Вернуться к обычному виду
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

К.Г. Паустовский

Православные празднуют Крещение Господне

Православные празднуют Крещение Господне 19.01.2023

19 января православные верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Праздник Крещения Господня, или Богоявление, связан с евангельским событием – крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан (название праздника произошло от греческого слова, означающего "погружение в воду"). Этот праздник считается самым древним в христианстве наряду с Пасхой.

Из года в год Крещение Господне отмечается в одну и ту же дату – 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).

В Евангелиях говорится, что Господь воплотился в Вифлееме и был признан сначала волхвами в качестве Царя и Мессии, а позже и другими, уверовавшими в него людьми. Иоанн Предтеча, который позднее был назван Крестителем Господним, проповедовавший в окрестностях Иордана, говорил о скором пришествии Мессии и призывал каждого подготовиться к этому событию, а именно покаяться и очиститься от грехов. В качестве символического перехода в новую жизнь он троекратно погружал людей в реку. Именно благодаря этому сейчас популярны купания в Крещение.

Иисус пришел к Иоанну и попросил его крестить. Пророк, на тот момент никогда не видевший Иисуса, понял, кто перед ним и удивился такой просьбе и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Евангелие от Матфея 3:14), на что Иисус ответил, что им надлежит исполнить всякую правду.

Евангелист Лука так описывает Крещение Господне: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!». Именно в этот момент людям впервые явились три ипостаси Святой Троицы: Отец, Сын и Святой дух. Поэтому Крещение имеет второе название – Богоявление.

До V в. рождение и крещение Иисуса вспоминали в один день – 6 января по старому стилю. Уже позднее празднование Рождества перенесли на 25 декабря (по старому стилю), но Армянская и Коптская церкви сохранили прежнюю традицию.

Накануне праздника проводится особая литургия, которая длиннее, чем в другие дни. Тогда читаются все отрывки из Нового Завета, которые посвящены отмечаемому событию. Верующим рекомендуется посетить утреннее и вечернее богослужения 18 января и праздничную литургию в день самого праздника.

В старину подготовка к празднику вне Церкви начиналась тоже накануне. После утреннего богослужения избы тщательно убирали и вымывали, выметали весь сор, в котором, как верили раньше, может спрятаться чертенок. Вечером люди шли на службу в церковь, в конце которой совершалось великое водосвятие. Это событие считалось особенно важным.

После возвращения со службы начинались очистительные обряды: всей семьей люди пили святую воду, окропляли избу, скотину и хозяйственные постройки. Также было принято собирать крещенский снег и добавлять в корм лошадям, считалось, что так они будут меньше болеть, и курам, чтобы они раньше неслись.

Также со службы в Крещенский сочельник приносили свечу и бережно ее хранили. Считалось, что, если зажигать ее во время грозы, она убережет дом от пожара. А для защиты скота от нечистых сил кусочек свечи крепили под гриву или между рогов в первый день выгона.

Интересной традицией было оставлять кусочки хлеба и ржаные лепешки с Рождества Христова для Крещения. В день праздника их раскладывали на заготовленное для корма сено, выпускали скотину и пока она ела – окропляли ее святой водой. При этом человек, делавший это, надевал шубу мехом наружу. Считалось, что после этого домашний скот будет всегда сыт и принесет хороший приплод.

Главным событием Крещения считается водосвятие. После литургии в сочельник (18 января) в храмах проводят великое освящение воды, которую потом называют агиасмой или крещенской водой.

До V в. водоосвящение происходило только в Иерусалимской церкви, где было принято выходить на реку Иордан к тому месту, где крестили Иисуса. Уже позже освящение стали проводить в других местах, где есть водоемы.

К крещенской воде верующие с давних времен имеют великое благоговение. Ее приносят домой и хранят в течение года, она не портится и остается все время свежей.

Помимо водосвятия, другим важным событием считалось «хождение на Иордань»: на водоеме в заранее выбранном месте делали прорубь – иордань, место вокруг которой считалось святым. После крестного хода, получения святой воды и молебна люди окунались в прорубь, чтобы символично закрепить очищение от грехов. Эта традиция укоренилась среди верующих и популярна до сих пор. Человек может погрузиться в крещенскую воду, если чувствует себя здоровым. Но церковь к этому не призывает и не побуждает. Погружение в купель может быть только добровольным и должно происходить только там, где соблюдаются все меры предосторожности.

По материалам сайта «РИА Новости»




Возврат к списку