Вернуться к обычному виду
«Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне».

В.В. Путин

Самые белокурые. Кто такая водь

Самые белокурые. Кто такая водь 10.01.2018

Современные этнографы считают, что на территорию нынешней Ленинградской области предки води пришли в I-IV вв. Об этом народе упоминается в первых новгородских летописях. Уже с XIII века народ находился под властью сильного Новгорода и в это время приняли православие.  Впрочем, это не заставляет вожан отказаться от древнейших верований, и вплоть до ХХ века у них имеются свои культовые камни, деревья, водоемы. Да и в целом этот народ, ассимилируясь с ближайшими соседями, обладал способностью беречь при этом свои традиции.  А водский язык (входит в прибалтийско-финскую подгруппу финно-угорской ветви уральской языковой семьи), испытывая мощнейшее влияние русского, сохранил древнейшую основу лексики – самую дорогую, связанную с трудом, домом, хозяйством, семьей. 

Есть у води и свой портрет. Исследователи называют ее самым белокурым народом мира. Согласно статистике, 80 % мужчин и 76 % женщин имеют волосы ярко-белые или золотисто-желтые.  

Верования и картина мира у води

Верования води очень древние. Вожане одушевляли природу и поклонялись ее проявлениям, в том числе лесу и отдельным деревьям, рекам, горам, солнцу…. Этим священным объектам приносили жертвы – зверей и птиц. В более поздние времена эти ритуалы трансформировались в праздники. После принятия христианства древние обычаи переплелись с православными.

Водь почитала святого Илью. Источник, названный его именем, считался целебным. В день пророка Ильи устраивали праздники – «братчины». Под священными деревьями устанавливали столы, собирали в складчину еду, вместе варили пиво. Затем пели и танцевали, едва ли не обязательным элементом торжества была большая драка.

В целом, вожане были очень суеверными людьми. Почти каждый предмет они наделяли душой. Жизнь в окружении множества духов требовала знания заговоров и обрядов, число которых могло достигать сотен. Ритуалы сопровождали почти каждое повседневное действие. Например, нельзя было есть, не подстелив под пищу скатерть. Этот простой предмет считался разделителем между миром живых и мертвых, именно он не пускал болезни и напасти к человеку. Чтобы усилить защиту, праздничные скатерти вышивали красным цветом.

Свадебный обряд

Один из самых важных в жизни человека ритуалов – свадебный – тоже проходил в соответствии с традициями и правилами, которые предоставляли молодым некоторую свободу. Так, вполне обычным явлением был пробный брак – совместная жизнь сроком до полугода. Присмотревшись друг к другу, парень и девушка могли или расстаться, или венчаться. Те, кто не пытался устроить пробный брак, все равно обладали редким для тех времен правом решать свою судьбу самостоятельно. Родители узнавали о будущей свадьбе уже после сговора молодых. На торжество созывали всех родственников, а венчание проходило по православному канону. Первый день празднования молодые проводили каждый в своем доме. На следующий день новобрачной брили голову (в более поздние времена просто отрезали косу). Считалось, что волосы девушки хранят в себе духов ее дома, и в доме новом те будут злыми и станут мешать ей, чтобы она вернулась. Отрезанные волосы или сжигали, или отдавали жениху. Он хранил их, и если жена умирала раньше него, клал с ней в могилу.

До начала ХХ века сохранялся обряд «водолития»: в первое утро в доме мужа молодая сначала мыла посуду, а потом трижды приносила из ручья воду, а новая родня трижды опрокидывала ведра. Позже этот ритуал превратился в своеобразную битву за главенство в доме: молодые супруги били ведра с водой ногами. У кого первого ведро упадет, тот и будет хозяином в семье.

Милую узнаю по походке

 Костюм води долго сохранял свое своеобразие, не подчиняясь влиянию финского, русского и городского нарядов. Первым «сдался» мужской костюм. А вот женский продолжительное время отражал древние традиции своих обладательниц.

Для каждой возрастной группы была характерна своя одежда. Девушки, женщины и старухи отличались и костюмом, и головными уборами, и украшениями. Особенно важны были поясные украшения. Считалось, что пояса, передники и набедренники защищают их носительницу от проникновения к телу злых духов. Одним из подарков жениха невесте был особый кожаный пояс с оловянными бляшками, который мог весить несколько килограммов.

После свадьбы женщина надевала полагающуюся ей по новому статусу одежду. Обязательным элементом был головной убор «пайкас» – высокий, с яркой вышивкой на белой ткани и спускающимися на плечи лопастями. Поверх него надевали цветок из бисера и раковин. Простую девичью рубаху меняли на красивую, со сложной вышивкой, бисером и жемчугом, а полотняный передник – на синий, с монетами, бисером, бубенчиками и бронзовыми колечками.  В этой яркой, красивой и иногда довольно тяжелой одежде женщина ходила два года после свадьбы или до рождения первого ребенка.  

Узнать женщину народа водь можно было, взглянув на ее ноги. На них надевали чулки, сверху – красные обмотки, а поверх  еще раз наматывали разноцветное сукно. Из-за этого ноги вожанок выглядели кривыми и толстыми, что, однако, не считалось недостатком.

    Мария Андреева / Национальный акцент




Возврат к списку