Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Немцы

Немцы В Самарской области проживает 3 059 человек (2021 год)

Самоназвание – дойче.
Численность и расселение. Общая численность – 140,0 млн. человек. Основное население Германии (80,6 млн. человек). Большие группы людей, имеющих немецкое происхождение, живут в США (47,9 млн. человек), Бразилии (5,0 млн. человек), Канаде (3,1 млн. человек), Аргентине (2,8 млн. человек), Франции (1,5 млн. человек), Австралии и еще 11 странах. В Российской Федерации проживает 394,1 тыс. российских немцев.
Антропологический тип – атланто-балтийский тип европеоидной расы.
Родной язык – немецкий, относится к группе германских языков индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита.
Традиционная религия. По вероисповеданию большинство немецких колонистов были протестантами (лютеранами, реформаторами, меннонитами), другая часть переселенцев - католиками. Так, в Самарском, Николаевском, Новоузенском уездах католики составляли 57,5 тыс. человек, лютеране - 156,1 тыс. человек, реформаторы - 10,9 тыс. человек.
Этнические группы. Для немцев России и бывшего СССР характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen).

Этногенез и история заселения Самарской области.
Исходным моментом массового появления немцев в России, в т.ч. и в Самарском крае, послужили указы Екатерины II от 1762 и 1763 годов. Льготные условия переселения (гарантия свободы вероисповедания, бесплатные земельные наделы до 30 десятин на семью, освобождение от воинской повинности на неограниченный срок, от налогов - на 30 лет, большие кредиты, оплата проезда и содержания в пути, невмешательство местных чиновников в юрисдикцию колоний) привели к интенсивной колонизации южных окраин России, в т.ч. и Поволжья. Из разоренной Северной войной Германии в 1764-1767 годах в Россию стали прибывать первые группы переселенцев. Приезжали они преимущественно из Саксонии, Вестфалии, Баварии, Швабии, Пфальца.
В конце ХVIII века в Самарскую губернию переселились 25 тыс. немцев из Вюртемберга, Бадена, Пруссии, Баварии, Саксонии, Швейцарии. Они основали 36 колоний.
Вторая волна переселенцев в начале XIX века составила 43 тыс.человек. Они были расселены в южных Николаевском и Новокузнецком уездах Самарской губернии. В конце 80-х годов немецкое население составило здесь 180 тыс. человек, а в 1910 году уже 300 тыс. человек.
Самой малочисленной была третья волна переселенцев в начале 50-х годов XIX века - около трех тысяч человек. Из Восточной Пруссии прибыли немцы-меннониты, которые заселили Александртальскую волость Самарского уезда (ныне село Надеждино Кошкинского района). Другую часть переселенцев третьей волны составили выходцы из Силезии, осевшие в Большеконстантиновской волости. В основном они были протестантами. Александртальская волость в 1903 году состояла из 8 колоний: Алек-сандрталь, Нейгофнунг, Мариенталь, Орловка, Муравьевка, Красновка, Мариенау, Линденау, Шенау. В Большеконстантиновской волости было 16 колоний, в которых проживало по 150-200 жителей, а в отдельных и 500 человек.
К 1865 году в ведении Саратовской конторы иностранных переселенцев в Саратовской и Самарской губерниях состояло 170 колоний или 16 округов (волостей), в которых числилось 120 045 мужчин и 117 446 женщин; в конце XIX века - 190 колоний с населением 407 тыс. человек.

Типы поселений.
В Самарской области были распространены хутора и поселения-колонии на 15-30 домов.

Типы жилья.
Первоначально постройки в немецких колониях были деревянные, крытые тесом. Позднее, с развитием кирпичных заводов, дома стали строить из красного кирпича, крыши покрывать черепицей либо железом. Внутренняя планировка домов была продумана до мелочей. Очаг нередко использовался как коптильня. Обязательными были обширный подвал и мансарда на втором этаже под крутой крышей. Система переходов связывала жилые помещения с обширным хозяйственным двором, где под одной крышей были и конюшни, и сеновал, и колодец, и многое другое. Немецкие усадьбы огораживались декоративным кустарником, деревьями (сирень, орешник, липа), украшались множеством цветов.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Колонисты занимались в основном производством зерна, хотя значительное место отводилось и животноводству. Практически в каждом дворе держали свиней и коров. Молоко продавали сыроварным заводам, имевшимся в крупных колониях, и использовали на собственные нужды: каждый немецкий дом имел свой сепаратор. Масло реализовывали на рынке в селе Кошки. В хозяйстве применялись современные орудия труда - плуг с железным лемехом, бороны, косилки, молотилки, широко использовались лошадиная сила и труд наемных рабочих - батраков из соседних русских, татарских, чувашских деревень. Практически во всех колониях занимались садоводством. В основном разводили яблоневые сады.
Многие колонисты занимались ремесленничеством - сапожничали, плотничали. Женщины - пряли, вязали шерстяные вещи, вышивали, плели из соломки. В последующем ремесленничество стало развиваться как самостоятельная отрасль. Возникали кожевенные фабрики, гончарные заводы, предприятия, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции и производстве земледельческих орудий. Продукция этих предприятий шла на удовлетворение потребностей самих колонистов.

Национальная кухня.
В пище преобладает картофель и различные блюда из него, мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.), молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются обще-немецкой пищей. Наиболее распространённый напиток — пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища — свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.

Национальный костюм.
Немецкая традиционная одежда начинает складываться с XVI-XVII веков на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка, передник. Нередко носили наплечный платок. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, полусапожки, местами до XX века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до ко-лен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX-XX веках широко распространился так называемый тирольский костюм - белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером.

Праздники и обряды.
Самарские немцы трепетно сохраняли обычаи своей прародины, но вместе с тем привнесли в них и обычаи новой родины - России.
Празднование Пасхи – Ostern своими корнями уходит в языческие времена, когда этот праздник означал окончание зимы, пробуждение но-вой жизни. К празднику готовились заранее: проращивали зерна овса или пшеницы, красили яйца. Яйца в корзине с зеленью были символом будущего хорошего урожая. Основными блюдами пасхальных дней были свинина, капустные блюда, сладкий пирог - кухен, хворост и т.д. В пасхальное утро дети католиков и лютеран старались встать пораньше, чтобы увидеть пасхального зайца, посмотреть, что он положил в качестве подарка в специальное место - гнездышко. Дети от 3 до 13 лет посещали близких, знакомых, собирая подарки (это называлось «ходить за зайцем»).
Днем торжества весны был праздник Троицы - Pfingsten. К этому дню дом тщательно убирался и украшался зеленью. Парни ставили перед домом любимой девушки срубленную в лесу распустившуюся березку. Этот праздник также связывали с заботой об урожае, совершался обход полей с молитвами о плодородии.
Далее следовал День Иоганна Крестителя. С этого времени начинался сенокос и подготовка земли «под пар». В настоящее время этот праздник не связан напрямую с ходом сельскохозяйственных работ. Это, скорее, праздник молодежи, сохранивший многие древние обычаи. Молодежь во-дит хороводы вокруг костра, поет песни, танцует. Девушки плетут венки и гадают, выясняя свое будущее.
Не менее интересен Erntedankftst – осенний праздник благодарения за урожай. Вся деревня собирается вместе: освящают плоды, устраивают коллективное застолье.
Главным зимним праздником является Рождество. Ему предшествует четырехнедельный пост - адвент. Подготовку к Рождеству начинают заранее, стараясь к празднику закончить всю работу по дому. В праздничные же дни любой вид трудовой деятельности запрещен. Для празднования Рождества вся семья должна собраться вместе. Елку украшают игрушка-ми, сладостями, гирляндами огней. Жилище украшают зелеными цветками лиственных деревьев (веточки с почками еще в начале декабря ставят в воду, чтобы они заранее распустились). Этот древний обычай существовал задолго до того, как стали использовать ель.
В рождественский вечер вся семья садится за праздничный стол. По поверью, если «святой ужин» - heilige Mahl будет обильным и сытным, то таким же будет и наступающий новый год. Традиционным для ужина является набор из 7 или 9 блюд. Предпочтение отдается блюдам, несущим в себе зародыш жизни: рыбе, яйцам, гороху, бобам, готовят свинину или специально откормленного гуся. Обязательно подают квашеную капусту (по поверью, это дает здоровье на весь год).
Одним из непременных элементов празднования Рождества является хождение ряженых по деревне. Главные персонажи - Пельцникель и Кристкинде: мужчина в вывернутой наизнанку шубе, обвязанный цепями и металлическими предметами, которые как бы отпугивают злых духов, или вымазанный до неузнаваемости сажей, и девушка в белой одежде, в веночке. Они ходят с подарками по домам, где есть маленькие дети, веселят народ.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку