Численность населения на 1 января 2020 года составляет 44 594 человек (из них 82,7% – русские; 8,01% – чуваши; 3,89% – мордва; 1,64 – татары; 1,09% – украинцы; 0,18% – узбеки; 0,11% – белорусы; 0,10% – немцы; 0,13% – азербайджанцы; 0,09% – таджики; 0,9% – армяне; 0,73% – казахи; 0,07% – чеченцы; 0,05% – башкиры;).
История формирования национального состава района началась со дня образования села Сергиевск в 1703 году в основном русскоязычным народом.
Единственный татарский поселок Алимовка в Сергиевском районе образовался в 1927 году. Первыми поселенцами стали жители, приехавшие из села Ново-Мансуркино Похвистневского района.
Основными жителями села Захаркино с 1757 года были мордва-эрзя, которые плохо владели русским языком. Близкое соседство, деловые связи, совместная служба в армии постепенно сближали нации. Мордва овладели русской речью и грамотой, перенимали от русских костюмы, привычки, бытовой уклад. Через язык мордва приобщились к более высокой культуре. Особенно быстро культурный рост начался в советское время.
Деятельность в сфере реализации государственной национальной политики ведут в районе муниципальные учреждения МАУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» и МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека».
В библиотеках муниципального района Сергиевский в наличии имеются библиотечные фонды на языках народов, проживающих на территории района – чувашский (село Кармало-Аделяково, центральная библиотека село Сергиевск), татарский (село Верхняя Орлянка), казахский (село Черновка).
В районе регулярно проводятся национальные и межнациональные праздники – Межмуниципальный фестиваль казачьей культуры «Казачий холм», межмуниципальный фестиваль народной культуры и творчества «Яблочный фест», День чувашской культуры, «Акатуй», праздник русской березки и другие национальные календарные праздники.
Активное участие в них принимают творческие коллективы района, имеющие звание «Народный самодеятельный коллектив»:
- народный вокальный ансамбль народной песни «Славица» (Суходольский ДК);
- народный хор русской песни «Калинушка» (Суходольский ДК);
- народный хор чувашской песни «Асамат» (Кармало-Аделяковский СДК);
- народный хор русской песни имени заслуженного работника РФ В.А. Чернышева (РДК село Сергиевск);
- Народный хореографический ансамбль «Сергиевский сувенир» (РДК село Сергиевск);
- Народный мордовский ансамбль «Карголей» (Захаркинский СДК);
- Народный ансамбль народной песни «Любава» (Сургутский СДК);
- Народный фольклорный ансамбль «Вольница» (РДК с. Сергиевск);
- Детский ансамбль чувашской песни «Путене» (ДК село Кармало-Аделяково);
- Детский фольклорный ансамбль «Жаворонки» (Сергиевск РДК);
- Детский казачий ансамбль «Вечора» (ДК поселок Сургут).
Кроме того, на базе Суходольской детской музыкальной школы функционирует образцовый ансамбль народной песни «Голоса России».
Деятельностью по сохранению и развитию традиционных народных ремесел и промыслов занимается семья Скляр Татьяны Викторовны и Виктора Давыдовича, проживающие в село Спасское. Они являются мастерами по валянию изделий из натуральной овечьей шерсти (валенки, картины, одежда и многое другое) и являются постоянными участниками выставок и мероприятий различного уровня по сохранению и развитию народных промыслов – Международная выставка «Город мастеров» в г. Ульяновск, Спасская ярмарка в г. Елабуга, Самарский бизнес от А до Я г. Самара, II областная выставка «Сельский туризм и народные ремесла» село Борское, Всероссийская выставка «Рождественские узоры» и другие.
На территории района организованы выставочные экспозиции в музеях, которые отражают национальный колорит:
- Сергиевский историко-краеведческий музей (экспозиция «Крестьянская изба» включает в себя большую часть мероприятий в рамках программы «Фольклорно-этнографические праздники в Сергиевском музее», направленной на сохранение, изучение, реконструкцию и развитие традиционной народной культуры народов Среднего Поволжья. Программа включает в себя фольклорные праздники, тематические и детские театрализованные экскурсии);
- Школьный музей ГБОУ СОШ №1 поселок городского типа Суходол (музей русско-народной куклы);
- Школьный музей ГБОУ СОШ село Кармало-Аделяково (история чувашского костюма, быта и традиций);
- Школьный музей ГБОУ СОШ село Сергиевск (история русской избы);
- Музей войлока «Валяные чудеса» село Спасское (история русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления, новых технологиях валяния игрушек, одежды и картин).
Район гордится жителями, которые творчеством и самоотверженным трудом оставляют яркий след в истории своей малой Родины.
Фечина Лидия Александровна – заслуженный работник культуры РФ. С 1991 Лидия Александровна начала преподавательскую деятельность в детской музыкальной школе поселок Суходол. По ее инициативе в Суходольской ДМШ было открыто отделение народного хорового пения и создан ансамбль народной песни «Голоса России». Лидией Александровной был разработан полный курс обучения для отделения народного хорового пения и несколько коллекций народных костюмов для учащихся отделения. Под руководством Л.А. Фечиной ансамбль народной песни «Голоса России» Суходольской детской музыкальной школы добился больших успехов и неоднократно представлял Самарскую область на Международных, Всероссийских фестивалях и конкурсах.
Мамыкина Марина Николаевна – хранительница русско-народного фольклора Сергиевского района. Художественный руководитель народного фольклорного ансамбля «Вольница». Имея хорошие профессиональные данные, на протяжении 27 лет глубоко и последовательно занимается проблемами сохранения и возрождения уникальных народно-песенных традиций, в частности Самарской области. Коллектив неоднократно становился лауреатом областных, Всероссийских фестивалей и конкурсов. Её профессиональный потенциал неоднократно был отмечен различными грамотами и благодарственными письмами.
Карягин Владимир Константинович – тренер по лыжным гонкам. С его приходом с 1999 года при поддержке администрации района, начался новый этап развития лыжного спорта в районе. Была проложена новая лыжная трасса в роще на окраине посёлка Серноводск, начали проводить традиционные, массовые соревнования «Сергиевская лыжня», выезжать практически на все областные соревнования, увеличилось количество и массовость районных соревнований. С созданием условий для занятий лыжным спортом, началось массовое увлечение лыжами взрослого населения.
Кузнецов Петр Егорович В 2013 году Пётр Кузнецов получил титул Бронзового призёра Чемпионата мира среди ветеранов-любителей в Италии, став первым лыжником нашего района, добившимся результатов на состязаниях международного масштаба. Три года спустя он участвовал в Чемпионате мира по лыжным гонкам среди ветеранов «Кубок Мира мастеров» в Финляндии, завоевав две серебряных медали в гонке на 30 км и эстафете. В 2017 году в рамках этого же турнира в Швейцарии подтвердил уровень своего мастерства, став дважды серебряным призёром в гонке на 10 и 30 км и обладателем эстафетной «бронзы».
Район богат прекраснейшими местами, памятниками истории и культуры, близкими сердцу каждого жителя.
Памятник регионального значения Голубое озеро располагается в чувашском селе Старое-Якушкино. У окрестных жителей Голубое озеро считается чудом природы, о нем старожилы рассказывают много интересного. Около него до Отечественной войны справлялся семик – старинный праздник весны у чувашей. Молодежь собиралась со всей округи. Кто пешком, кто на подводе. Водили хороводы, пели песни, танцевали под гармошку. Замечательный писатель, певец русской природы С. Т. Аксаков в своих письмах писал: «Голубое озеро! Глаза красоты! Я ничего подобного и представить себе не мог. Оно голубое от преломления лучей в этой светлой серной воде...». И еще: «Как хороши эти мягкие, зеленые степи и холмы, покрытые лесом. Где найти еще такую простую красоту, такой бесконечный простор...»
Гора Высокая (чуваши называют её Сюль-ту) расположена в селе Старое Якушкино. Старожилы рассказывают, что здешние земли в старину были заселены башкирами-кочевниками. Около 250 лет тому назад на Шунгут из-за Волги прибыли чуваши. В одной из стычек чуваш с коренными жителями был убит стрелой башкирский старшина. Он и схоронен будто бы на этой горе (другие утверждают сожжен). Убитый считался у своих соплеменников святым, и они каждое лето в определенный день приезжали сюда откуда-то из-под Урала, от Уфы, почтить его память. Так было до самой Октябрьской революции. Другая легенда повествует о Ягаве – основателе Старого Якушкина, раскинувшегося рядом с Высокой горой за Шунгутом. Когда чуваши пришли из-за Волги на Шунгут, то башкиры не хотели пускать их на свою землю. Дело дошло до вооруженной схватки. Предводитель чуваш был сильным и мужественным Ягав. Он поднялся на Сюль-ту и из лука выпустил сразу 10 стрел. Всеми десятью пальцами - каждым по стреле. Увидели это башкиры, и поняли, что им не устоять.
По материалам Администрации муниципального района Сергиевский.