Вернуться к обычному виду
«Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».

В.Г. Белинский

В Тольятти члены Общественной палаты познакомились с уникальным опытом духовно-нравственного воспитания

В Тольятти члены Общественной палаты познакомились с уникальным опытом духовно-нравственного воспитания 06.12.2016

30 ноября 2016 года члены комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки, комиссии по вопросам культуры, молодёжной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений, а также члены комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке в рамках совместного заседания посетили г.о. Тольятти. Главной темой выездного заседания стало обсуждение уникального опыта построения системы непрерывного гуманитарного и духовно-нравственного образования в г.о. Тольятти, а также возможностей развития и распространения этого опыта на региональном и федеральном уровнях.

В мероприятии приняли участие члены сразу трёх общественных палат: г.о. Тольятти, Самарской области и Российской Федерации. Представителем двух последних палат является протоиерей Димитрий Лескин, который и стал одним из главных инициаторов этого знакового события. На заседании также присутствовали представители министерства образования и науки Самарской области, Самарской и Сызранской Епархии Русской Православной Церкви, мэрии г.о. Тольятти, совета ректоров вузов Самарской области, образовательных структур и общественности города и региона.

В начале своего визита участники выездного заседания ознакомились с образовательными учреждениями, которые формируют «модель непрерывного гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания»: Православной классической гимназией, Колледжем гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, митрополита Московского и Поволжским православным институтом имени Святителя Алексия, митрополита Московского. Это знакомство с реальными результатами проекта непрерывной системы образования обогатило дискуссию, которая потом состоялась в рамках выездного заседания в стенах института.

Ректор Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского, директор Православной классической гимназии протоиерей Димитрий Лескин высказал уверенность, что нельзя забывать о том, что гуманитарные дисциплины повышают интерес к ценностям жизни, дают возможность осознать своё место в ней, развивают мышление, внутренний мир, расширяют кругозор, формируют мировоззрение. Он отметил: «Мы сейчас столкнулись с очень серьезными вызовами гуманитарного и системного характера, на которые должны отвечать. Только большая, крепкая, духовно ориентированная работа позволит сохранить нашу цивилизацию, позволит России оставаться Россией, Самаре — Самарой, всем нам оставаться самими собой».

Модель непрерывного гуманитарного образования, реализуемую в Тольятти, можно считать одним из таких важных стратегических проектов не только для города, но и для региона в целом, отмечали участники совместного заседания. «В учебный план колледжа включены дисциплины, которые не только формируют профессиональные компетенции, но и влияют на личностное развитие студента, формируют его мировоззрение на основе базовых национальных ценностей, — подчеркнула директор Колледжа гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, митрополита Московского Ирина Клименко. — Мы считаем, что выпускник Гуманитарного колледжа — это человек, готовый выражать и отстаивать свою общественную и гражданскую позицию, активный и ответственный участник общественный жизни». Она сообщила, что Гуманитарный колледж активно сотрудничает с общественными, молодёжными и религиозными организациями, а в самом образовательном учреждении активно развивается волонтёрское движение.

Также участники заседания знакомились с работой Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. Первый проректор Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского» Ольга Лышова отметила, что особенности образовательный программ института — фундаментальная гуманитарная подготовка, единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на традиционных духовно-нравственных православных ценностях. Она сказала: «Основное предназначение гуманитария — нести культуру в широком смысле и менять среду проживания общества. Тенденция развития современного общества связана с возрастанием роли социогуманитарной экспертизы всех решений, принимаемых на всех уровнях».

«Институт призван воссоздать качественно новый для Приволжского федерального округа, Самарской области и Тольятти тип образовательной, воспитательной и культурной среды, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях, — подчеркнул протоиерей Димитрий Лескин. — Только большая, крепкая духовно-ориентированная работа позволит России оставаться Россией. Мы столкнулись с очень серьезными вызовами и планетарного, и системного характера, к нам прикованы взоры миллионов и миллиардов. Как бы парадоксально это ни звучало, но православная цивилизация — это цивилизация межконфессиональная. Так же как русская цивилизация — цивилизация многонациональная. Об этом нужно смело и открыто говорить».

Члены Общественной палаты Самарской области узнали также о том, что вопросам возрождения духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание и в других образовательных учреждениях Тольятти: так, группой творческих коллективов школ и детских садов был разработан городской проект «Духовное наследие » для общеобразовательной школы (с 1 по 7 класс) и программа дополнительного образования «Добрый мир » в дошкольных учреждениях. Участники заседания — представители общественности Самары и Тольятти, представители органов власти и местного самоуправления — высоко оценили потенциал реализуемого в Автограде образовательно-воспитательного проекта.

Первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Екатерина Кузьмичева, отметила, что о необходимости создания алгоритма непрерывного образования, в том числе и гуманитарного, речь ведётся очень давно, и что именно на подобных дискуссионных площадках могут прозвучать значимые предложения, требующие изменений на уровне регионального и федерального законодательства, которые субъекты законодательной инициативы в лице представительных органов власти и общественных институтов готовы будут поддержать.

«За последние годы, очень непростые годы для России, и семья, и школа, и общество в целом многое утратили в вопросах духовно-нравственного воспитания. Утрата ценностей, ориентиров, традиций — само по себе очень серьезная проблема. Но еще страшнее их подмена чуждыми для российского общества образцами и ценностями, несущими в себе разрушительную для него силу. Пришло время обратиться к нашей многовековой истории, к нашему многовековому опыту и начать сознательно создавать условия для духовного возрождения, формирования национальной идентичности, для формирования качеств личности человека — гражданина своего Отечества, и на этой крепкой основе интегрироваться в мировое культурное пространство, — считает заместитель министра образования и науки Самарской области Лариса Загребова. — Для этого уже делается немало. Но главное, чтобы все наши действия и усилия выстраивались в целостную систему, которая обеспечила бы создание единой духовно-нравственной среды, где совершенно естественным образом наши дети осваивали и усваивали бы духовные и нравственные образцы и ценности».




Возврат к списку