
Предлагаем очередную публикацию нашего информационно-просветительского проекта «Золотой фонд России», в котором мы рассказываем о наиболее известных произведениях отечественной литературы.
В этом году исполняется 235 лет со времени первой публикации повести А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это первое русское публицистическое произведение — книга крупного чиновника, который проехал 600 вёрст и стал диссидентом.
Словесностью Александр Радищев увлёкся ещё в 1770-х годах: карьера чиновника и юриста не препятствовала его литературным и философским занятиям. В 1780-х годах он писал «Путешествие из Петербурга в Москву», а также публиковал стихи и прозу, статьи и переводы в различных литературных журналах. В 1789 году Радищев вступил в литературное «Общество друзей словесных наук» и быстро стал одним из его лидеров.
Тогда же, в 1789 году, специально для того, чтобы напечатать главную свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Александр Радищев открыл домашнюю типографию. Другие издатели публиковать это неслыханно крамольное произведение отказывались – оно повествовало о тяжёлой жизни крестьян, ставило под сомнение необходимость существования крепостного права и было близко к прямой критике самодержавия. Тем не менее, сочинение увидело свет – во многом благодаря оплошности цензора. Выступавший в этой роли петербургский обер-полицмейстер генерал Н. И. Рылеев был известен формальным отношением к обязанностям – он не стал читать текст, а лишь пробежался по оглавлению, счёл книгу безобидными путевыми заметками и разрешил публикацию.
Повесть создана в жанре путевых заметок. Ее главная тема – глубокий анализ и гневное обличение всех сторон общественной, экономической и политической жизни крепостнической России. В повести множество самостоятельных историй, которые рассказывают о жизнь простых россиян и пороках общества. Радищев критикует повсеместную коррупцию, невежество чиновников, жестокость помещиков, мошенничество купцов, цензуру и систему крепостного права.
Рассказчик, чувствительный русский дворянин с европейским образованием и либеральными воззрениями, едет на перекладных из Петербурга в Москву, по пути наблюдая неприглядную жизнь Российской империи: бесчеловечность крепостного права, коррупцию чиновников, воровские махинации купцов и слепоту монархии, которой его записки должны раскрыть глаза. Первое художественное произведение в истории русской литературы, за которое автор был сослан в Сибирь.
Радищев начинал свою главную книгу постепенно — с отдельных очерков, которые позже войдут в состав «Путешествия». Полностью рукопись была готова к концу 1788 года. Известно, что писатель дополнял свою книгу уже после прохождения цензуры, перед печатью, в 1790 году. Важно, что, создавая «Путешествие» в годы, предшествовавшие Великой французской революции, которая сильно изменила российский политический климат, автор не предвидел остроты реакции со стороны Екатерины II.
Радищев в эти годы служил чиновником, а затем и директором Петербургской таможни. Он пользовался доверием и дружбой своего начальника графа Александра Воронцова , президента Коммерц-коллегии, и мог достичь высоких степеней, но публикация «Путешествия», повлёкшая за собой десятилетнюю сибирскую ссылку, положила конец карьере.
«Путешествие» разбито на главы, названные по почтовым станциям, где рассказчик меняет лошадей. Единого сюжета в книге нет: структура позволяет рассказчику делать экскурсы в историю, нравы и обычаи проезжаемых мест, а по дороге предаваться философским размышлениям об устройстве государства, законе и нравственности, на которые наводят его всё новые впечатления и встречи. Часть таких рассуждений передана другим персонажам. Друзья и незнакомцы, которых встречает рассказчик, изливают ему свои мысли и печали и прямо-таки сорят важными бумагами, которые образуют чисто публицистические вставки в ткани художественного повествования. Ритуальные шутки о смене лошадей завершают многие главы, играя роль связок между разнородными кусками.
Этот литературный гибрид порождает особый стиль: обыденная разговорная речь разных сословий в бытовых зарисовках и диалогах сменяется тяжеловесным, архаическим, наполненным старославянизмами слогом публицистических кусков.
По материалам: https://dzen.ru/a/Z7xHfETn6mvaAycm, https://natlibraryrm.ru/а-н-радищев-путешествие-из-петербург/, https://polka.academy/articles/643






