Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Евреи

Евреи В Самарской области проживает 2 260 человек (2021 год)

Самоназвание - евреи – от ивритского иври - «(пришелец) с той сто-роны». Изначальное название иеhуди (иудей) относилось к потомкам (колена) Иеhуды (одного из 12 колен). Израиль (Исраэль)- имя, данное патриарху Иакову по Библии. Составная часть общего древнего наименования сыновей Иакова и их потомков – бней Исраэль (сыны Израиля, израильтяне).
Численность и расселение. Общая численность – более 13,8 млн. человек. Основное население Израиля – 6,0 млн. человек. Большая группа евреев живет в США (5,4 млн. человек). В России – 190,0 тыс. человек. Широко расселены в 30 европейских странах, Уругвае и Новой Зеландии.
Антропологический тип – в основном европеоидный, есть негроидные группы.
Родной язык – иврит, идиш, ладино и другие еврейские языки. Общим языком евреев является иврит (семито-хамитская языковая семья). У европейских евреев (ашкенази) сложился свой язык – идиш, сформированный на основе иврита, средневекового немецкого языка с добавлением польских слов и выражений. В странах проживания евреи говорят на языках окружающих их народов.
Традиционная религия – наиболее распространен среди верующих иудаизм. В иудаизме различаются традиционно-ортодоксальное, ортодоксально-сионистское, реформистское, консервативное и реконструкционалистское направления, хасидизм.
Этнические группы - Перед 2-й мировой войной около 90% евреев Европы относилось к группе ашкеназов. Сефарды, потомки евреев средне-вековой Испании, жили на Балканском полуострове, Ближнем Востоке, Марокко, в небольшом количестве в Западной Европе и Америке. Другие группы: арабоязычные евреи стран ближнего Востока и Северной Африки; персидские евреи, среднеазиатские евреи; грузинские евреи; крымчаки; курдистанские евреи; итальянские евреи и др. некоторые мелкие периферийные группы.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Предками современного еврейского населения России были «немецкие» евреи, которые появились в конце ХYIII века, после раздела Польши. На отошедших к России землях Украины, Белоруссии, Литвы проживали сотни тысяч евреев. Россия ограничила право проживания евреев только этими землями. Так возникло понятие «черты оседлости». Евреям – солдатам николаевской армии, верой и правдой отслужившим 25-летний срок, разрешалось селиться за пределами традиционных мест проживания их единоверцев.
Первыми евреями Самары были бывшие кантонисты и солдаты, появившиеся здесь в середине XIX века. В 1854 году в Самаре проживало 78 мужчин и 14 женщин еврейской национальности.
Положение евреев изменилось в лучшую сторону во время царствования Александра II. Указом царя-реформатора евреям был предоставлен ряд льгот. Право на жительство вне черты оседлости получили некоторые категории евреев: купцы I гильдии, специалисты с высшим образованием, специалисты высокого класса. В местах проживания им разрешалось создавать семьи. Самарская еврейская община быстро увеличивалась.
С развитием промышленности рос город, росло и еврейское население, которое в 1900 году насчитывало 1574 человека, что составляло примерно 1,8% населения города. И таким образом Самара к началу века стала весьма значимой точкой еврейской диаспоры, одной из самых больших в восточной части России.

Типы поселений.
Традиционные формы поселения: еврейские кварталы (гетто, жудерия, меллах, махалля и др.), отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе — местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище.

Типы жилья.
Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями — на входе размещается мезуза – молитва, упакованная в футляр, на восточной стене (мизрах) размещают специальные аппликации или роспись, участок стены оставляют не покрашенным или неоштукатуренным в память о разрушении Иерусалимского храма и др.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Традиционное хозяйство древних евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий.

Национальная кухня.
Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов — фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т.п. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.

Национальный костюм.
Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (та-лит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл).
Еврейские женщины носили поверх платья своего рода корсаж (вестл или камизол) — обычно из парчи с черной отделкой бисером или галуном; позднее эту отделку вышивали на ткани самой одежды или на платках, называвшихся брусттух, бристихл или бристех. Особо набожные женщины всегда носили передник (фартех или фартух), обычно отделанный кружевом или тесьмой, вышивкой и лентами.
По субботам еврейки обычно надевали парчовый капор, украшенный кружевами и серебряной стежкой. Особо набожные женщины носили головной убор из семи частей, уложенных в особом, строго соблюдавшемся порядке (символизируя «семь видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль»). Замужние женщины покрывали голову париком.

Праздники и обряды.
Календарь еврейских праздников привязан к религиозным и историческим событиям: Ту-би-Шват (15 швата) - Новый год деревьев Земли Израиля, Таатнит Эстер - праздник в память о царице Эстер, Пост Эстер - в иудаизме день траура и поста перед праздником Пурим, Пурим (14/15 адара) - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве, Песах (с 15 по 21 нисана) - еврейская Пасха, Йом ха-Шоа - День Катастрофы и Героизма, Йом а-Ацмаут - День независимости Израиля, Лаг-Баомер, Йом-Йерушалаим - День Иерусалима, Шавуот (6/7 сивана) - праздник дарования Торы, Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава) - день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории, Рош ха-Шана (01/02 тишрей) - Новый год, Пост Гедалии, Йом Кипур (Судный день) (10 тишрей) - день покаяния и молитвы, Суккот (с 15 по 23 тишрей) - веселый праздник, Симхат Тора, Ханука (с 25 кислева по 2 тивета) - Освящение Храма, Рош-Ходеш - еврейский «малый праздник».
Каждый седьмой день недели – Шаббат. В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда - чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку