Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Таджики

Таджики В Самарской области проживает 12 844 человек (2021 год)

Самоназвание – тоджик.
Численность и расселение. Общая численность – около 20 млн. человек. Основное население Таджикистана (6,3 млн. человек). Проживают в Афганистане (8,0 млн. человек), Узбекистане, Пакистане и других странах. В Российской Федерации живут 200,0 тысяч таджиков.
Антропологический тип – памиро-ферганская раса большой европеоидной расы.
Родной язык – таджикский, дари. Принадлежит к иранской ветви индо-иранских языков индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе арабской и русской графики.
Традиционная религия – ислам, преимущественно суннитского толка, таджики-памирцы являются мусульманами исмаилитами.
Этнические группы – северные и южные таджики, горно-бадахшанцы.

Этногенез и история заселения Самарской области
Предками современных таджиков являются оседлые земледельцы - бакрийцы, согдийцьи, древние жители Ферганской долины, а также кочевые племена саков, обитавшие на Памире. Эта земля входила в созданное персами Ахеменидское государство, а с 330 года до н.э. в империю Александра Македонского. Формирование таджикского этноса завершилось в IХ-Х веках, в рамках империи Сасанидов.
Во второй половине ХIХ - начале ХХ века северные таджики вошли в состав России. В 1924 образована Таджикская АССР, в 1929 преобразованная в Таджикскую ССР, с 1991 - независимая Республика Таджикистан.
Консолидация нации у таджиков не завершилась и к концу XX века, в Таджикистане продолжаются этнические процессы ассимиляции таджиками памирских народов и ягнобцев.
Первая волна таджикских мигрантов появилась в Самаре в 1970-е годы; сюда они приезжали учиться в Самарский педагогический институт по направлению руководства Советского Таджикистана, а возвращались на родину учителями математики, русского языка и литературы. Те, кто по семейным или иным обстоятельствам остались в Самаре, сегодня являются авторитетными лидерами таджикской общины. Среди них есть преподаватели самарских вузов, руководители строительных организаций.
После распада СССР в Таджикистане вспыхнула гражданская война; после ее завершения многие бежали от политических преследований в Россию, в западные страны. Эта категория таджиков-беженцев смогла в кратчайшие сроки встать на путь интеграции в самарское сообщество, многие из них своевременно оформили гражданство, вид на жительство.
Трудовые мигранты последних лет являются наиболее бесправными, они плохо знают русский язык. Бесправные таджикские мигранты работодателями часто используются в качестве низкооплачиваемой рабочей силы. В силу социальной пассивности, низкого образовательного уровня, плохого знания русского языка и безвыходного положения, таджики - выходцы из многодетных, бедных семей, чаще всего подвергаются унижениям и дискриминации.

Типы поселений
Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов — дувалов.

Типы жилья
Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую — внутренняя часть дома — посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре — скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.

Традиционное хозяйство и промыслы
Исконным занятием таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный Памир) районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, — просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов.
Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных таджиков скотоводство составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т.п.
У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремёсла — изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).

Национальная кухня
Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных — лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т.п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный — обычно в холодное время года.

Национальный костюм
Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин — рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.
У женщин — туникообразного покроя платья, в сельских районах — из гладких тканей, в горных южных районах — вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор — платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.
В современной одежде таджиков сочетаются традиционные элементы — верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются эже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.

Праздники и обряды
Излюбленные народные зрелища — выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр. Успешно развиваются национальная литература, наука, профессиональные виды искусства, в том числе музыка, балет.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку