Кошкинский район образован в 1928 году в составе вновь образованной Средневолжской области. При его создании население составляло 96 800 человек, в том числе: русских 47%, 22%, мордва 17%, чуваши 8%, другие 3%. Населённых пунктов 332. Сельских Советов 46.
Исторически состав населения складывался следующим образом. Во второй половине XIX века произошел большой прирост населения в связи с переселением русских и украинских крестьян, а также немцев, поляков, эстонцев. На территории Кошкинского района впервые появились в конце XVIII века беглые старообрядцы, отдельные русские поселения возникли в XVIII веке – начале XIX века, основная масса русских переселенцев осела на землях по левобережье реки Кондурча, по реке Липовка и её притокам во второй половине XIX века. Среди них были крестьяне из Тульской, Владимировской, Нижегородской, Костромской и других губерний Центральной России.
На 1910 год русские крестьяне заселились компактно в 43 селениях 7 волостей – Петропавловской, Елховской, Тенеевской, Кошкинской, Кандабулакской, Чистовской и Шламской, а также в 5 селениях Петропавловской, Чистовской и Тенеевской волостей – совместно с украинцами, татарами, чувашами, поляками. Кроме того, в небольшом количестве жили в 2-х чувашских и 3-х немецких селениях Степно-Шенталинской и Константиновской волостей. Практически полностью русскими были Петропавловская и Кошкинская волости, а из десяти самых крупных селений района русскими было 3 – Кошки, Русская Васильевка, Старое Мамыково. Русское село в среднем было невелико – 50-60 дворов, семья в среднем состояла из 5-6 детей, а в отдельных селениях – 10 детей на один двор.
С самого начала заселения территории района настоящего времени русские представляют собой системообразующее большинство населения данной территории.
Татары-земледельцы появились на территории района сравнительно недавно в XVIII – XIX веках как переселенцы, относившиеся к сословию государственных крестьян, на 1910 год татары проживали компактно в селениях Степно-Шенталинской волости Старое Фейзуллово, Моисеевка и Новое Фейзуллово. У них был самый низкий показатель наличия земли по сравнению с другими народами, населявшими наш район – всего 6,3 десятины на один двор. После выселения немцев в Казахстан осенью 1941 года число татар в районе значительно выросло за счёт переселения из соседних селений Ульяновской области, входивших ранее в Степно-Шенталинскую волость. В настоящее время существует как компактный тип расселения татар, так и совместно с другими народами, однако браки заключаются преимущественно внутри своей общины, смешанных браков немного. При этом у татар также, как и у других современных народов, происходит общее сокращение и старение населения – на 2000 год в местах компактного проживания насчитывается всего 24,5 % от числа жителей на 1910 год.
Чуваши-земледельцы на территорию Кошкинского района пришли из Нижегородских земель в конце XVII века, заселив низовья рек Кармалки и Юмратки. В 1910 году чуваши по численности населения занимали второе место, всего около 8000 человек и проживали компактно в Степно-Шенталинской и Чулпановской волостях. По социальному положению чуваши – бывшие удельные крестьяне, то есть принадлежавшие до реформы 1861 год царской семье.
В начале XX века чувашские деревни и села были довольно крупными, однако семьи у них были одними из самых малых в Самарской губернии (в среднем по 4,9 человек, то есть родители и двое-трое детей). В годы советской власти, происходит резкий скачок в росте и развитии чувашского населения, связанный с развитием медицины, образования, ростом продолжительности и уровня жизни. Во второй половине XX века чуваши, проживавшие компактно по рекам большой Черемшан, Кармала и Юмратка, расселяются по всей территории Кошкинского района, составив около четверти всего населения, выросла национальная интеллигенция, занявшее значительное место в жизни района. Однако в конце XX века происходит сокращение рождаемости, вызвавшее общее старение населения, что характерно и для других народов современной России.
Мордва на территории района поселилась ещё в конце XVIII века, как крепостные княгини Дарьи Арчиловой. В 1734 году мордовские крестьяне, переселившиеся из Лесной Шенталы по совету своих кармалинских соплеменников, основали новую Шенталу, названную позднее Степной Шенталой. До реформы 1861 года они были приписаны для исполнения повинности к уделу, то есть к царскому двору.
В 1910 году мордва компактно проживали в 3 больших селениях Степно-Шенталинской волости (Степная Шентала, Новая Кармала, Грачевка, среднее число дворов 168) и во множестве мелких поселков и хуторов, расположенных по речкам Кармалке и Юмратке. Занимая третье место по количеству населения в районе, после русских и чувашей и имея меньше земли, чем соседи – немцы (по 12,6 десятин на двор против 36,9 у константиновских немцев), мордва проявила себя практичными и умелыми земледельцами. Они первые в округе перешли к интенсивному товарно-фермерско-хуторскому хозяйство, что вызвало интерес у самого автора реформы 1906 года Столыпина П.А.
Немцы на территории района появились в середине XIX века, переселившись по разрешению русского правительства из Пруссии и Силезии на бывшие калмыцкие земли по правобережью реки Кондурча. Здесь были основаны 2 чисто немецкие волости - Александротальская и Константиновская – всего 24 колонии-поселения, 657 дворов, 3 833 жителя или 10, 7% население района. Средний размер колонии был невелик всего 27 дворов. Семьи состояли из 6 человек. Немцы получили достаточно большие земельные наделы от 32 до 69 десятин. С 1871 года все их земли перешли в частную собственность.
Немецкие поселения отличались высокой культурой ведения хозяйства и развитой инфраструктурой – большим количеством мельниц, кирпичных, сыровареных, мыловареных заводов. Применялись передовые орудия труда, железные плуги, косилки, молотилки, многопольный севооборот, улучшенные породы скота и сорта семян. Немцы научили соседних крестьян садоводству, разведению декоративных растений, внедряли капитальное кирпичное строительство. Широко применялся в немецких хозяйствах наемный труд.
Эстонцы на территорию нашего района переселились в середине XIX века из Прибалтики, проживали компактно в междуречье рек Чесноковка и Быковка в 7 селениях в Петропавловской волости. На 1910 год их численность составила 1012 человек или 2,8% населения района, все лютеране-поселенцы были собственниками надельной земли. Селения эстонцев были невелики - в среднем 18 дворов, средняя семья – 64 человека, средний надел 29,4 десятины, что уступала только немцам. У них были свои лютеранские церкви, паровая и 3 ветряных мельницы и земская школа. Жили эстонцы весьма замкнутыми общинами, отличались хорошим знанием ремесла (кожевенное, обработка дерева и металла, ткачество), трудолюбием высоким уровнем производственной дисциплины и культуры.
Браки, как правило, заключались внутри общины, и только гораздо позднее – с другими народами.
В настоящее время эстонское население в районе очень сильно сократилось. Часть его покинула родные места и проживает в райцентре Кошки, но основная часть уехала на свою историческую родину в Эстонию.
Украинцы на территории Кошкинского района поселились в середине и второй половине XIX века, в основном в восточной части района – в Чистовской, Кандабулакской и Петропавловской волостях. Только 3 селения были полностью украинскими – деревни Киевка и Вишневка Чистовской волости (509 человек и 695 десятин земли на 1910 год), а также Полтава Кандабулакской волости. В Петропавловской волости 3 селения имели смешанное русско-украинское население – Четыровка, Самодуровка, Шпановка первая.
Кроме того, в деревне Ивановка Чистовской волости украинцы проживали с русскими и поляками. По социальному положению украинцы были государственными крестьянами, а некоторые из них – свободными переселенцами. Они имели самые крупные семьи в районе – в среднем по 7, 5 человек. В настоящее время немногочисленное украинское население сохраняет свою самобытность и особые культурные, хозяйственно-бытовые традиции.
На территорию района поляки были переселены после подавления польского Восстания 1863 года и проживали компактно по реке Липовка и её притоком – Быковке и Ирже. Чисто польским было только одно селение Петропавловской волости – Коновальское, имевшее всего 10 дворов и 48 жителей. Во всех остальных селениях жили вместе с русскими и украинцами. В дальнейшем польское население перемешалось с украинским.
Сегодня на территории Кошкинского района в сфере реализации государственной национальной политики работают муниципальные бюджетные учреждение «Межпоселенческое управление культуры» и «Центр по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политики» муниципального района Кошкинский Самарской области.
Национальных общественных организаций на территории района нет, но имеется представитель чувашского национального конгресса по Кошинскому району Моисеев Александр Дмитриевич.
В центральной районной библиотеке в наличии имеется 2 969 экземпляров книг на разных языках народов (чувашском, татарском, немецком и тд.).
На территории района и поселений проводятся национальные праздники и фестивали: день села, Уяв, Масторава.
При в сельских домах культуры (СДК) работают национальные творческие коллективы: фольклорный татарский коллектив «Ак калфак» СДК Ст. Фейзуллово, руководитель Миннибаева Р. Р., при СДК Степная Шентала Мордовский коллектив «Велепе», руководитель Пятайкина А. А., в СДК Большое Ермаково чувашский народный коллектив «Сеспель», руководитель Вечкутова З. П., СДК Большая Константиновка фольклорный ансамбль «Сархевель», руководитель Котякова М. В., СДК Старое Максимкино фольклорный ансамбль «Саре», руководитель Аксенова М. П., при МКДЦ с. Кошки народный хор русской песни «Ивушка», руководитель Эльрам Н. А.
В районе трудится немало мастеров прикладного творчества и ремесел. Имя Формального Олега Борисовича известно далеко за пределами района. Он занимается художественной ковкой. Его работы – кольчуги, шлемы, арбалеты, мечи, во многих музеях Самарской губернии и других городских городах страны.
Постоянными участниками ежегодного фестиваля «Рождённые в сердце России» являются Липп Н.П. и Васина И.М. (вязание крючком), Чабаев В.Н. и Апраськин С.П. (лозоплетение), Альхальхоли А.П., Курскова О.А., Волкова Н.П., Балашова Д.Ю. (народный костюм, батик), Ванюшина Т.И., Рейтарова А.А. (скульптура из гипса), Чугунов Н.И., Чабаев В.Н. (резьба по дереву).
Практически во всех школах района имеются краеведческие, этнографические музеи, а также в сельских домах культуры, например, в Старо-Максимкинском СДК силами местных активистов Григорьевой А.В., Григорьевой Г.В., Герасимовой И.К., Сапожниковой Г.В. и Алексеевой В.С. создан замечательный музей села Старое Максимкино, в котором в экспозиции более 300 единиц предметов старины, национальной культуры, собрано свыше 800 фотографий земляков-максимкинцев.
Музей СДК села русская Васильевка организовала Рудько Елена Васильевна. В селе большая Константиновка замечательный музей построил Малов Виталий Петрович. В селе Старая Ивановка организовали музей при СДК Коптева Надежда Ивановна и Шевчук Лидия Ивановна.
Жители района гордятся тем, что легендарный подводник, кавалер трёх орденов Ленина, Видяев Фёдор Алексеевич, именем которого названа база подводных лодок на Северном флоте – посёлок Видяево, наш земляк. Родом из Степной Шенталы. Жители района неоднократно встречались с его сыном Константином Фёдоровичем и внуком.
Известные далеко за пределами района «Два Ивана Фёдорова». Один –Акулиничев Иван Фёдорович (02.11.33 – 04.04.2021), член союза писателей России, член Союза литераторов России, автор 14 сборников стихов. Воспевал свой родной край, реку Кондурчу, людей, любил свою родину –Колухань.
Второй – Субботин Иван Фёдорович, учитель рисования по должности и художник любитель по призванию. Воспевает свой родной край в полотна (масло, акварель, пастель, графика), любимая тема пейзаж, замечательно пишет портреты, натюрморты. Лауреат и победитель различных конкурсов, в том числе седьмого губернского фестиваля «Рождённые в сердце России».
В далёком 1985 году начал работать в должности начальника технической школы ДОСААФ подполковник в отставке Гудков Владимир Ильич (17.05.1940 - 23.10.2015). Он очень много сделал по созданию материально-технической базы технической школы, но главным достоянием его деятельности стало строительство прудов на месте Будённовского оврага. Позднее в феврале 2005 года каскад из 5 прудов собрание представителей Кошкинского района своим решением переименовала в «Гудковские пруды». Это была великолепная база отдыха для жителей всего района. Пруды и его автора посещал известный журналист Песков В.М. газеты «Комсомолка», который с восторгом отзывался об этом творении рук Гудкова В.И. Гудков, выступал за сохранение природы, в 2001 году высадил 750 деревьев яблонь, около 5 000 сосен и елей, заложил парк в центре села. Неоднократно побеждал в конкурсе «Эколидер» по номинации «Личность».
Родом из наших мест (Русская Васильевка) известный писатель Бурнаевский Валентин Григорьевич (28.11.1927 – 21.05.2007). Автор книги о Василии Ивановиче Чапаеве. Он неоднократно встречался с сыном В.И. Чапаева – Чапаевым А.В., лётчиком-космонавтом ССС Николаевым А.Г. Жители села русская Васильевка ежегодно проводят вечер памяти члена союза писателей Чувашской Республики Бурнаевского В. Г.
В районе ежегодно проводится футбольный турнир памяти бывшего председателя колхоза имени Жданова Яндукова Геннадия Николаевича. Одним из активных организаторов турнира являются братья Григорьевы – Александр Васильевич и Геннадий Васильевич, а также сын известного на всю область председателя Яндуков Евгений Геннадьевич.
На Старофейзулловской земле чтут память с татарского поэта и художника, человека трагической и героической судьбы, члены союза писателей Республики Татарстан Сагирова Гаккиля Шарафулловича (15.02.1938 – 29.07.2009). Вся жизнь его – пример истинного героизма, несгибаемой воли, мужества, силы духа и таланта. Не сломавшись под ударами судьбы, он нашел в себе силы жить, и не просто жить, а всей душой любить этот мир, нести людям добро и свет своего огромного, полного любви в сердце. Много лет вынужденный лежать в постели, он писал жизнеутверждающие стихи, прозу, газетные заметки, диктуя их близким, являлся внештатным корреспондентом районных и областных газет. Карандашом, зажатым зубами, рисовал графические картины. За серию своих рисунков стал победителем всероссийского конкурса среди инвалидов. Ему была присвоена международная премия «Филантроп».
По материалам Администрации муниципального района Кошкинский