Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Белорусы

Белорусы В Самарской области проживает 3 054 человека (2021 год)

Самоназвание – беларусы.
Численность и расселение. Общая численность белорусов – около 10 млн. человек, являются основным населением Республики Беларусь – 7,9 млн. человек. В Российской Федерации проживает 521,4 тыс. человек. Значительные группы белорусов живут в США (781,0 тыс. человек), Украине (275,7 тыс. человек), Канаде (70,0 тыс. человек), Израиле, Латвии, Казахстане, Польше, Литве, Узбекистане, Австралии, Эстонии, Аргентине, Великобритании, Молдавии, Бельгии, Приднестровье, Киргизии.
Антропологический тип – днепровско-ильменский тип европеоидной расы.
Родной язык – белорусский, входит в подгруппу восточнославянских языков (вместе с русским и украинским) славянской группы индоевропейской языковой семьи. В белорусском языке различаются юго-западный и северо-восточные диалекты, так называемые полесские говоры. Письменность - на основе кириллицы.
Традиционная религия – Среди верующих белорусов распространены православие (80%), католицизм (15%), протестантизм.
Этнические группы не выделяются.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Наиболее распространенной является концепция происхождения белорусов, русских и украинцев из древнерусской народности. Согласно ей племена дреговичей, западных кривичей и радимичей в IХ-ХI веках вошли в состав Киевской Руси. В эпоху феодальной раздробленности в ХIII-ХIV веках белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. Белорусская этническая общность складывалась в Х1V-ХV1 веках. С созданием в 1569 году объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой в его составе оказались и белорусские земли. В ХVII веке за ними закрепилось название Белая Русь. В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795) белорусские земли отошли к России.
Белорусы появились на самарской земле после отмены крепостного права в 1861 году. До середины XIX века численность белорусов в Среднем Поволжье не превышала 6 тысяч человек и по данным ревизии 1858 года составляла в Самарской губернии 0,11%, а в Самарском и Бугульминском уездах - 0,34 и 0,63% соответственно. Однако при переписях очень часто к белорусам относили и поляков, поэтому приведенные данные, могут быть ошибочными.
Массовое переселение белорусов в Поволжье началось после отмены крепостного права в 1861 году. Миграционные волны периодически наблюдались в годы первой мировой и гражданской войн, а также во время коллективизации 30-х годов. По данным переписи 1920 года, в Самарской губернии проживало почти 10 тысяч белорусов, из них менее одной тысячи человек являлись жителями городов, в том числе 207 человек жили в Самаре. Подавляющее большинство белорусов было расселено по уездам: в Самарском уезде - 840 человек, Мелекесском - 1056, Бугурусланском - 3070, Бузулукском - 2391, Пугачевском - 1289 и Балаковском - 362. Доля белорусов в общей численности населения губернии составляла 0,35%. В связи с возвращением после окончания гражданской войны части белорусов на историческую родину этот показатель несколько снизился и в 1926 году составил 0,28%, в том числе в сельских районах - 2794 человек, в Самаре - 7741 человек.
Чаще всего белорусы проживали в небольших поселках и хуторах, нередко поселяясь вместе с русскими и украинцами. Наиболее крупными белорусскими селениями в 20-х годах были поселки им. Калинина Дмитриевского сельсовета Самарского уезда (83 чел.), Рассовский Кротовской волости Бугурусланского уезда (82 чел.), Кустовой Малобыковской волости Пугачевского уезда (70 чел.). Значительные группы белорусов жили на так называемых переселенческих участках и хуторах Большеглушицкого района.
Белорусское население Самарской области, не имеющее компактных поселений, в значительной степени подверглось ассимиляции.

Типы поселений.
Традиционно белорусы были сельскими жителями. Основные типы поселений белорусов — веска (деревня), местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора. Наибольшее распространение получили деревни. Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI—XVII веках. Число домов в поселении — от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Типы жилья.
Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть). Традиционное жилище - бревенчатая срубная хата с двускатной (реже четырехскатной) крышей. Планировка дома двух - или трехкамерная. Внутренняя планировка была устойчива — печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати — нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). На стене на кухне — полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Белорусы - исконные земледельцы. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, пшеница, овес, ячмень, картофель, лен, конопля. Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, животноводство, охота, рыболовство.
Получили развитие промыслы и ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.

Национальная кухня
Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Традиционными блюдами являются тонкие лепешки перепеча, драники или деруны из муки и картофеля, пироги с начинкой дзяд, специфические белорусские блины из нескольких видов муки, гороховые оладьи, клецки с разнообразной начинкой, своеобразные клецки галки из замешиваемых непосредственно в тесто различных ингредиентов (творог, фарш, овощное пюре и т. д.), солодуха (своеобразное блюдо из неоднократно нагреваемой и охлаждаемой опары), а также всевозможные мучные основы для сложных блюд.
В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки.
Из напитков наиболее популярны древние местные напитки, такие как квас всех видов, в том числе из березового (берька) и кленового (кляновик) сока, а также всевозможные кисели, кофе и чай (в том числе травяной).

Национальный костюм.
В национальной одежде преобладал белый цвет. Мужчины носили полотняную рубаху туникообразного покроя до колен с прямым разрезом на груди, которую подвязывали цветным шерстяным поясом, сверху – безрукавку (камизелька) из цветного сукна, штаны холщовые. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха).
Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом (безрукавкой); с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами.
Головной убор девушек — узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь — лапти, праздничная — постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

Праздники и обряды.
Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо — ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленничные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.
Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.
В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров — сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку