отличается от современного городского костюма. Но многие еще вспоминают о мужских цыганских поясах, кожаных или тканых, вышитых бисером, иногда украшенных металлическими или золотыми бляшками, сапогах с высокими голенищами, широких рубахах навыпуск.
Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается. К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение, она считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету. Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.
Поверх юбки надевался фартук кытрынцы, который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым - прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала. Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время шьется по произвольному фасону.
Традиционная прическа и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты, а затем заплетает две косы. Эти жгуты на висках называются амболдинари. Эта своеобразная прическа, как отмечают цыганологи, имеет индийские корни. Сегодня амболдинари еще можно встретить у пожилых женщин, но молодые цыганки уже не всегда закручивают волосы на висках, а просто заплетают их в две косы. Поверх кос надевается косынка дикло - традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, ее концы закручиваются. Праздничные дикло отличаются от будничных: их часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями, а в прошлом к таким косынкам пришивались и небольшие золотые монеты.
Традиционными для цыганских женщин считаются украшения из золота. В прошлом дополнением к женскому костюму был большой платок или шаль. Будучи необходимой деталью костюма, он выполнял и другие функции. Из широкого платка могли устроить небольшую палатку для рожающей женщины, в большой шерстяной платок пеленали новорожденного. В цветовом решении костюма предпочтение отдается ярким расцветкам, богато орнаментированным цветовым узорам. До настоящего времени существуют и определенные цветовые запреты. Молодухе, недавно вышедшей замуж, до года не разрешается носить одежду желтого цвета. Нежелательным для женского костюма считается и черный цвет.
Мониста являлись частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же, косынка, закрученная по бокам и завязанная сзади, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от опоганивания юбкой. В косы вплеталась лента-плетеря, с нашитыми на неё монетами-теляри (цыганское искажение слова «талер»). По всей видимости, такая причёска, когда косицы или пряди свисали у женщин с висков, существовала много столетий подряд. Возможно, это даже часть индийского субстрата.
Православные цыгане сэрвы и русска рома одеваются современно. Другие православные цыгане (влахи, кэлдэрари, кишиневцы) одеваются более традиционно: женщины носят знаменитые цыганские юбки и шали.

Праздники и обряды.
Наиболее почитаемые общинные праздники цыган связаны, прежде всего с религиозными верованиями этнической группы. Для основной массы цыган Самарской области традиционными являются День Святого Василия (Новый год), Праздник цыганской Мадонны (8 марта), Международный день цыган (8 апреля), день Победы над фашизмом, день Памяти о погибших во время Второй мировой войны (9 мая), день Памяти Кали Траш (геноцида цыган - 2 августа).

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку