
Современные этнографы считают, что на территорию нынешней Ленинградской области предки води пришли в I-IV вв. Об этом народе упоминается в первых новгородских летописях. Уже с XIII века народ находился под властью сильного Новгорода и в это время приняли православие. Впрочем, это не заставляет вожан отказаться от древнейших верований, и вплоть до ХХ века у них имеются свои культовые камни, деревья, водоемы. Да и в целом этот народ, ассимилируясь с ближайшими соседями, обладал способностью беречь при этом свои традиции. А водский язык (входит в прибалтийско-финскую подгруппу финно-угорской ветви уральской языковой семьи), испытывая мощнейшее влияние русского, сохранил древнейшую основу лексики – самую дорогую, связанную с трудом, домом, хозяйством, семьей.
Есть у води и свой портрет. Исследователи называют ее самым белокурым народом мира. Согласно статистике, 80 % мужчин и 76 % женщин имеют волосы ярко-белые или золотисто-желтые.
Верования и картина мира у води
Верования води очень древние. Вожане одушевляли природу и поклонялись ее проявлениям, в том числе лесу и отдельным деревьям, рекам, горам, солнцу…. Этим священным объектам приносили жертвы – зверей и птиц. В более поздние времена эти ритуалы трансформировались в праздники. После принятия христианства древние обычаи переплелись с православными.
Водь почитала святого Илью. Источник, названный его именем, считался целебным. В день пророка Ильи устраивали праздники – «братчины». Под священными деревьями устанавливали столы, собирали в складчину еду, вместе варили пиво. Затем пели и танцевали, едва ли не обязательным элементом торжества была большая драка.
В целом, вожане были очень суеверными людьми. Почти каждый предмет они наделяли душой. Жизнь в окружении множества духов требовала знания заговоров и обрядов, число которых могло достигать сотен. Ритуалы сопровождали почти каждое повседневное действие. Например, нельзя было есть, не подстелив под пищу скатерть. Этот простой предмет считался разделителем между миром живых и мертвых, именно он не пускал болезни и напасти к человеку. Чтобы усилить защиту, праздничные скатерти вышивали красным цветом.
Свадебный обряд
Один из самых важных в жизни человека ритуалов – свадебный – тоже проходил в соответствии с традициями и правилами, которые предоставляли молодым некоторую свободу. Так, вполне обычным явлением был пробный брак – совместная жизнь сроком до полугода. Присмотревшись друг к другу, парень и девушка могли или расстаться, или венчаться. Те, кто не пытался устроить пробный брак, все равно обладали редким для тех времен правом решать свою судьбу самостоятельно. Родители узнавали о будущей свадьбе уже после сговора молодых. На торжество созывали всех родственников, а венчание проходило по православному канону. Первый день празднования молодые проводили каждый в своем доме. На следующий день новобрачной брили голову (в более поздние времена просто отрезали косу). Считалось, что волосы девушки хранят в себе духов ее дома, и в доме новом те будут злыми и станут мешать ей, чтобы она вернулась. Отрезанные волосы или сжигали, или отдавали жениху. Он хранил их, и если жена умирала раньше него, клал с ней в могилу.
До начала ХХ века сохранялся обряд «водолития»: в первое утро в доме мужа молодая сначала мыла посуду, а потом трижды приносила из ручья воду, а новая родня трижды опрокидывала ведра. Позже этот ритуал превратился в своеобразную битву за главенство в доме: молодые супруги били ведра с водой ногами. У кого первого ведро упадет, тот и будет хозяином в семье.
Милую узнаю по походке
Костюм води долго сохранял свое своеобразие, не подчиняясь влиянию финского, русского и городского нарядов. Первым «сдался» мужской костюм. А вот женский продолжительное время отражал древние традиции своих обладательниц.
Для каждой возрастной группы была характерна своя одежда. Девушки, женщины и старухи отличались и костюмом, и головными уборами, и украшениями. Особенно важны были поясные украшения. Считалось, что пояса, передники и набедренники защищают их носительницу от проникновения к телу злых духов. Одним из подарков жениха невесте был особый кожаный пояс с оловянными бляшками, который мог весить несколько килограммов.
После свадьбы женщина надевала полагающуюся ей по новому статусу одежду. Обязательным элементом был головной убор «пайкас» – высокий, с яркой вышивкой на белой ткани и спускающимися на плечи лопастями. Поверх него надевали цветок из бисера и раковин. Простую девичью рубаху меняли на красивую, со сложной вышивкой, бисером и жемчугом, а полотняный передник – на синий, с монетами, бисером, бубенчиками и бронзовыми колечками. В этой яркой, красивой и иногда довольно тяжелой одежде женщина ходила два года после свадьбы или до рождения первого ребенка.
Узнать женщину народа водь можно было, взглянув на ее ноги. На них надевали чулки, сверху – красные обмотки, а поверх еще раз наматывали разноцветное сукно. Из-за этого ноги вожанок выглядели кривыми и толстыми, что, однако, не считалось недостатком.
Мария Андреева / Национальный акцент
А также на эту тему:
День дружбы народов прошел в новом формате
Участников фестиваля «Национальные сезоны» в Новокуйбышевске объединил хоровод дружбы
Народное название «День дружбы народов» в Самарской области узаконено
В Самарской области началась подготовка к празднованию Дня дружбы народов
Спортивные мероприятия на Дне дружбы народов еще раз показали, что в дружбе выигрывают все
Теги: дружба народов, Россия, Ленинградская область, народы, водь