Татары, являясь вторым по численности народом в Российской Федерации (в Самарской области их проживает более 94 тысяч человек), исповедуют одну из традиционных на территории России религий – ислам.
Первая мечеть в Самаре была построена в 1856 году на улице Фрунзе, где она просуществовала до 1890 года. Вторую возвели в 1891 году на улице Алексея Толстого, а третью – в 1913 году в районе Дворца спорта. В советский период мечети в Самаре были уничтожены, а их служители репрессированы, и только в 1967 году власти разрешили мусульманам оборудовать молельный дом. Самарская соборная мечеть была построена на пересечении улиц Стара-Загора и 22 Партсъезда и открыта 25 лет назад - 28 ноября 1999 года. Сейчас она является уникальным архитектурным комплексом, одним из крупнейших культовых сооружений не только в России, но и в Европе.
Сегодня мы открываем цикл публикаций, посвященных истории строительства Самарской Соборной мечети.
Величественная Самарская Соборная мечеть – наиболее крупное, зримое и, без преувеличения, историческое достижение самарских татар.
Удивительный факт: Самара не является и не была в прошлом в числе главных центров татарской и мусульманской жизни, как, например, Казань или Уфа, и численность татарского населения здесь заметно меньше. Но активное участие представителей татарского народа в социально-экономической и культурной жизни региона, а также единство и авторитет общины в целом позволили добиться такого успеха. Самарские татары всегда отличались крепкой исторической памятью, никогда не забывая о традиционной национально-духовной жизни, какая была в городе до революции и в первые советские годы, когда татарское общество Самары группировалось вокруг трех мечетей, – и всегда стремились вернуть те славные времена. После закрытия мечетей, самарские татары в течение долгих десятилетий на бытовом и семейном уровне старались сохранять свои духовные традиции, национальную культуру и родной язык.
Первый успешный шаг в направлении возрождения Самарской мечети был сделан в 1967 году. Тогда, после долгой и кропотливой работы, было получено разрешение властей на регистрацию мусульманской общины и открытие в поселке Машстрой (на улице Малый Тупик, 127) молельного дома. Поскольку энергия и инициатива татарского народа проявлялась также и в других формах, и ждала своего выхода, этот маленький молельный дом стал центром не только религиозной, но и в целом общественной жизни татар Куйбышева, и люди сразу стали называть его мечетью.
В конце 80-х годов, в условиях перестройки и повсеместного оживления общественной жизни, религиозная организация мусульман города подняла вопрос о строительстве новой мечети. Соответствующая просьба к властям города и области окончательно оформилась весной 1989 года, когда мусульманская община готовилась к празднованию 1100-летия принятия ислама на Волге (по мусульманскому календарю). И уже 17 сентября на пересечении улиц Партизанская и Борская - предполагаемой стройплощадке - состоялся большой митинг с участием руководителей города, почетных гостей из Казани, Волгограда и других городов. Он завершился символической закладкой фундамента будущей мечети, которая должна была стать Соборной «в честь 1100-летия принятия ислама в Поволжье». Началась разработка проекта, в фонд строительства стали поступать первые взносы. Председатель Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Талгат Таджуддин передал мусульманам Куйбышева 30 тысяч экземпляров Корана, средства от продажи которых тоже пошли в фонд стройки.
Шамиль Галимов, историк, руководитель Самарского областного общества татарского исторического краеведения Фото — Сергей Баранов и Аняс Мингалеев.