Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

АБАЗИНЫ

АБАЗИНЫ 26.07.2021

АБАЗИНЫ (самоназвание – абадзе, абаза, абадзуа). Соседи называли абазин садзами, джиками, джигетами, джихами. В российских источниках по отношению к народу встречается упоминание экзонима «обаза».

Численность абазин в России составляет 43 000 человек, в Самарской области проживает 17 представителей этого народа. Большая часть компактно проживает в Карачаево-Черкесии.

Абазинский язык относится к северокавказской семье, абхазо-адыгской группе, делится на ашхарский и тапантский диалекты. Древний абазинско-абхазский язык оказал решающее влияние на формирование латинского, ставшего основой современной письменности многих стран.

Абазины относятся к кавкасионской расе, пятигорскому миксу, сочетающему черты понтийского и кавкасионского антропологического типов. Отличительные особенности внешности: средний рост; стройная, поджарая фигура; узкое лицо; высокая переносица; длинный нос, часто с горбинкой; черные волосы; серые, голубые, карие, черные зауженные глаза.

Традиционные занятия абазин – скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами и оружейниками.

До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома. Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы. На ее территории обязательно строили домик для гостей – кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда.

Основу рациона абазин составляет баранина, говядина, мясо птицы (курятина и индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы. Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, соли с чесноком, чабреца, укропа: без них не обходится ни одно абазинское блюдо.

Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны, рубаха с высоким воротом, застегивавшимся рядом пуговиц. Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами, зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная кавказская черкеска – наплечный кафтан с длинными расклешенными рукавами, треугольным вырезом на груди. Обязательный элемент – пояс, на который закрепляли нож или кинжал.

Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее сверху и расширяющееся от талии. В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, на груди, спине, по всей длине и подолу богато украшенным золотым шитьем. Абазинки любили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объемные серьги, браслеты, серебряные пояса.

У абазов царил патриархальный уклад: глава рода – старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания.

В богатых семьях абазинов практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей.

В древности абазины верили в силы природы и духов-покровителей, почитали скалы причудливой формы и сакральные деревья. Покровителем вселенной считалось главное божество Анчва, землю населяли добрые и злые духи. У народа существовали покровители воды, дождя, лесов, диких зверей, пчел, домашнего скота и ткацкого ремесла.

 

Интересные факты:

- Историческая родина абазин – территория современной Абхазии.

- Древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.) в своей карте Древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, упомянул абасагов.

- В I веке, по церковному преданию, апостол Андрей проповедовал среди горских народов алан, абазгов и зикхов.

- В 1073 году абазинские иконописцы и ювелирных дел мастера участвовали в росписи собора Киево-Печерской лавры.




Возврат к списку