Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Чуваши

Чуваши В Самарской области проживает 46 222 человека (2021 год)

Самоназвание – чаваш.
Численность и расселение. Общая численность – более 1,5 млн. человек. Основное население Республики Чувашия (814,7 тыс. человек), небольшими группами проживают в Поволжье, Сибири, Казахстане, Украине и других странах СНГ. Численность чуваш в Российской Федерации – 1,4 млн. человек.
Антропологический тип – на стыке субуралского типа европеоидной расы и сублапаноидного типа монголоидной расы.
Родной язык – чувашский, относится к булгарской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Чувашский язык сохранил в себе черты древнетюркского языка и множество лексических параллелей, свидетельствующих об исторических связях предков чувашей с древними монгольскими и тюркскими народами Центральной Азии.
Традиционная религия. Верующие в большинстве своем исповедуют православие, есть мусульмане.
Этнические группы – вирьял, анатри, анат-енчи. Вирьялы проживают в северных и северо-западных районах Чувашии, а анатри – южных и юго-восточных. На стыке этих групп находятся средненизовые чуваши (анат-енчи), близкие по языку к вирьялам, а по одежде – к анатри.

Этногенез и история заселения Самарской области
На территории современной Самарской области чуваши появились в XVII веке. Первые поселения возникли на Самарской Луке (Ставропольский район) во второй четверти XVII века. Однако уже раньше, в конце XVI века, чуваши и мордва близлежащих уездов обрабатывали самаролукские земли «наездом», охотились в лесах. В маленьких, затерянных в укромных местах за лесами и буераками селениях Шелехметь, Борковка, Торновое, Чуракаевка в конце 30 - начале 40 годов насчитывалось 210 дворов, в которых вместе с чувашами проживали и мордва – всего около 900 человек. Все они располагались в восточной части Самарской Луки, а на западе региона первые чувашские селения упоминаются во владениях Савво-Сторожевского монастыря в деревнях Старый Теплый Стан и Новый Теплый Стан, а также в новопоселенной деревне «подле Усы реки ниже переволоки» в 1678 году. Общая численность чувашей на Самарской Луке составляла к тому времени 74 человека. Большая часть переписанных чувашей перешли на жительство сюда в 40-60 годы XVII века из различных уездов, но численно преобладали среди них мигранты из Свияжского и Цивильского уездов.
Центральная часть Самарской Луки, где расположено большинство чувашских селений, осваивалось во второй половине XVII века. В этот период здесь возникло около десятка чувашских и мордовских селений: Брусяны, Березовый Солонец, Ширяевские Вершины, Кармалы, Севрюкаево и другие. По ревизским сказкам 1719 года на Самарской Луке отмечено 6 чувашских и 3 чувашско-мордовские деревни. Среди вновь поселенных – Чуракаево, Тойбахтино (Туйбахтино), Чувашская Яблонка и Тайдаково.
Во второй половине XVII века служилыми чувашами были основаны селения Байдеряково и Малячкино, находящиеся на территории Шигонского района.
С середины XVIII века, перед третьей ревизией населения (1762-1766), часть чувашей выселилась на юг и восток Самарской Луки и за Волгу, где ими были основаны новые деревни Семейкино, Безводовка (Туйбахтино), Ижбулдина поляна (Брусяна). Переселение привело к полному исчезновению чувашей в чувашско-мордовских деревнях Шелехмети, Торновом и Ширяевских Вершинах, население которых активно участвовало в освоении новых земель. Выходцами из деревень Яблонки, Туйбахтиной, Чуракаевой, Торнового, Кармалов, Брусян и Березового Солонца – всего вместе с мордвой и русскими 4 тысячи человек - в 1770 году были основаны деревни Ивановка (впоследствии с. Никольское), Луговая Александровка, Чувашские Липяги (ныне – в Безенчукском и Волжском районах).
Чувашское население появилось в Заволжье несколько позднее - в конце XVII века. Миграция чувашей из районов первичного проживания началась после вхождения Казанского ханства в состав России. К числу первых чувашских селений в Самарском Заволжье относятся Якушкино (1678 год), Богдашкино, Микушкино (Елаур), Тимерлик. Сунчелеево, Караульная Гора, Андреевка (на Киканле), Вишневая Поляна, Тихоново, Салаван, Тимяшево, Большая Таяба, Девлезеркино, Сиделькино, Эштебенькино, Аделяково, Старое Максимкино, Большое Ермаково, Старая Кармала, расположенные ныне в трех северных районах Самарской области (Кошкинском, Челно-Вершинском и Шенталинском), а также в прилегающих районах Ульяновской области и Республики Татарстан. Время основания перечисленных селений – конец XVII – начало XVIII века.
Прочное заселение самарских степей началось со строительства Новой Закамской линии, предназначавшейся, с одной стороны, для защиты от набегов кочевников, с другой стороны, для удержания средневолжских крестьян от бегства на восток и закрепления их на местах прежнего проживания. Наибольший приток переселенцев приходится на конец 30 - начало 40 годов XVIII века. Основная масса переселенцев-чувашей принадлежала к некрещеным. В социальном плане они относились, преимущественно, к бывшим ясачным людям, но в нескольких деревнях вдоль Большого Черемшана- Костюнькино, Артюшкино, Чолпаново, Ерыкле, Старом Ильмовом Кусте, Новом Ильмовом Кусте и Киремети 30 дубов - осели бывшие служилые чуваши.
В 30-40 годах XVIII века шло основание новых деревень. Так, в ревизских сказках 1747 года зафиксированы новопоселенные чувашские деревни Костюнькино, Артюшкино, Тенеево, Аврали, Чолпаново, Савиново, Верхние Киклы, Новый Салаван. Ряд возникших в это время деревень был с самого начала многонациональными: татарско-чувашскими или мордовско-чувашскими.
Расселение чувашей в бассейне Сока и Кинеля (территории современных Сергиевского, Искалинского, Похвистневского районов) относится к 50 годам XVIII века, хотя отдельные поселения существовали здесь и в предыдущий период.
50-60 годы XVIII века отмечены как время расселения бывших служилых и бывших ясачных крещеных и некрещеных чувашей. Они осели в бассейнах рек Большого Черемшана и Кондурчи - деревнях Малое Девлезеркино, Смолькино, Афонькино, Туарма, Четырла, Баландаево, Салейкино, Сережкино, Казбулатово, Стюхино. Даты их возникновения варьирует в пределах 1750-1758 годов. К концу 60 годов XVIII века расселение чувашей на самарской земле в основном завершилось.
Сегодня наиболее компактно чуваши расселены в северных и северо-восточных районах области: Кошкинском, Челно-Вершинском, Клявлинском, Шенталинском, Исаклинском, Сергиевском, Похвистневском, в которых численность чувашей составляет от 15 до 35%. В других районах чуваши представлены лишь единичными селениями.

Типы поселений
Основными типами чувашских поселений, встречающихся на территории Самарского Заволжья, являются села и деревни – ял. Исторически для чувашей были характерны небольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся в результате отпочкования от многодворных поселений. Национальную специфику расселения чувашей в регионе представляла своеобразная кучевая планировка селений, состоявших из родовых гнезд «курмышей».

Типы жилья
К концу XIX – началу XX века преобладающим типом жилища среди самарских чувашей стали двухкамерные жилища (пюрт-сюрт), состоящие из избы и сеней, а в некоторых – еще из клети. У бедняков продолжали бытовать избы с крыльцом, без сеней. В качестве временных жилищ служили шалаши хюше, полуземлянки сер пюрт, лачуги, амбары, глинобитные избы. Избы традиционно строились на низкой подклети. Для ее возведения применялись различные строительные материалы: дерево, саман, кирпич, реже – камень. Основным материалом служили бревна различных пород дерева, но чаще хвойных.
Во внутренней планировке дома на протяжении столетий сохранялись традиционные черты. Печь (камака) располагалась справа или слева от входа, была обращена челом к передней стене и могла иметь вмазаный котел. Такая планировка близка к среднерусскому типу. В пятистенных домах передняя изба отапливалась печью-голландкой. В настоящее время хлебопекарные печи комбинированы с водяным отоплением и подтопкой. По диагонали от печи стоял стол, а в смежном с печью углу, у входа, стояла кровать. В «красном углу» у крещеных чувашей находилась божница. Угол избы перед печью (камака уме) выполнял функцию кухни. По традиции печь ставили на деревянное основание, к которому пристраивали неподвижную скамью. В XIX в. над входом устраивали полати сентре, вокруг стола, вдоль передней и боковой стены устраивали неподвижные скамьи сак. Здесь же мог стоять сундук с вещами, в кухонной части имелся посудный шкаф.

Традиционное хозяйство и промыслы
Основным занятием чувашей является пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством. Земледелие велось по пашенной системе при трехпольном севообороте, в Самарском и Бузулукском уездах оно сочеталось с залежной системой, при которой поле после 2-3 лет интенсивного использования оставлялось на 4-10 лет. Сеяли рожь и пшеницу.
Второе место после земледельческих занятий отводилось разведению домашнего скота при стойловом его содержании в зимний период и выгоном на пастбища в весенне-летне-осенний период. В чувашских хозяйствах разводили коров, быков, овец, коз, свиней. Последних разводили только крещеные чуваши, а некрещеные считали свинину «нечистой» пищей. Кроме скота чуваши содержали большое количество домашней птицы – кур, гусей, уток.
В значительно меньшей степени были развиты промыслы и другие отрасли хозяйства – огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство (на ранних этапах - бортничество). Население региона, ориентированное преимущественно на выращивание зерновых культур и картофеля, почти не занималось разведением садов и выращиванием овощей, которые не являлись традиционными занятиями для чувашей. Однако свекла, картофель, морковь, капуста, хмель, огурцы были известны чувашам еще в XVIII веке.
Пчеловодство играло наравне с хлебопашеством и скотоводством важную роль в традиционном комплексе хозяйства чувашей.

Национальная кухня
Основу питания чувашей составляли в прошлом растительные продукты. Главное место в национальной кухне традиционно отводилось блюдам из ржаной муки: кислому хлебу и многочисленным печениям, начиная от подовых лепешек и кончая пирогами с мясной и рыбной начинкой хуплу. Использовались также мука, крупа, толокно, приготовленные из овса, полбы и ячменя.
Чувашская национальная кухня насчитывает значительное количество мясных блюд. В пищу употребляли говядину, баранину, конину (у низовых чувашей), домашнюю птицу. Традиционное чувашское угощение – колбаса шарттан, приготовленная из овечьего желудка, начиненного мясом и специями. Широко использовались также молочные продукты, преимущественно кислое молоко турах, пахта уйран, творог в виде сырков чакат.
Из сладостей чуваши употребляли мед, из которого также готовили медовый напиток и медовуху пылла сара. Хмельным напитком было пиво сара, приготовленное из ячменного или ржаного солода. Пиво играло также важную роль в обрядовой жизни чувашей. Его варили и в праздники, и на поминки, и на свадьбу. Поэтому большая часть чувашских обрядов содержит в названиях слово «пиво»: керхи сара (осеннее пиво), хер сари (девичье пиво) и т.д.

Национальный костюм
Женская рубаха (кепе) имела туникообразный крой с вставными боковыми клиньями, что наряду с декором сближало ее с рубахами чувашей этнографической группы анат-енчи. Она украшалась вышивкой и нашивками на груди, спине и плечах. В северных районах области (бывшие Бугульминский, частично Самарский, Ставропольский и Бугурусланский уезды) в XIX веке бытовали так называемые «яблочные рубахи» улмалла кепе, содержавшие узор в виде мелких розеток вдоль продольных швов, выполненный в технике бранного тканья.
С конца XIX века в быт самарских чувашей входит пестрядь, и пестрядинные рубахи вытесняют белохолщовые у чувашей, обитавших севернее р.Большого Кинеля. Пестрядь получила распространение в районах совместного проживания с татарами. Ее ткали преимущественно из ниток домашнего изготовления, крашенных фабричными красками. Существовали два приема орнаментации домотканины – «в клетку» и «в полоску». Из пестряди «в клетку» шили женские рубахи.
Обязательной деталью женского костюма самарских чувашей был передник черситти - с грудкой или без нее, сшитый из холста или ткани.
Головной убор самарских чувашей – хушпу - шелмообразной формы, остов связан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к нему пришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имел хвост, украшенный рублевыми монетами и бисером.
Сурпан (полотенцеобразный головной убор) носили в комплексе с хушпу и нагрудным украшением сурпан сякки, но старые женщины повязывали голову вторым, меньшим по размеру полотенцем – пусь тутри.
В комплекс женских украшений самарских чувашей входили шейное украшение май сиххи или майя, нагрудное украшение сурпан сякки, бусы шарся, ушные украшения алка, поясные подвески сара или хюре.
Поясное украшение сара почти во всей зоне проживания самарских чувашей представлял один тип спаренного украшения: два идентичных фрагмента двусторонней вышивки были обшиты красным кумачом и соединены тканым поясом. Сара носили на поясе сзади. Центральное место в нем имела вышивка, которая выполнялась яркими разноцветными нитями на белом холсте.
Девичий комплекс отличался от женского головного убора тухья в виде полусферической шапочки с навершием, обшитой разноцветным бисером, и нагрудных и шейных украшений. Заслуживает внимания повсеместно распространенное ожерелье сюха (или сарлака сюха) – бисерная сеть, обрамленная по нижнему краю рядом раковин каури.

Праздники и обряды
Среди самарских чувашей в отношении обрядовой культуры исторически выделялись две группы, различавшиеся по их конфессиональной принадлежности - чуваши-христиане и чуваши-язычники.
В праздничный календарь крещеных чувашей вошли православные праздники, многие из которых широко отмечались среди местного населения, а некоторые из них - преимущественно зимние праздники - стали «престольными» праздниками конкретных чувашских селений.
У некрещеных чувашей чук – один из ключевых моментов в обрядовой жизни и составляет суть большинства календарных обрядов. Большое моление аслă чук совершается раз в три года при участии все жителей селения.
Праздники зимнего календарного цикла Раштав Рождество, çěнě çул Новый год, Кěшэрни Крещение совпадали по времени и по содержанию со святочной неделей у русских. Они сопровождались гаданиями с целью предсказания судьбы, магическими приемами, направленными на обеспечение благополучия в делах на будущий год.
Обряды весенне-летнего периода начинались с çăварни, чувашской масленицы, и завершались в конце июня проводами игрищ уяв или вăйă.
В течение весны и лета самарские чуваши отмечали еще несколько праздников: мункун, соответствовавший православной Пасхе и совпадавший с ней у крещеных чувашей.
Весенне-летние игрища молодежи уяв/вăйă начинались обычно после Николы летнего (9 мая), а завершались торжественными проводами на Петров день (29 июня) и длились, таким образом, 7 недель.
Праздник çинçе обозначал «пору отдыха земли», в течение которой строго соблюдался запрет на выполнение земледельческих, строительных работ и т.д. В ряде селений началу çинçе предшествовал акатуй (или сабантуй, проводившийся перед çимěк в среду. Жители селений устраивали складчину, и из собранных продуктов варили кашу, а принесенные из дома яйца и лепешки пашалу закапывали в борозды, символически проводившиеся на окраине деревни. Праздник сопровождался играми молодежи, исполнением специальных песен.
Обряды осеннего цикла были связаны с уборкой урожая и представляли собой серию благодарственных молений в честь бога и предков Одно из первых молений посвящалось новому урожаю и носило название кěрхи сăра «осеннее пиво», автан сăри «петушиное пиво» или кěр çурти «осенняя свеча».
Язычество законсервировало традиционный образ жизни и способствовало длительной сохранности элементов национальной культуры. Это касается и календарной, но особенно, похоронно-поминальной обрядности. Один из таких ярких моментов - установление намогильного столба юпа Некрещеные чуваши имеют свои кладбища, располагающиеся иногда рядом, а чаще, в некотором удалении от кладбищ христиан.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку