Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Шенталинский район

Шенталинский район Муниципальный район Шенталинский – находится на севере Самарской области. Расположение района удачно вписывается в природный ландшафт. Вокруг растет великолепный лес лиственных и хвойных пород. Многие века несут свои воды реки Черемшан и Кондурча, питаемые хрустально – чистыми родниками и десятками малых рек с красивыми названиями: Эриклей, Суруш. Тарханка…
Площадь района – 1 338,2 квадратных километров. В Шенталинском районе 59 населённых пунктов в составе десяти сельских поселений. Население района составляет 14 632 человека.
Наша шенталинская земля – малая часть великой России, с которой она живет одной судьбой. Здесь в мире и согласии живут люди разных национальностей и вероисповеданий, которые умеют достойно, благотворно работать и интересно, творчески отдыхать. Свидетельством этого является расположенные в нескольких метрах друг от друга православный храм Успения Божьей Матери и мусульманская мечеть, олицетворяющие собой дружбу разных народов и терпимость к людям иной веры.
Национальный состав населения муниципального района Шенталинский Самарской области: русские, чуваши, татары, мордва, армяне, украинцы, цыгане, казахи, башкиры, киргизы, таджики и тд.

История Шенталинского района интересна и уходит корнями в далекое прошлое. Колонизации северо-востока Самарской губернии началась в XVI веке после присоединения Казани.
Но активное освоение этих много повидавших земель произошло в конце XVII века. Многие села района существуют по 260-270 лет. Эти земли, как гласит историческая летопись, топтали боевые кони Батыя, Тохтамыша и Тимура, позже их не обошли стороной крестьянские волнения Разина и Пугачева, выдержали наши предки и лихолетье гражданской войны, первой русской и еще много серьезных испытаний на своем историческом пути. Постановлением Президиума Куйбышевского Крайисполкома от 5 февраля 1935 года был создан Денискинский район по названию крупного села, который через пять лет (в 1940 году) получил новое имя Шенталинский.

Реализацией деятельности в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории муниципального района Шенталинский занимаются администрация муниципального района, Управление культуры, молодежной политики, спорта и туризма, Шенталинский территориальный отдел организации образовательных ресурсов и реализации программ Северного управления Министерства образования и науки; культурно – общественные организации района.

На территории района действуют три национальные общественные организации:
- Татарское культурно-просветительское общество «Нур», основано 7 июня 2005 года, руководитель Галяутдинов Шавкат Шамилович;
- Чувашское культурно-просветительское общество «Пехиль», основано 7 июня 2005 года, руководитель Зиновьева Ольга Николаевна;
- Мордовское культурно – просветительское общество «Масторава», основано 8 декабря 1999 года, руководитель Сидоров Сергей Васильевич.
Приоритетными задачами, которых, являются: гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, создание условий, позволяющих каждому народу сохранять свой язык свою культуру.

В настоящее время в воскресной школе при Шенталинской мечети преподается арабская графика и основы ислама. В Храме Успения Божией Матери села Шентала действует Воскресная школа Шенталинского филиала «Детского областного епархиального центра» УФ «Шенталинский», количество детей в среднем 15 человек. Храм активно занимается просветительской и социальной работой.
В библиотеках муниципального района Шенталинский имеется библиотечный фонд на языках народов, проживающих на территории района в объеме 8 237 экземпляров книг.

В нашем районе ежегодно проводятся национальные праздники такие как: районный татарский национальный праздник «Сабантуй», районный праздник, посвященный Дню России, районный национальный чувашский праздник «Таван челхене хисеплесе», районный национальный мордовский праздник, «Налсек, морак шачома мода», концертная программа, посвященная Дню семьи, любви и верности, фестиваль народного творчества «Мелодии лета», районный фестиваль «Здесь истоки мои», районный праздник «Прощай, лето!», День молодежи и тд.

Много талантливых людей проживает на Шенталинской земле. Из 41 коллектива десять творческих коллективов, представляющих русскую, чувашскую, мордовскую, татарскую национальности, имеют звание «народный». Они достойно выступают на конкурсах и фестивалях, защищая честь района. Репертуар ансамблей разнообразен, многие песни и танцы записывались от первоисточников села.
Народные коллективы:
- Народный фольклорный ансамбль «Шуçăм» руководителем является Ильина Тамара Васильевна;
- Народный чувашский самодеятельный театральный коллектив «Тăван Ен» (Родная сторона) Аксаковского СДК, руководитель коллектива Трошанова Галина Григорьевна;
- Народный чувашский фольклорный ансамбль «Асамат» («Радуга») Баландаевского СДК, руководитель Сусуева Клавдия Ананьевна;
- Народный мордовский фольклорный ансамбль «Пейделька» (Ромашка) Старо-Шенталинского СДК, руководителем является Кудашева Ольга Филипповна
- Народноый чувашский фольклорный ансамбль «Уллах» (Посиделки) Туарминского СДК, руководителем является Алянгина Татьяна Антоновна;
- Детский народный чувашский фольклорный ансамбль «Сал кус» «Родничок», руководителем и аккомпаниатором ансамбля является Мрясов Анатолий Васильевич;
- Народный чувашский фольклорный ансамбль «Чекес» (Ласточка) Каменского СДК, руководителем ансамбля является Толстов Александр Федорович;
- Народный мордовский фольклорный ансамбль «Чилисема» (Зоренька) Баганинского СДК, руководителем ансамбля является Сидорова Людмила Михайловна;
- Народный татарский фольклорный ансамбль «Чулпан» (Утренняя звезда) Денискинского СДК, руководителем коллектива является Хабирова Рамиля Канифовна;
- Народный ансамбль песни «Шенталинка» Шенталинского РДК, руководителем коллектива является Храмова Ирина Сергеевна.

Ежегодно мастера декоративно-прикладного творчества принимают участие в выставке Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России», областном открытом конкурсе изделий юных мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области «Наш дом – планета Земля!», в Поволжской Агропромышленной сельхоз выставке в поселке Усть-Кинельский и тд.
На территории муниципального района проводятся на постоянной основе тематические выставки народных художественных промыслов.
В 2020 году район стал победителем в конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл» с проектом «Создание гончарной мастерской «Чудо-глина» в связи с этим в 2021 году открылась гончарная мастерская на территории муниципального районе Шенталинский.
Мастера декоративно-прикладного искусства, самодеятельные художники:
- Бузеров Александр Николаевич – художественная обработка дерева. Техника исполнения: резьба по дереву, роспись по дереву;
- Арапов Алексей Владимирович – художественная обработка дерева. Техника исполнения: резьба по дереву, роспись по дереву, бондарное ремесло;
- Дорожкина Ольга Анатольевна – художественная обработка растительных материалов. Техника исполнения: Плетение из льняного и джутового шпагата;
- Красильникова Тамара Витальевна – художественная обработка нити и ткани. Техника исполнения: Макраме, вязание крючком и спицами;
- Суродина Галина Валерьевна – художественная обработка нити и ткани. Техника исполнения: Лоскутное шитьё. Традиционная народная кукла;
- Никулушкина Галина Николаевна – бисероплетение;
- Русяева Людмила Михайловна – художественная обработка нити и ткани, вязание крючком, вязание спицами;
- Кандраева Елена Александровна – художественная обработка нити и ткани, вязание спицами, аппликация;
- Мрясова Елена Алексеевна – плетение корзин из бумаги, изготовление цветов из бумаги, оригами;
- Абусаитова Расиля Рашитовна – художественная обработка нити и ткани, вязание крючком, вязание спицами;
- Филиппова Марина Петровна – изготовление цветов из бумаги и фетра, алмазная мозаика, изготовление топиарий из различных материалов;
- Русяева Людмила Михайловна – художественная обработка нити и ткани, вязание крючком, вязание спицами;
- Григорьева Светлана Федоровна – плетение корзин из бумаги, изготовление цветов из бумаги;
- Батаева Галина Васильевна – художественная обработка нити и ткани, вышивка крестом вязание крючком, вязание спицами, декупаж, топиарий, бисероплетение.
- Бузеров Александр Николаевич – в этом году выдвинут на присвоении почетного звания Самарской области «Мастер декоративно-прикладного искусства Самарской области».

Каких только красивых и загадочных мест нет в нашей глубинке! В каждом поселении обязательно есть своя изюминка. И важно эту уникальность сохранить. В Шенталинском районе большое внимание уделяется краеведческой работе. Только за последний год в районе было открыто 3 историко-краеведческих музея - в Тимяшеве, Каменке и Денискине. Каждый из них поражает своей коллекцией, в каждом найдется что-то увлекательное.
На базе Каменского сельского Дома культуры создан историко-краеведческий музейный уголок имени Стихвана Шавлы. Неспроста музей носит имя этого известного чувашского поэта – он родился в селе Каменка ровно 110 лет назад. Зачинателем музейного дела стал краевед и историк Юрий Васильевич Поларшинов. Ещё в конце 70-х он создал музейный уголок в классном кабинете местной школы. Вместе со своими учениками он собрал порядка 60-ти экспонатов. Воплотить в жизнь идею создания музея помог губернаторский проект «СОдействие». Сегодня в Каменском музейном уголке представлены разные экспозиции. В первой комнате воспроизведен сельский двор с коллекцией предметов быта и сельхозинвентарем. Во второй комнате – деревенская изба. Как и полагается, с русской печью, образами, домотканым половиком, со столом и самоваром. В центре – кукла-манекен в национальном костюме. Есть в музее и стенды с фотографиями, на которых запечатлены старожилы, уважаемые жители села, участники ВОВ, труженики тыла. Отдельные уголки посвящены темам Великой Отечественной войны, истории края и района.

В Шенталинском районе немало исторических и уникальных по красоте мест, например, крепостной вал или мечеть в селе Денискино, построенная перед Первой мировой. А в Новом Куваке группой ученых была обнаружена популяция редких растений. Музей села Тимяшево, известен экспонатами II в.н.э., плитами булгарских времен, подлинными предметами именьковской культуры. В 2021 году было принято решение расширить его границы, чтобы экспонаты предстали перед посетителями во всей своей красе. Музей обрел новую площадь, для него предоставили помещение бывшей сельской библиотеки. Финансовую поддержку в осуществлении идеи по сохранению исторической и культурной памяти тимяшевцам продолжает оказывать генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара», депутат Самарской Губернской Думы В.А. Субботин. В прошлом году в рамках оказанной им благотворительной помощи были закуплены стройматериалы. Считая развитие музейного дела приоритетным направлением, Владимир Анатольевич также выделил средства на приобретение мебели для музея. Теперь экспонаты будут храниться на новых стеллажах. В музее представлено более 500 экспонатов различных временных периодов. С Шенталинским районом связано немало интересных исторических судеб. Вот, например, после 1798 года на нашей земле селились помещики. В тимяшевском музее представлены предметы обихода и мебель дворянина Н.В. Ермолаева, имеющего поместье в селе Николаевка, помещика Умова. Не менее интересными покажутся посетителям окаменевшие деревья периода мезолита. Или предметы быта времен правления Петра I. Каждый экспонат музея, как и человек, имеет свою историю и судьбу. Они собраны в результате долгих и настойчивых поисков. Все реже сейчас встречается в жизни рукотворная утварь наших предков, все дальше уходят от нас исторические события…И музей - это единственная возможность прикоснуться к частичке истории и вернуться на сотни и даже тысячи лет назад.

Инициатором создания Тимяшевского школьного музея была учительница истории и неутомимый краевед Трофимова Нина Васильевна (1929 - 2012 гг.). Талантливый и увлеченный педагог, Отличник народного просвещения РСФСР, она была прекрасным лектором и преподавателем. Её уроки буквально завораживали. Многие годы учитель посвятила не только школе, но и музею. Собирала экспонаты, достоверные документальные материалы. Особенно трепетно Нина Васильевна относилась к людям старшего поколения. По их рассказам были восстановлены события давно минувших дней. И самое главное, Н.В. Трофимова самозабвенно любила своё село, болела за него душой. Она сохранила и спасла от забвения вещественные и документальные свидетельства о прошлом села, о значимых событиях его истории. Вот уже 9 лет её нет рядом с нами…
А начиналось всё в 1960 годы. Загоревшись однажды идеей создать сельский краеведческий музей, Нина Васильевна стала по крупицам собирать материал о своем селе и его людях. К краеведческой деятельности она привлекла и своих учеников, членов исторического кружка. Вместе собирали экспонаты для музея, которые вначале хранились в небольшом шкафу. Там находились национальная одежда, украшения, бытовая старинная утварь, фотографии и документы. Так собралась небольшая коллекция.
В 1965 году эта коллекция расширилась и заняла целый учебный кабинет бывшей школьной лаборатории. А десять лет спустя под краеведческий музей отвели отдельную просторную комнату. В конце 1976 года музею было выдано свидетельство о присвоении звания «Школьный музей краеведческий Тимяшевской школы». А через тринадцать лет на базе школы был открыт «Музей Боевой Славы», который получил соответствующий статус.
В школьном музее было много посетителей: своих и приезжих. Всех интересовали старинные и редкие экспонаты. Люди старались запечатлеть их на фотографиях. Здесь они заряжались позитивным настроем и оставляли благодарственные записи в книге отзывов.
Особого внимания, уважения и гордости земляков удостоился уголок военных лет. Это стенд «Никто не забыт и ничто не забыто» с фотографиями отцов и дедов, участников Великой Отечественной войны, награды и письма фронтовиков. Большую помощь в пополнении фонда музея оказали родственники ветеранов и школьники-активисты: они собирали материалы, вели переписку с фронтовиками.
Перекочевали в музей и памятные награды наших земляков разных времён: русско-турецкой войны 19 века, китайских походов, первой мировой и гражданской войн. Хранятся и снимки этих лет.
Так уж получилось, что, уйдя из жизни, Нина Васильевна не успела передать в надёжные руки своё «детище» – школьный музей. К сожалению, многие редкие экспонаты пропали. Но нашлись в селе люди, которые стали достойными преемниками дела Н.В. Трофимовой. И вот музей получил вторую жизнь.

9 марта 2020 года было принято решение о создании сельского музея в селе Тимяшево на базе бывшего школьного музея. Инициаторами его возрождения стали глава сельского поселения Салейкино Федотов Александр Владимирович, жители села Пиянзин Юрий Георгиевич, Филиппов Михаил Александрович, Кудашов Сергей Геннадиевич. Общественную инициативу поддержал глава района А.М. Лемаев.
Были обновлены и отремонтированы две комнаты, выделенные для музея в Тимяшевском СДК. В помещениях созданы композиции: «Боевая Слава», «Краеведческий исторический музей» и «Музей колхоза имени Ленина». Вся эта работа была проделана активистами села. Кроме вышеперечисленных лиц, в ней участвовали Никитин Сергей Викторович и Французова Наталия Викторовна. В настоящее время музей расширяется, активно пополняется новыми экспонатами. И вызывает восторг не только жителей Шенталинского района, но и гостей из многих уголков России. Так что будущее музея – в наших руках.
Всякий человек должен знать историю родного края, своих земляков. Ведь без истории нет будущего. Как сказал А.С. Пушкин, «гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно».

5 марта в селе Денискино на базе сельского Дома культуры состоялось торжественное открытие историко-краеведческого музея. Это большое историческое собятие для района в целом. Была проделанна большая работа, собран богатый уникальный исторический материал. Благодаря Губернаторскому проекту «Содействие», в котором жители приняли охотное участие, удалось провести ремонт двух помещений музея и оснастить их выставочными стеллажами.
Инициатором создания музея и идейным вдохновителем стал уроженец села, почетный нефтяник Минсагит Зайнулович Валиуллин. Благодаря ему коллекции пополняются новыми ценными экспонатами, интересными находками.
Первая экспозиция музея, посвящена истории села. Вниманию посетителей представлены снимки, запечатлевшие будни простых рабочих колхоза «Марс», очерки из газет о передовиках производства, награды и т.д. Отдельное место занимают материалы о председателе колхоза, ветеране-аграрнике Равиле Хазиевиче Нумухаметове, который посветил сельскому хозяйству более 30 лет.
Следующая экспозиция посвящена Великой Отечественной войне. На фронт из деревни ушло более 500 человек, 250 человек домой уже не вернулись.
Представлена экспозиция посвященная советской эпохе- пионерская форма, атрибутика и т.д.
Также представлена экспозиция, посвященная культуре и быту татарского народа. Воссоздан облик настоящей татарской избы с печкой. Коллекция уникальна- предметы быта, орудия труда, одежда, посуда и т.д.

В 1978 году в Четырле была основана музейная комната. Сегодня это настоящий музейный зал, вобравший в себя колорит веков, дух и культуру древней цивилизации. Второе рождение музей пережил в 2009 году. Исторический зал стал регулярно пополняться ценными экспонатами и уникальными материалами. Энтузиаст и идейный вдохновитель музейного дела - Василий Михайлович Иванов, учитель истории Четырлинской школы. Вместе с учащимися и жителями села он продолжает собирать материалы и тем самым воссоздавать историю родного села, знакомить с культурой и бытом разных народов, земляками-героями.
В одном из углов зала – экспозиция крестьянской избы конца 19 - начала 20 веков. Здесь и русская печь, и разнообразные чугунки, и детская люлька, и даже деревянный сундук для приданого.
Экспозиция «Орудия труда и народные промыслы» представлена разнообразными лампадами, сундуками, сельскохозяйственными приспособлениями. Среди множества удивительных экспонатов впечатлила тяжелая и громоздкая детская коляска, напоминающая повозку.
Особое внимание приковывает уголок боевой славы. В экспозиции представлены образцы оружия, ручных гранат, боеприпасов.
Четырлинцы бережно хранят память о своих героях. Вот вам пример. Несколько лет назад с руководителем музея связался ветеран Великой Отечественной войны Владимир Федорович Ладейщиков. Историю, которую рассказал участник боевых действий, впечатлила. И речь в ней шла о нашем земляке - Кондратьеве Викторе Федоровиче. На тот момент о подвиге молодого солдата ничего не было известно. Родственники давно уехали, архивные материалы не сохранились. Благодаря Владимиру Федоровичу молодое поколение узнало о самоотверженном героическом поступке 19-летнего четырлинца, который ценой собственной жизни остановил врага.
В Четырлинский музей было передано полотно художника А.Ю. Дроздова, посвященное подвигу лейтенанта В.Ф. Кондратьева. Репродукция картины была размещена и на почтовых карточках тиражом 60 тысяч экземпляров.
В музее представлена и экспозиция «История школы». В ходе кропотливой исследовательской работы было выяснено, что первая школа была открыта в 1879 году христианским просветителем Даниилом Филимоновичем Филимоновым. Религиозные учения определяли направление образовательного учреждения.

В селе Старая Шентала действует уникальный историко-этнографический музей имени М.И. Чувашева, созданный по инициативе заслуженного учителя РФ, Почетного гражданина Шенталинского района, Лауреата Государственной премии Республики Мордовия Т.И. Волковой. Для всех желающих открыты двери музея. Недавно были обновлены некоторые экспозиции и созданы новые.
Рассматривая стенды с фотографиями заслуженных орденоносцев, героических фронтовиков, победивших немецко-фашистских захватчиков, самоотверженных тружеников и мастеров-творцов бытовой культуры, испытываешь чувство величайшей гордости, благодарности, уважения к ним и желание всё это сберечь.
Колоссальный финансовый вклад внес И.А. Ошкин в подготовку к изданию научно-популярной антологии «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки». Он утверждает: «Я горжусь, что эта редкая книга представляет ценность для всей России и других государств, изучающих финно-угорскую и славянскую культуры. Без нее богатое творчество народа, его история, быт, нравы, мысли и чувства, его поэтичность и музыкальность не были бы доступны широкой публике, и еще более трагично – потеряны навсегда». С его помощью установлены застекленные витрины, стенды, подготовлен объемный фотоматериал о жизненном пути М.И. Чувашева, подарены книги и журналы со своими статьями.

Район гордится этими людьми, как и еще многими другими, представителями разных народов, своим трудом и творчеством прославляющими нашу малую Родину.
Дербилова Валентина Александровна - грамотный специалист, знающий свое дело, обладающий неиссякаемой энергией. Постоянно занималась над внедрением новых видов хлеба и хлебобулочных изделий, которые пользовались спросом у населения. Принимала участие во всех проводимых районных и областных выставках-продажах хлебобулочных изделий. За годы работы Валентина Александровна показала высокий профессионализм и хорошие навыки управления коллективом. Добилась высоких результатов при решении производственных задач, всегда находила общий язык с коллегами и подчиненными, в общении вежлива и тактична, пользовалась заслуженным авторитетом в коллективе.
Астафьев Валентин Александрович – высокопрофессиональный специалист, прекрасно знающий сельскохозяйственное производство, талантливый и уважаемый руководитель, умеющий легко находить с людьми общий язык и налаживать контакты. ООО «Слобода» – одно из стабильно работающих сельскохозяйственных предприятий муниципального района Шенталинский.

Шиптя Федор Иванович – Благодаря личному вкладу Фёдора Ивановича Шиптя, подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону завершалась уже 2 августа. За годы его работы в отрасли повысился уровень содержания жилого фонда, обеспечивался своевременный плановый ремонт инженерных коммуникаций, повысился уровень ремонтно-строительных работ. За многолетний добросовестный труд Ф.И. Шиптя неоднократно награждался благодарственными письмами и почетными грамотами. Ему присвоено звание «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России». За большой вклад в социально-экономическое развитие района Фёдор Иванович удостоен звания «Почетный гражданин Шенталинского района» решением Собрания представителей № 198 от 25.03.2019 г.

Волкова Татьяна Ивановна – возрождение культуры мордовского народа стало главным увлечением Татьяны Ивановны Волковой. При ее участии был создан мордовский сельский фольклорный ансамбль. Волкова Т.И. с 1991 по 2011 годы возглавляла в районе мордовское культурно-просветительное общество «Масторава», является одним из авторов информационного областного вестника «Этнос и культура». В 1999 году Татьяна Ивановна получила международный грант социально – культурного проекта «Поддержка некоммерческих организаций» на создание историко-этнографического музея имени М.И. Чувашова – выдающего фольклориста, земляка. В 2000 году Татьяна Ивановна стала победителем социально-культурного проекта «Пермь-2000», этот грант был использован на издание книги «Духовное наследие народов Поволжья: «Живые истоки», где Татьяна Ивановна является одним из авторов- составителей этих книг (в 2-х книгах). Волкова Т.И. награждена орденом «Знак Почета» (1976г.), медалью «Ветеран труда» (1985г.). Является отличником народного просвещения (1982г.), имеет высокое звание «Заслуженный учитель школы России» (1994г), является почетным гражданином Шенталинского района (2005г.). Награждена почетной грамотой Государственного собрания Республики Мордовия (2005г), имеет благодарность Самарской Государственной Думы(2005г.), присвоено звание Лауреата Государственной премии Республики Мордовия (2009г), награждена Грамотой Губернатора Самарской области (2009г.)

Суфьянов Анвар Сальманович проработал в Шенталинской центральной районной больнице 36 лет, из них за восемь лет практической работы в хирургии овладел хорошей операционной техникой и широким диапазоном хирургических вмешательств, выполнил более 4 тысяч операций минимизируя при этом послеоперационную летальность, которая составила 0,7%. При его непосредственном участии произведено увеличение количества койко-мест и оснащение оборудованием хирургического отделения, а также открытие в Шенталинской центральной районной больнице глазной операционной. Глубокие теоритические знания и большой практический опыт позволили в 1978 году выдвинуть его на должность заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения, в данной должности он проработал двадцать восемь лет. По ежегодным итогам работы, под организационно-методическим руководством Анвар Сальмановича, Шенталинская центральная районная больница добивалась высоких результатов по всем направлениям работы. Он успешно планировал и координировал профилактические осмотры населения района, организовывал выезды врачей больницы в ФАПы населенных пунктов района для оказания практической помощи. При его непосредственном участии и координации работы Шенталинская центральная районная больница получила лицензию на все виды деятельности служб больницы. Анвар Сальманович вел и продолжает вести активную работу в общественной деятельности района, был избран председателем райком профсоюза медицинских работников, доверенным врачом райкома профсоюза работников сельского хозяйства. В настоящее время находится на заслуженном отпуске и является преподавателем арабской графики и основ ислама в воскресной школе при Шенталинской мечети.

Кириллова Любовь Александровна за 40 лет практической работы в акушерстве и гинекологии, из них 35 лет в Шенталинском районе, достигла высокого профессионального уровня. При ее непосредственном участии в родильном отделении открыт операционный блок и палата интенсивной терапии. Ее активная оперативная деятельность в экстренных ситуациях позволила не допустить ни одного случая материнской смертности. В 1999 году открыт и функционирует кабинет планирования семьи, занявший второе место в областном конкурсе «Лучший кабинет планирования семьи». Любовь Александровна координировала совместную работу с учреждением Центр «Семья» по охране репродуктивного здоровья подростков, организованной и неорганизованной молодежи, профилактике социального сиротства. В течение всей трудовой деятельности возглавляла работу экспертной комиссии в системе акушерско-терапевтическо-педиатрического комплекса. Любовь Александровна врач высшей квалификационной категории по специальности «акушерство и гинекология». В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

Шуркина Мария Михайловна – с 1992 года Мария Михайловна успешно трудиться в сфере торговли и потребкооперации, является более 20 лет руководителем РайПО. Проявляемые ею профессионализм, целеустремленность, ответственность способствовали достижению высоких результатов в работе. Шенталинское РайПО занимает передовые позиции по итогам хозяйственно-финансовой деятельности среди потребительских обществ области, находясь среди пяти лучших. Мария Михайловна вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие района. Она – человек активной жизненной позиции. Была избрана депутатом Собрания представителей 1 созыва сельского поселения Шентала, на протяжении многих лет являлась председателем Совета предпринимателей Шенталинского района, является председателем Попечительского Совета при церкви Успения Божьей Матери. Коллектив РайПО – постоянный участник всех спортивных, культурно-массовых мероприятий района. Награждена многочисленными грамотами и дипломами РайПО, наградами Главы Шенталинского района, Союза женщин Самарской области, Центросоюза России, Чувашского национального конгресса, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Губернатора Самарской области. В 2007 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник торговли Российской Федерации».

Суродина Алевтина Константиновна – Суродина Алевтина Константиновна является выпускницей Шенталинской школы № 1, в которой проработала 34 года, из них 22 года - заместителем директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе. Многие годы обеспечивала сплоченную и результативную работу коллектива в учебно-воспитательном процессе. Пропагандировала использование опыта педагогов-новаторов, организовывала на высоком уровне методическую работу учителей в школе по предметам. Алевтина Константиновна сама всегда была примером для учителей, первая внедряла и использовала передовой опыт, участвовала во всех конкурсах и проектах. И всегда добивалась значительных успехов. Суродина Алевтина Константиновна преподавала историю и обществознание. Постоянно находилась в поиске новых методических приёмов работы. Во время преподавательства ею опробованы и реализованы: коллективная форма изучении истории в 7-8 классах, изучение истории с помощью самостоятельной разработки опорных сигналов в 9 классе, тематически - зачётная система в 7-11 классах. Для повышения мотивации к изучению истории и обществознания использовала уроки лекции, семинары конференции, диспуты. На своих уроках широко использовала краеведческий материал по истории села и общества. Эффективно внедряла в образовательный процесс межпредметные связи. Долгие годы Алевтина Константиновна являлась председателем методического объединения учителей истории Шенталинского района. Опыт её работы распространен в районе и области. В 1996 году она стала лауреатом областного конкурса «Учитель года», её труд отмечен следующими наградами: Почетная грамота Минпроса РСФСР, Отличник народного просвещения РСФСР, Почетная грамота Минпроса СССР, Медаль «Ветеран труда». В 1996 году присвоено звание «Заслуженный учитель школы РФ».

Храмова Ирина Сергеевна – более 30 лет руководит народным ансамблем песни районного дома культуры «Шенталинка». Репертуар ансамбля разнообразен: частушки, припевки, казачьи песни, русские народные песни, песни советских и современных авторов. Одно из важнейших достижений Храмовой И.С. - создание детского фольклорного коллектива «Потеха», которым она руководит уже более 25 лет. Детский коллектив успешно выступает на фестивалях и конкурсах района и области. В 2016 году районном доме культуры был организован ансамбль народной песни «Земляки» работников культуры Шенталинского района, организатором и руководителем коллектива стала И.С. Храмова. Неоднократно «Потеха» и «Шенталинка» становились лауреатами Поволжского народного фестиваля русского песенного творчества «Расцвела под окошком белоснежная вишня». Основной задачей в своей работе И.С.Храмова считает сохранение песенных традиций, обрядов, культуры народов, проживающих в нашем районе, а также пропаганда народного хорового искусства, творчества, сохранение ее истоков. Награждена многочисленными наградами Министерства культуры, Губернатора области, знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре». В 2016 году Ирина Сергеевна стала номинантом в областной общественной акции «Народное признание -2016». В 2010 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ».

Шенталинская земля богата прекрасными памятными жителя местами.
Самое притягательное место в Шенталинском районе – Вартовский родник, вода которого не только самая чистая в районе, но и обладает целебной силой. О чудесах исцеления, еще в прошлом веке, ходило среди народа много рукописей и легенд. Источник был освящен в 1861 году, в 1993 году, в 2011 году. В настоящее время святой источник – уникальное место с возведенной купальней, оборудованными местами для отдыха паломников. Но самое дорогое – родниковая студеная вода, приятная на вкус и не замерзающая даже в самые лютые морозы. Родник не только напоит нас чудесной вкусной водой, но и вернет нам здоровье! Сегодня к святому источнику может прийти каждый желающий, помолиться перед иконой Казанской Божией Матери, набрать святой воды, омыться в источнике и наполниться Божией благодати.

Об образовании Заволжского исторического вала – самого грандиозного сооружения России – ходит много различных легенд и предположений. Остатки вала прослеживаются по всему российскому Заволжью – от Астраханской области до Татарстана. После чего земляная стена поворачивает на восток и теряется где-то в предгорьях Среднего Урала. Заволжский исторический вал проходит и на территории Шенталинского района. Название Крепость-Кондурча говорит само за себя. Следы той самой крепости, в честь которой названо село, можно отыскать и теперь. Укрепления возводились в 1731-1736 гг. На Кондурче была сооружена собственно не крепость, а «фельдшанец» – оборонительное земляное укрепление. Когда Ново-Закамская линия утратила свое значение, гарнизоны, в том числе Кондурчинского фельдшанца, были переселены на новые укрепления. Поселение же Крепость-Кондурча сохранилось, окрестные земли постепенно из района интенсивной колонизации превратились в конце XVIII века в район более ли менее стабильного хозяйственного освоения.

История мордовского народа насчитывает много веков. За это время создана богатейшая и самобытная культура народа. Мордовский фольклор, как и фольклор других народов, имеет свои особенности. Он бытует на двух языках (мокша и эрзя) и делится на обрядовый и не обрядовый. Являясь важным компонентом национальной культуры и традиций, фольклор и сегодня сохраняет свою общественную ценность. В селе Старая Шентала с 2000 года действует уникальный историко-этнографический музей имени Михаила Ивановича Чувашева, собирателя эрзянского фольклора, сохраняющий для будущих поколений историю, быт, традиции мордовского народа. Музей является центром сохранения и возрождения мордовской культуры. Директор музея Волкова Татьяна Ивановна. Михаил Иванович Чувашев (1909-1973), учитель физики в местной школе, краевед и этнограф по призванию, много лет собирал и исследовал мордовский фольклор, песенные памятники украинского, эстонского, чувашского народов.
Яркой достопримечательностью для туристов является Ермоловский пруд, который располагается между селами Емелькино, Канаш и в 7 км от села Новое-Эштебенькино Челно-Вершинского района. Местные жители рассказывают, что озеро представляет собой искусственный водоем на месте одноименного оврага, который был назван в честь некоего генерала Ермолова. Это очень хорошее место для пикника!

В селе Новый Кувак, самом отдаленном от районного центра, имеется историческая достопримечательность – каменная церковь в честь Рождества Христова, построенная в 1828 году. Эта самая старинная церковь в нашем районе. Славится Новый Кувак и чудесным лесом, окружившим село со всех сторон, богат он на грибы и ягоды. Новокувакская березовая дубрава является памятником природы. А в 2010 году здесь были найдены залежи ценнейших древних окаменелостей, которым 270 миллионов лет. Каменные куски, с отпечатками на песчанике листьев, ветвей древнейших растений, выставлены на обозрение в геолого-минералогическом музее Самарского государственного технического университета.

Мечеть в деревне Карабикулово действует более ста лет, включая самые суровые годы гонений на религию. В годы гражданской войны здесь шли кровопролитные бои. С утра деревня находилась в руках белых, вечером красных. Будто бы однажды красные долго палили из пушек по минарету мечети. Но ни одно ядро не попало в мечеть. После гражданской войны началось повальное разрушение мечетей и церквей. В Карабикулово тоже нагрянули активисты, чтобы спилить минарет мечети. Однако мордовское население, веками проживавшее в этой деревне бок о бок с татарами, решительно воспротивилось тому. Накануне несколько мордовских парней обошли все дома и предупредили: «Татары, вы завтра не выходите на улицу, мы сами встретим актив и отстоим мечеть. Мы православные, нам ничего не будет за это, а вас упекут в тюрьму”. На следующий день с вилами в руках православная мордва выстроилась вокруг мечети, видя с какой решимостью готовы противостоять эти люди, активисты уехали обратно.
Мечеть, названная местными жителями «старая», в 2019 году отметила свой 110 летний юбилей. Находится она на улице Советской, дом 20а. Одно время при мечети действовало медресе, в нём обучали грамоте, основам религии, латыни, арабскому и русскому языкам. Даже когда в стране были годы атеизма, и в селе закрылись шесть мечетей, эта мечеть оставалась действующей благодаря имамам, уважаемым людям, которые уделяли большое внимание сохранению объекта. Поэтому и до наших дней сохранился деревянный сруб здания. Его внутренние помещения и наружные стены были отреставрированы в 2009 году к празднованию 100 летнего юбилея, возвели новый минарет. И вот уже более 110 лет под сводами храма звучат суры священного Корана и молитвы во славу Всевышнего, призывающие людей следовать заповедям Аллаха и канонам шариата, отвергать грехи и творить добро.

Деревня Старое Афонькино (Ухинккел) находится в Шенталинском районе Самарской области на территории сельского поселения Салейкино, на реке Большой Черемшан. Основана в 1750 году служилыми и ясачными чувашами – выходцами из Симбирской губернии. Основная часть населения деревни официально придерживается традиционных верований. Часть жителей являются некрещёными чувашами со своими обычаями и вероисповеданием, у которых есть отдельное кладбище (Языческое кладбище). Кладбище находится в 1 200 м. на северно-запад от деревни Старое Афонькино. Площадь кладбища 18 000 кв.м. Примерное количество захоронений: 2 800 человек.

Природная достопримечательность Дубро ало. Животный мир: жуки, бабочки, стрекочут кузнечики, кобылки; плетут паутины множество пауков. В траве ползают прыткая и зелёная ящерицы, уж обыкновенный, гадюка, лягушки. Из млекопитающих обитают ежи, зайцы, лисы, кабаны, лоси, косули. В лесу много разных видов птиц. Кустарники и травянистые растения: ракитником, бересклетом бородавчатым, вероникой дубравной, лапчаткой гусиной, земляникой зелёной, ветреницей лютиковой, медуницей, различными злаковыми. На опушках весной цветут: ветреница лесная, ландыш майский, ветреница дубравная, в середине лета - астра альпийская. Древесные породы: дуб, осина, берёза, клён, вяз, липа, черёмуха, рябина, сосны и лиственницы. Кустарники: лещина, бересклет бородавчатый, жимолость обыкновенная, крушина ломкая, калина обыкновенная. Растения: сочевичник весенний, медуница, ветреница лютиковая, цветут фиалки, земляника, герань лесная, зопник клубненосный, прострел, горицвет, лилия кудреватая, множество злаковых растений. На заболоченных участках растут осоки, рогоз, тростник, лютик едкий, чемерица, а также редкие шпажник черепитчатый и ятрышник шлемовидный, купальница европейская.

По материалам Администрации муниципального района Шенталинский.




Возврат к списку