Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Поляки

Поляки В Самарской области проживает 395 человек (2021 год)

Самоназвание – поляци.
Численность и расселение. Всего в мире людей польского происхождения - около 60 млн., это основное население Польши (36,0 млн. человек). Живут в США, Германии, Бразилии, Франции, Великобритании, Канаде, Белоруссии, Литве, Украине и в других странах. Численность поляков в Российской Федерации составляет 47,0 тыс. человек.
Антропологический тип – европеоидный.
Родной язык - Говорят на польском языке, который относится к западнославянской языковой группе индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинской графики.
Традиционная религия. Основная религия – католицизм, есть протестанты.
Этнические группы - Ещё в XIX веке существовало несколько групп поляков, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе - великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге - малополяне; в Силезии - слензане (слензаки, силезцы); на северо-востоке - мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря - поморяне. В группу малополян входили гурали (население горных районов), полонизированные русины – лемки и бойки, краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и другие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам - курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). С ростом промышленности и урбанизацией, особенно с конца XIX века, различия между этими группами стали стираться.

Этногенез и история заселения Самарской области
В Поволжье поляки появились после заключения Андрусовского перемирия 1667 года. Согласно условиям договора Смоленск и Северская земля отошли к России. Одной из оговоренных перемирием проблем была компенсация оставшейся без земли и содержания шляхте. Прежде всего, речь шла о шляхте, сражавшейся на стороне России. Часть шляхты - служившие в гарнизонах Смоленска и Полоцка - приняла русское подданство и была отправлена на службу в Уфимский уезд во вновь построенные крепости Новозакамской укрепленной линии. К самарским землям тогда относилась часть Новозакамской укрепленной линии, где были поселены шляхтичи.
Смоленским иноземцам оставили прежних командиров, сохранили и структуру отрядов и знамена. Отряд Белого знамени в количестве 141 человека направили в Тиинский острог. Им отвели земли под дворы, огороды и гумна и выдали деньги на дворовое строение. Жили поляки в отдельной слободе, построив себе 123 двора. Поручиком в Тиинске был Лавринко Бутов, знаменосцем – Гришка Беляев. В Новошешминске нес службу отряд Красного знамени численностью 127 человек под руководством поручика Степана Пузикова и хорунжего Марлона Сверкуна. В Заинске стоял отряд Желтого знамени (81 человек), в Новомензелинске - отряд Черного знамени (126 человек). Таким образом, в 1656 году на Закамскую черту прибыло 478 шляхтичей. В 60-е годы XVII века после взятия русскими войсками города Полоцка на сторону России перешел полк Гаврилы Гаславского в количестве 532 человек, который был отправлен на службу в крепости Закамской черты.
«Первоначально шляхтичи смоленские и полоцкие несли службу за денежное жалованье, позднее их наделяют земельными дачами, руководствуясь чином и прежним положением лица. Потомки шляхтичей смоленских и полоцких были внесены в дворянские родословные книги Уфимской и Оренбургской губерний». Многие из них активно участвовали в административной и общественной жизни края, избирались губернскими и уездными предводителями дворянства (Д.И. Березовской, Л.Н. Воецкий, С.Ф. Каловский, С.С. Кублицкий, И.С. Кублицкий, Э.П. Ляхов, И.М. Малковский, Н.Н. Пекарский, С.Н. Пироговский, И.П. Филиппович, М.А. Шкапский). Из их среды вышли известные ученые, врачи, государственные и общественные деятели (Пекарский, Пироговский и другие).
Потомки этих людей переселились в село Старый Кувак (сегодня это село Лениногорского района Республики Татарстан), являвшееся в то время частью Самарского уезда Оренбургской губернии.
В первой половине XIX века в Самарском крае появились новые вынужденные переселенцы из Польши, поскольку Самара являлась в то время одним из мест ссылки. Это были участники восстаний 1830-1831 годов, 1863-1864 годов и «Весны народов» 1848 года.
В Самарскую губернию ссылали участников студенческих волнений 70-90 годов XIX века и деятелей социалистического движения. Только после восстания 1863 года в Самарскую губернию было сослано около 400 человек, которые были расселены преимущественно в Николаевском, Новоузенском и Самарском уездах.
Были и «экономические» мигранты, которых привлекала Самарская земля. По данным «Списка населенных мест Самарской губернии на 1889 год», поляки в губернии составляли 0,04% населения, т.е. их было около 1200 человек. Жили они рядом с немцами в селениях Самарского уезда - Большой Константиновке и Владимировке (11 человек), казаками, русскими и мордвой в пяти селениях Новоузенского уезда - Таловке, Черной Подине, Новорепном, Покровской слободе (935 человек) и слободе Орловский Гай.
Заметно воздействие поляков на культуру Самары XIX-XX веков. Архитектура, музыка, просвещение, наука, журналистика, экономика, административная деятельность, промышленность, воинское искусство - не было сферы деятельности, где бы поляки ни проявили себя с самой положительной стороны. Известно, что поляками были два самарских губернатора – А. Арцимович и А. Станкевич.
Поляк Хилиньский был архитектором Самарской епархии Русской Православной церкви. К числу архитекторов, оставивших заметный след на самарской земле, принадлежали Т. Богданович, М. Квятковский, П. Балиньский, И. Балиньский, К. Лях-Невиньский, Ю. Галецкий, В. Езеровский, К.Лешевич.
По данным переписи 1920 года, численность поляков в Самарской губернии составила 6 955 человек, 5 320 из них жили в городах Самаре (3861 чел.), Бузулуке (491 чел.). В других городах их было 250 человек.
С 1970 года происходит миграция в Самарскую область со всех концов Советского Союза на строительство гигантского Волжского автомобильного завода. Прибывают сюда и поляки из Казахстана, Украины и Белоруссии.

Типы поселений
Традиционные типы сельских поселений поляков: уличные деревни, окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центральной площади или пруда (радиальная планировка).

Типы жилья
В сельских поселениях некоторых районов Польши преобладают срубные постройки, в других применяется каркасная конструкция стен из столбов и балок с заполнением пространства между ними глиной, кирпичом, обмазанными глиной связками соломы и др. Крыши построек четырёхскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим навесом. На западе и северо-западе сохранились дома с «подсенями» в виде арки, ниши, галереи. Традиционная планировка крестьянского жилища - трёхкамерная, с центральным или боковым расположением сеней.

Традиционное хозяйство и промыслы
Главные отрасли сельского хозяйства - земледелие и животноводство; основное направление - возделывание зерновых культур, значительная часть посевных площадей занимает картофель. Важное значение имеют овощеводство, садоводство. Животноводство молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ крестьяне традиционно используют лошадей, в меньшей степени - волов. В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок - узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение.

Национальная кухня
Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи. Распространены кислые похлёбки - жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свёклы) и др. Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной; баршч готовят с ушками - тесто с начинкой из мяса или грибов, жур - с колбасой. Распространённое блюдо - бигос из квашеной или свежей капусты, которую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, яблоками, лавровым листом. Большое место в питании поляков занимают блюда из картофеля, молоко, творог, сыр и др. Польская кухня славится кондитерскими изделиями - свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т.п. Обычные напитки - чай, кофе из злаков и чёрный.

Национальный костюм
Разнообразны и красочны традиционные костюмы поляков. Сохранилась верхняя мужская одежда - сукман. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Зимняя одежда гуралей - кожухи. Своеобразен краковский костюм: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи - суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками и др.; мужской - рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, из головных уборов (тёплые меховые шапки, шляпы и др.) интересна конфедератка, подобная головному убору польских военных.

Праздники и обряды
Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские – «Годы»; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества - сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда и постные блюда. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, якобы от Святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.
Славится общественными гуляниями польский «карнавал» - масленица. На Масленицу в последний четверг перед постом едят специально к этому дню выпеченные пончики, оладьи, пышки. Главный весенний праздник «Вельканоц» - Пасху Поляки отмечают очень торжественно, как и в старину: к Пасхе красят яйца, выпекают обрядовый хлеб, которые освящают в костеле, готовят разнообразную праздничную пищу. Отмечают новые праздники - День моря, День шахтёра, День ребёнка и др.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку