Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Клявлинский район

Клявлинский район Муниципальный район Клявлинский Самарской области расположен в северо-восточной части Самарской области в 215 км от Самары. На севере граничит с республикой Татарстан, на западе – с Шенталинским и Исаклинским районами, на юге – с Камышлинским районом, на востоке с Оренбургской областью. Административный центр - Клявлино ж/д станция, находится на расстоянии 210 км от областного центра. Протяжённость района с севера на юг 35 км, с запада на восток 38 км. Общая площадь муниципального образования составляет 125 555 гектаров. Этимология названия как района, так и села Клявлино, по одной из версий относится к основателю села – чувашу Клевле Чурекееву (в крещении Василий Иванов).
Численность постоянного населения Клявлинского района, по состоянию на 01 января 2021 г., 13 649 человек.
Основной национальный состав, согласно переписи 2010 года:
- Русские – 6 552 чел. (41,1 %),
- Чуваши – 4 425 чел. (27,8 %),
- Мордва (эрзяне) – 3 825 чел. (24,0 %),
- Татары – 803 чел. (5,0 %).
- Кряшены – 350 чел.

Исторически, по-разному зарождались населённые пункты на территории Клявлинского района. Одни деревни возникали сами собой, с заселения землянок у плодородных земель и близлежащих рек. Другие осваивались кочующими племенами.
Самыми ранними поселениями Клявлинского района считаются сёла Старый Байтермиш (мордва) и Клявлино (чуваши). История райцентра Клявлино началась с железной дороги. В 1907 году были проведены инженерно-изыскательные работы по строительству Волго-Бугульминской железной дороги на участке Шентала-Клявлино. Строительные работы начались в конце 1907 – в начале 1908 годов, на которых работали крестьяне самых разных национальностей, из близлежащих сёл.
Село Назаровка (Урдалы Авылы) Клявлинского района является единственным местом компактного проживания татар-кряшен на территории Самарской области. Большинство татар, как известно, исповедуют ислам, но есть в составе этого народа этно-конфессиональная группа - кряшены («крещённые татары», т.е. татары, являющиеся православными христианами). По Легенде, три брата, один из них по имени Назар, бежали из деревни Нарад Асты (ныне республики Татарстан) от непосильных налогов в поисках лучших мест. Так образовалось село Назаровка.

Реализацию национальной политики на территории м.р. Клявлинский занимается администрация района, совместно с образовательными и культурно-досуговыми учреждениями. Председателем совета по межнациональной политике муниципального района Клявлинский является Ольга Михайловна Гафиятуллина.
На территории Клявлинского района действует две национальные общественные организации:
- Чувашская национально-культурная автономия «Улах», образована 21 сентября 2012 года, председатель правления Исаева Татьяна Александровна.
- Филиал Самарской региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр «Масторава» в м.р. Клявлинский. Год регистрации – 31 августа 1999 года. Председатель филиала Игнатьев Геннадий Владимирович.
Краеведческий фонд библиотеки на 1 января 2021 года состоит из 6782 экземпляров.

Клявлино годится местными поэтами, среди которых:
Виктор Иванович Кочетков, 1923 года рождения, уроженец села Балахоновка, член Союза писателей СССР с 1948 года. В 1950 году в Кишиневе вышла его первая книга стихов «Солдаты мира». В Самарской области напечатано ещё несколько поэтических книг: «Зелёный край: Стихи» (1952), «Росный час» (1959), «Соколиная страна» (1966) и ряд других. В 1980-е годы опубликовано еще несколько поэтических книг: «Моё время» (1980), «Крик ночной птицы» (1981), «Весть» (1988).

Эндип Василий (Василий Иванович Антипов), 1937 года рождения. Чувашский поэт, прозаик, публицист, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (1992), член Союза писателей СССР (1977). Родился в с. Чёрный Ключ Клявлинского района Куйбышевской области. «Поэзия В. Эндипа прежде всего восходит к глубинной традиции чувашского языка и народной словесности. Основные издания: «Çăлкуç» (Родник), «Алăри асамат» (Молния в руке), «Туслăх кăшăлĕ» (Венок дружбы), «Пыл çунă ир» (Медвяная роса), «Юрату юрри» (Песнь обновления), «Илĕртӳллĕ ир» (Красота манящая), «Самана» (Вехи века), «Чĕнӳ чанĕ» (Набатный зов), «Ҫӗнӗлӳ» (поэмӑсен триптихӗ: «Ҫунатсӑр ҫил арман», «Никӗс», «Алӑри асамат») и др. Награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Павел Петрович Батаев, 1915 года рождения. Родился в селе Новые Сосны Клявлинского района. Советский эрязнский поэт, журналист. В 1934 году приехал в в Саранск, где работал редактором художественной литературы в Мордовском книжном издательстве и заведующим в комсомольско-молодёжной газете «Лениэнь киява» («По Ленинскому пути»). Выпустил несколько сборников стихов на мордовском языке. Входит в число ведущих писателей и поэтов на эрзянском языке.

Наталья Ивановна Колмогорова, популярная, современная поэтесса. Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Член союза писателей Самарской области. Имеет более 79 произведений на русском языке.


На территории района традиционно проводится немало национальных и межнациональных праздников.
Основным мероприятием, объединяющим все национальности, проживающие на территории Клявлинского района, является праздник, приуроченный ко Дню России, в народе называемый «Берёзка». Ежегодно, в лесопарковой зоне собирается сотни людей. Традиционно работают национальные дворы, где представлен национальный колорит во всех видах: утвари, поделок мастеров декоративно-прикладного творчества, национальной кухни. Творческие коллективы встречают гостей песнями и танцами.

В этих мероприятиях самое активное участие принимают чувашские, мордовские, русские и кряшенский творческие коллективы:
- Чувашский фольклорный коллектив «Саванесь» («Радость») сельского клуба села Чёрный Ключ, количество участников 15 человек (руководитель Горбунова Любовь Петровна).
- Чувашский фольклорный коллектив «Нестарушки» сельского клуба села Бор-Игар, количество участников 15 человек (руководитель Кошкина Олеся Владимировна).
- Чувашский фольклорный коллектив «Чувашские узоры» сельского клуба села Чувашское Абдикеево, количество участников 8 человек (руководитель Понакшина Людмила Геннадьевна).
- Чувашский народный ансамбль «Шурампус» («Зоренька») сельского клуба села Старое Резяпкино, количество участников 15 человек. Ансамбль образован в 2008 году, а в 2013 году удостоен звания «народный». Является активным участником фестивалей и мероприятий: областной молодёжный чувашский фестиваль «Уяв», областной чувашский национальный праздник «Акатуй», областной фольклорный фестиваль театрализованных и обрядовых действий праздника «Чуклеме», областной отборочный фестиваль чувашских ансамблей песни и танца «Юрла, чаваш, ташла, чаваш», областной чувашский фестиваль «Кер Сари», открытый фестиваль чувашей Закамья Республики Татарстан» «Учук». Руководитель коллектива Мельников В.К. занесён в почётную книгу «Лучшие люди России» (2010 г.).
- Мордовский фольклорный коллектив «Сяткине» районного дома культуры, количество участников 6 человек (руководитель Баратяк Галина Михайловна), образован в 2012 году.
- Мордовский фольклорный коллектив «Зорька» сельского клуба села Старые Сосны, количество участников 6 человек (руководитель Шамкин Владимир Иванович), образован в 2013 году.
- Мордовский фольклорный коллектив «Келуня» («Березка») сельского клуба села Новые Сосны, количество участников 6 человек (руководитель Кузьмина Елена Владимировна). Был образован в 1995 году, а в 2011 году получил звание «народный».
- Мордовский народный фольклорный коллектив «Оймине» («Душечка») сельского клуба села Старый Маклауш, количество участников 7 человек (руководитель Каяшева Татьяна Степановна). Коллектив в 2019 году отпраздновал 20-летие со дня своего основания. В 2011 году ансамбль защитился на звание «народный». В репертуаре коллектива более 70 песен (мордовские, русские народные песни). Является активным участником: мордовского праздника «Масторавань тундо» («Мать земля»), весеннего праздника «Од толонь чи» («День нового огня»), участником Поволжского фестиваля русского песенного творчества «Расцвела под окном белоснежная вишня», Губернского фестиваля «Рождённые в сердце России», Межрегионального конкурса «Цветок содружества» (г. Оренбург),
- Русский коллектив «Сударушка» сельского клуба села Балахоновка, количество участников 8 человек (руководитель Киселева Надежда Владимировна).
- Русский коллектив «Девчата» сельского клуба села Русское Добрино, количество участников 8 человек (руководитель Красильникова Наталья Петровна), образован в 1999 году.
- Русский коллектив «Рябинушка» районного дома культуры, 8 человек. Руководитель Баратяк Галина Михайловна, аккомпаниатор Кондратьев Александр Михайлович, образован в 1990 году.
- Русский коллектив «Черемшаночка» сельского клуба села Клявлино, 8 человек (руководитель Слугина Анна Петровна), образован в 2018 году.
- Кряшенский народный коллектив «Натукай» («Наталья») сельского клуба села Назаровка, количество участников 10 человек (руководитель Белякова Надежда Михайловна). «Натукай» является единственным коллективом крещённых татар, как в Клявлинском районе, так и во всей Самарской области. Он уникален свой самобытностью, смог перенять и донести до наших дней национальные традиции, особое горловое пение и неповторимое звучание песен. Коллектив создан в 2010 году. В 2017 году фольклорному ансамблю было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив», в 2020 году успешно подтверждено. «Натукай» является активным участником муниципальных, областных, региональных, всероссийских мероприятий, а также, является неоднократным лауреатом таких конкурсов, как Губернский фестиваль самодеятельного народного творчества «Рождённые в сердце России», Всероссийский татарский фестиваль «Тугэрекуен», Республиканский православный фестиваль культуры кряшен «Вербицы сад», Всероссийского фестиваль кряшенски фольклорных ансамблей «Кряшены песнь говорят», Всероссийский фестиваль «Лазоревый цвет», Республиканский фестиваль «Нардуган», Всероссийский сельский праздник Сабантуй и многих др. Репертуар коллектива состоит из кряшенских фольклорных песен и обрядов. В репертуаре более 40 песен, 4 обряда, 3 танца.

С 2013 года на базе Клявлинского районного дома культуры действует Центр ремёсел «Светлица». Одним из основных направлений его деятельности, является возрождение, сохранение и развитие национальных традиций, культуры народных ремёсел родного края. На конец 2020 года в базе данных Центра числится более 120 мастеров, среди них 8 ведущих:
- Мандругин Михаил Дмитриевич – плетение корзин из ивовых прутьев;
- Абрамова Нина Яковлевна – вязание кружев крючком;
- Вахтерова Лидия Ивановна – вязание кружев крючком;
- Гаранина Людмила Анатольевна – работа с глиной, роспись глиняных игрушек;
- Бурганов Марсил Габдуллович – живопись маслом;
- Ким Инна Юрьевна – роспись по дереву, присвоено звание «Мастер декоративно – прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Самарской области», лауреат многих муниципальных и областных конкурсов.
- Корнеев Сергей Иванович – ковка по металлу;
- Ширшавина Ольга Анатольевна – энкаустика – уникальный способ рисования расплавленным воском, начинающий художник.
Сохранению народных традиций в районе способствует музейная деятельность.

Клявлинский историко-краеведческий музей основан в 2001 году. Это одно из немногих мест в районе, где можно познакомиться с историей Клявлинского района, его традициями и обычаями. В музее собрана коллекция национальной одежды и быта основных народов Клявлинского района: мордвы, чувашей, русских, татар, татар–кряшен. Воссоздан интерьер крестьянской избы конца XIX – начала XХ веков. Здесь собраны предметы быта, ремесла народов Клявлинского района. Уникальной является экспозиция ковров ручной работы, которыми славился Клявлинский район с XVIII века.
Экскурсия «Жизненный круг в традициях и обрядах народов Клявлинского района» рассказывает о многонациональном составе населения Клявлинского района, о традициях народа Поволжья. Представлены национальные костюмы, ткацкий стан и другие предметы народного промысла.
Экскурсия по русской избе «О чём поведал старый дом» расскажет о русской избе кон. 19 – нач. 20 века, воссоздающая бытовую среду и атмосферу жизни крестьян Поволжья. Вы узнаете, что такое печка, рубель, ухват и многое другое. Экскурсовод предложит вспомнить русские народные сказки, пословицы и поговорки.
В Сельском клубе с. Старый Маклауш, силами специалистов клуба, в 2014 году была создана музейная комната «Эрзян кудо» (Мордовская изба), которая отражает культуру и быт мордовского народа и представляет собой историческую реконструкцию мордовской избы. Специалистами была проведена кропотливая работа по сбору предметов старины и утвари! В музейной комнате проходят экскурсии, беседы, фольклорные посиделки, часы краеведения.
В Сельском клубе с. Назаровка, руководителем фольклорного народного кряшенского ансамбля «Натукай» Беляковой Надеждой Михайловной, совместно с участницами коллектива, была открыта музейная комната «Изба кряшен села Назаровка». Представленная экспозиция отражает быт и культуру кряшенского народа. Основная цель – сохранение исторической памяти и культурного наследия, воссоздание ярких, живых, запоминающихся образов минувшей эпохи. Была проделана работа по сбору предметов старины, среди которых национальные костюмы, предметы кухонной утвари и домашнего обихода и многое другое.

На территории района имеется немало исторических мест, памятных для населяющих его жителей.
Река Сосновка протекает через село Новые Сосны. Ежегодно, на православный праздник «Троица», в центре села у реки жители традиционно «топят» разукрашенную яркими лентами берёзку, отдавая реке жертву и прося у неё здоровья и благополучия для жителей села. В селе проживают представители мордовского народа.
Родник Учуг в чувашском селе Чёрный Ключ являлся местом жертвоприношения и прошений к Духам родника. Обряд считается языческим.


По материалам Администрации муниципального района Клявлинский.




Возврат к списку