Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Муза блокадного Ленинграда: как голос Ольги Берггольц спасал жизни. Часть 2

Муза блокадного Ленинграда: как голос Ольги Берггольц спасал жизни. Часть 2 16.05.2025

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Эти строчки из «Ленинградской поэмы» Берггольц, написанной летом 1942, моментально ушли в народ. Эта поэма — не просто стихи, а прямое попадание в нерв блокадного Города. Успех поэмы был оглушительным — Ольга Федоровна писала в дневнике, что он превзошел все ее ожидания. Исследователи творчества Берггольц отмечают, что для этого было несколько причин. Во-первых, необходимо представить, как много значило радио для жителей осажденного Города.

Одним из худших дней блокады, по воспоминаниям многих очевидцев, был декабрьский день, когда по техническим причинам радио не работало три часа. Даже метронома не было слышно. Стояла абсолютная, полная тишина. Измученные ленинградцы находились в полной неизвестности, не зная, захвачен ли Город или просто произошел сбой на линии. Во-вторых, нужно просто послушать, как Берггольц читает свои стихи. С легким грассированием и невероятной искренностью.

Голос Ольги Берггольц спас не одну жизнь — так говорили многие блокадники. А однажды он спас и ее саму. Однажды вечером Ольга Федоровна споткнулась и упала на занесенное снегом тело человека. Подняться никак не могла. Вдруг из громкоговорителя зазвучал голос... Ольги Берггольц. Она подумала на секунду, что сошла с ума. Но потом вспомнила: в это время должна была начаться запись передачи с ее участием. Силы вернулись. Берггольц поднялась и пошла от репродуктора к репродуктору — радиоточки находились на каждом перекрестке. Так ленинградцы передвигались по городу: от звука к звуку...

В блокаду в квартирах радио не выключалось никогда. Часто дежурные, совершавшие обход домов, наблюдали жуткую картину: в комнате — несколько окоченевших тел, а «тарелка» работает. Как будто жизнь продолжается. Живых ленинградцев радиоголос связывал с внешним миром, когда они уже не могли подняться с кровати. И часто этим голосом был проникновенный голос Ольги Берггольц.

В памяти поколений Ольга Федоровна Берггольц осталась мужественной и несгибаемой Музой блокадного города, символом твердости и бесстрашия духа. Сестра смогла вывезти обессиленную Ольгу в Москву. Вернувшись в блокадный Ленинград, Ольга Берггольц выбрала свою судьбу. «Ленинградский дневник», тоненькую поэму, в Ленинграде стали менять на хлеб. Слово и хлеб вдруг уравнялись между собой. Ольгу выдвигают на Сталинскую премию. Но премию она не получит. Блокадные стихи и поэмы власть испугали.

27 января 1943 года блокада была прорвана. Все рыдали и целовались. Ольга снова говорила по радио со своим городом. Ольга стала символом блокадного Ленинграда. Эта хрупкая женщина пережила не только блокаду, но и смерть мужа, своих дочерей.

И все-таки главной книгой ее жизни стали дневники, которые она вела с 13 лет. Безжалостные - к себе, и объективные - ко времени. Дневники, которые потрясают своей честностью и ненавистью ко всякой лжи. Они отразили время, 20 век - полный боли, отчаяния и надежды.

В 1970 году она отметила свое шестидесятилетие. На сцене Дома писателей ей посвящали стихи.

Берггольц умерла 13 ноября 1975 года, в шестьдесят пять лет.

16 октября 1978 года появилась улица Ольги Берггольц. К 70-летию прорыва блокады Ленинграда в школе № 340 Невского района открылся музей Ольги Берггольц. При входе в Дом Радио установлен бронзовый барельеф Ольги Берггольц.

Ольга Берггольц   стала для нас не только Ленинградской Мадонной, но и настоящей мученицей, испившей свою чашу до дна. Это ей принадлежат слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».

 

По материалам: https://dzen.ru/a/ZbDvgyyWYRIdYhBr, https://niklibrary.ru/articles/nikto-ne-zabyt-k-115-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-olgi-berggolts




Возврат к списку