Численность населения муниципального образования на 1 января 2021 года составляет 15 066 человек. По национальному составу по результатам последней переписи 2010 года в районе проживает 85,6% русского населения, 2,7% – чуваш, 4,1% – татар, 2,1% – мордва. Также присутствуют украинцы, армяне, казахи, азербайджанцы и другие национальности. На них приходится 5,5% населения района.
В книге под редакцией Мельникова «Акты исторические и юридические. Справочник документов» зафиксирован факт покупки чувашами земли у татарских мурз на берегу Черемшана и основания ими в 1705 году поселения, названного Старым Эштебенькино. Четыре двора.
После завоевания Казанского ханства пространство от Черемшана до ещё одной местной речки, Челнинки, попало во владения татарских мурз, подданных русского царя. Известно имя одного из них, считавшегося хозяином в 40-50-е годы XVIII века. Это Надыр Уразметьев.
Слыло пространство местом земель пустопорожних, то есть не освоенных людьми. И вот эти самые пустопорожние земли предки Надыра Уразметьева и сам он стали продавать желающим на них переселиться.
Поселение Девлезеркино упоминается в ревизии, как назывались тогда подворные переписи, 1710 года, по словам Ягафовой, примерно так: «Пусто, а прежде был один двор». О чём факт свидетельствует, кроме времени возникновения населённого пункта? Освоение пустопорожних земель шло не так просто. Оно стало причиной нескольких так называемых башкирских бунтов. Задолго до того башкиры в этих вольных краях наладились пасти свой скот. Новые хозяева, естественно, воспротивились. Столкновения оказались кровавыми.
Много чувашей погибло или было уведено в полон в результате набегов сюда ещё нагайцев, каракалпаков, так как место по тому дню являлось границей государства.
Причина исчезновения первого девлезеркинского двора вряд ли кого из госчиновников могла заинтересовать как явление для государства мелкое и тогда, должно быть, привычное, поэтому о ней нет никаких свидетельств, кроме самой фиксации факта. Но можно предположить, что исчез он именно после какого-то набега «друзей степи».
Уже во второй ревизии упоминаются ещё несколько современных сёл района. Это Сиделькино, Старое Аделяково, Токмакла, Иглайкино, Старая Таяба, о которой нужно сказать отдельно. Из всех названных пунктов она после Старого Эштебенькино и Девлезеркино старше других. Однако если остальные сегодня крупные поселения, центры местных общественных хозяйств, от Старой Таябы почти ничего уже не осталось. Держится за счёт нескольких фермерских хозяйств.
Вместе с чувашами здешние черемшанские берега в первой половине XVIII века начинает заселять мордва. Так возникает поселение Багана. Любопытная деталь. Баганинские переселенцы из мордвы, по утверждению Ягафовой, приглашены были сюда чувашами, когда последние потеряли много народу от набегов. Привезли сюда вместе с немудрёным скарбом и имя прежнего места своего проживания. Из второй же ревизии узнаем о возникновении поселения Заиткино, входящего ныне в райцентр. Оно, в отличие от остальных, татарское.
Национальную пестроту селившихся от Черемшана до Челнинки народов усиливало разное социальное положение переселенцев. Скажем, в возникших чуть позже чувашских пунктах Малое Девлезеркино и Чувашское Урметьево люд жил в этом смысле очень даже неодинаковый. В первом – служивые, во втором – «ясашные». Одни находились на царской службе и были освобождены от уплаты податей, другие, наоборот, обязаны были отдавать в пользу государства так называемый «ясак». Утверждают: сейчас ещё выходцы из этих соседних сёл заметно отличаются характерами. Первые более независимы.
Челнинка ныне делит район как бы на две части. В стороне от неё, противоположной Черемшану, большей частью живут русские. Освоение этой стороны произошло несколько позже. Связано оно с генеральным межеванием тогдашних российских территорий – делением их на «дачи» и награждением помещиков за государеву службу дополнительными наделами на ещё не заселенных местностях. Одним из самых старых поселений здесь является Зубовка, названная по фамилии помещиков Зубовых. На севере Самарской области они были одними из самых крупных помещиков.
Сами Челно-Вершины возникли как поселение чувашей у истоков Челнинки примерно в эти же годы и первоначально носили имя Чалла-Пусь, в переводе – «Вершина речки». Сама Челнинка, опять же по словам Ягафовой, именовалась «Чалла», то есть «Каменистая». С годами поселение становилось многонациональным, и постепенно в качестве имени закрепился за ним своеобразный русский перевод прежнего «Чалла-Пусь» – Челно-Вершины.
В русской стороне крестьяне большей частью гнули горб в работе на помещика, в национальной были свободными общинниками, объединялись для выполнения трудной работы. Хозяйство было преимущественно натуральным. Всё, от еды до одежды, производили для себя сами. Пахали землю, чтобы сеять зерно. Держали скотину. Выращивали коноплю, из которой потом делали ткани и шили домотканые носильные вещи. Позже здесь развились некоторые промыслы, в частности кожевенный, но большого значения они не имели.
Быстрее других поселений развивалось Девлезеркино. В конце XIX века оно упоминается как одно из крупных сёл Бугульминского уезда с населением в 2 тысячи человек. В 1871 году именно в Девлезеркино открылось единственное на уезд одноклассное инородческое училище Министерства народного образования с обучением на русском и чувашском языках.
Быстро выросли в крупные поселения также Старое Эштебенькино и Сиделькино, ставшие волостными центрами.
Деятельностью в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории муниципального образования занимаются Администрация муниципального района Челно-Вершинский, Общественный совет при администрации муниципального района Челно-Вершинский, Северное управление министерства образования и науки, Муниципальное автономное учреждение муниципального района Челно-Вершинский Самарской области «Центр культурного развития».
Районная библиотечная система Библиотека располагает библиотечным фондом в размере 250 000 экземпляров. Основная масса фонда на русском языке. Около 4 000 экземпляров на чувашском, 1500 на татарском, 200 на мордовском языках.
На территории района традиционно проводятся национальные и межнациональные мероприятия:
- Областной конкурс чувашского народного танца, посвященный творчеству народного артиста Республики Башкортостан, лауреата международных конкурсов Осипова Николая Ивановича (18.03.1952 – 23.05.2015) (март, Ново-Аделяковский СДК)
- Областной фестиваль-конкурс Чувашских ансамблей песни и танца «Юрла чаваш, ташла чаваш» и фестиваль-конкурс гармонистов «Кала, хут купас», посвященные заслуженному работнику культуры РФ и ЧР Анчикову Николаю Васильевичу, поэту, композитору, музыканту, художественному руководителю Назарову Петру Ефимовичу и заслуженному работнику культуры РФ Трофимову Владимиру Семеновичу.
- Областной фестиваль-конкурс чувашских театральных коллективов, посвященный заслуженному деятелю искусств РСФСР Родионову Леониду Никоноровичу.
- Областной фестиваль, посвященный творчеству чувашского писателя, поэта, баснописца, участника Великой Отечественной войны, Заслуженного врача Чувашской АССР Н.Е. Евдокимова (Ново-Таябинский сельский клуб).
- Областной чувашский фольклорный фестиваль «Кёр сари» (Новое Эштебенькино).
- Мероприятие, посвященное памяти Героя Советского Союза Дюдюкина Георгия Константиновича (17.10.1923 – 20.07.1996) (село Чувашское Эштебенькино).
- Праздник чувашской культуры «Акатуй», «Уяв» (Девлезеркино, Чувашское Урметьево, Новое Эштебенькино).
- Районный праздник «Русская березка» (село Челно-Вершины).
- Межмуниципальный фестиваль русской народной песни «Хоровые узоры» (село Челно-Вершины).
Активное участие в организации и проведении таких мероприятий принимают национальные творческие коллективы:
- народный самодеятельный хор русской песни «Русские узоры», Михайлов В.Б. (17 чел., взрослые);
- казачий ансамбль «Бравые ребята», Михайлов В.Б. (10 чел., взрослые);
- татарский вокальный фольклорный ансамбль «Туган як», Иванчин В.А. (9 чел., взрослые);
- вокальный ансамбль русской песни «Калинушка», Морозова Н.А. (10 чел., взрослые);
- ансамбль русской народной песни «Веретенце», Князькина В.О. (11 чел., взрослые);
- вокальная группа «Рябинушка», Уварова С.С. (8 чел., взрослые);
- чувашский вокальный фольклорный ансамбль «Шанчак», Иванчин В.А. (6 чел., взрослые);
- чувашский вокальный фольклорный коллектив «Сарем», Помендюкова В.Ф. (8 чел., взрослые);
- народный чувашский драматический театральный коллектив «Сарем», Помендюкова В.Ф. (9 чел., взрослые);
- мордовский фольклорный вокальный ансамбль «Ашо килей», Денисова Н.С. (10 чел., взрослые);
- чувашский фольклорный вокальный ансамбль «Сал кус», Ермолаев Е.М. (10 чел., взрослые);
- чувашский фольклорный вокальный ансамбль «Асамат» - «Радуга» (7 чел., взрослые);
- народный чувашский фольклорный ансамбль «Телпулу», Абанькова В.Г. (21 чел., взрослые);
- чувашский мужской вокальный ансамбль «Улап», Абанькова В.Г. (11 чел., взрослые);
- детский образцовый чувашский фольклорный ансамбль «Родничок», Абанькова В.Г. (10 чел., дети);
- чувашская вокальная группа «Пикесем», Щербакова Н.Н. (10 чел., взрослые);
- народный мордовский фольклорный ансамбль «Мазы лей», Шанауров В.Л., Шанаурова И.Н. (15 чел., взрослые);
- народный чувашский фольклорный ансамбль «Околица», Яковлев Г.С. (15 чел., взрослые);
- вокальная группа «Рябинушка», Антонова И.В. (11 чел., взрослые).
Сохранением традиций национальных художественных ремёсел и промыслов занимаются мастера прикладного творчества района.
Милаева Ольга Александровна – кружевоплетение на коклюшках (кружевоплетение Елецкое, Вологодское). В марте 2018 года участвовала в V Самарском фестивале народного творчества и ремесел «Рожденные в сердце России», была награждена дипломом участника. Вошла в число финалистов Всероссийского фестиваля декоративно-прикладного искусства «Руками женщины».
Досов Александр Николаевич – мастер по плетению из лозы.
На воспитание любви к народным традициям и истории малой Родины направлена Этнографическая выставка «Родные истоки».
Район гордится своими выдающимися земляками.
Рашид Насыбуллович Гарифуллин – без малого 52 года отданы журналистике (занимал должность заместителя редактора, редактора). Входит в совет старейшин мусульманской религиозной организации махалля No309 села Заиткино, пишет заметки в газеты и журналы.
Наталья Демьяновна Кочеткова – в газете «Авангард» работала с 1976 по 2014 год зав. отделом писем, зав. отделом сельского хозяйства, ответственным секретарём. На протяжении трудовой биографии Наталья Демьяновна проявляла активность во всех делах и начинаниях: возглавляла профсоюзную, затем партийную организацию, принимала участие в культмассовой работе, являясь участницей вокальной группы «Белая ночь». Она вместе с коллегами выступала с концертными программами в сёлах района.
Алексей Евдокимович Яковлев – в настоящее время на заслуженном отдыхе. Работая секретарём райисполкома, он собирал материалы по истории района.
Екатерина Андреевна Ягафова – кандидат исторических наук, 1968 года рождения, родилась в селе Девлезеркино
Борис Владимирович Сыченков – почетный работник общего образования, пенсионер, автор историко-краеведческого исследования о малой родине «Село отчизны общей времен, народов и веков».
Немало знаковых мест, связанных с историей района, имеется на Челно-Вершинской земле.
Гора Маяк у села Сиделькино, где были обнаружены древнейшие в Поволжье погребения, относящиеся к эпохе каменного века и датирующиеся X тысячелетием до н.э. В 2003 году на горе Маяк прошла Международная археологическая конференция «Контактные зоны Евразии на рубеже эпох», в которой приняли участие ученые археологи Москвы, Белоруссии, Канады. Археологические находки с данного комплекса выставлены в краеведческом музее Канады; Объект культурного наследия «Усадьба Шелашниковых». В поселке Петровск Челно-Вершинского района Самарской области сохранились фрагменты ансамбля (комплекса) помещичьей усадьбы XIX века, принадлежавшей дворянскому роду Шелашниковых;
Казанско-Богородицкий родник на горе (окрестности Токмаклы);
Богородицкий родник в Тарханском лесу (окрестности села Сиделькино);
Богородицкий родник на горе Маяк;
Купель св. Пантелеймона село Девлезеркино.
По материалам Администрации муниципального района Челно-Вершинский.