Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Туркмены

Туркмены В Самарской области проживает 565 человек (2021 год)

Самоназвание – туркмен.
Численность и расселение. Общая численность – более 8 млн. человек. Основное население Туркмении (4,2 млн. человек). Проживают в Афганистане, Ираке, Иране, Иордании, Сирии, Таджикистане, Турции, Узбекистане. Численность в Российской Федерации – 36,9 тысяч человек.
Антропологический тип - По своему антропологическому облику туркмены относятся к закаспийскому расовому типу южных европеоидов. Туркмен отличают высокий рост, продолговатая форма головы, узкое лицо, довольно высокий лоб, относительно темный оттенок волос, глаз и кожи. Монголоидные черты у них незначительны.
Родной язык. Говорят на туркменском языке, который относится к огузской подгруппе тюркской группы Алтайской языковой семьи. Туркменский разговорный язык развивался на основе западных огузских племенных диалектов тюркских языков, испытав на себе также воздействие кипчакских и староузбекских (чагатайских) языков. Литературный туркменский язык сформировался в XX веке под влиянием текинского племенного диалекта. Современная туркменская письменность основана на кириллице, но в XXI в. планируется перевести ее на латинскую графику.
Традиционная религия. Верующие - мусульмане-сунниты.
Этнические группы. Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные трукменские племена - эрсары, иомуды, алили, салоры, човдуры, гоклены, текинцы (теке), и многие другие.

Этногенез и история заселения Самарской области.
В конце Х века Туркменистан был присоединен к России. В 1924 году создана Туркменская ССР. В 1991 году провозглашена независимая Республика Туркменистан.
В Самарскую область небольшие группы туркмен переселялись во второй половине ХХ - начале XXI века, в основном, в связи с работой, учебой и семейными обстоятельствами.

Типы поселений.
Аулы состояли чаще всего из юрт, располагавшихся на территории аула группами по три-четыре хозяйства. Величина аулов была различна. В оазисе встречались аулы до 500 юрт и больше. На кочевьях, в песках аулы располагались вокруг колодцев (или колодца), в них жили небольшие родственные группы из 5—10 юрт (хозяйств). Один от другого аулы находились обычно далеко. Значительная часть населения не жила в аулах круглый год, наиболее зажиточные уходили весной со скотом в пески.
Постоянная угроза нападения заставляла туркмен строить глинобитные крепости — гала, приспособленные для обороны. Чаще всего поселение располагалось внутри крепости, иногда выходило за ее пределы, но усадьбы строились неподалеку от крепости с таким расчетом, чтобы в случае нападения неприятеля можно было быстро укрыться за ее стенами. Для наблюдения за безопасностью по краям крепости строились сторожевые двухэтажные башни, такие же башни были почти при каждой усадьбе — они служили местом укрытия членов семьи в периоды военной опасности. В нижний этаж башни входили через небольшую дверь. В верхнее помещение проникали изнутри через узкий лаз в потолке первого этажа или же по приставной лестнице через отверстие в наружной стене башни. Селения были довольно крупными, иногда в них проживало до 1000 семей, обычно представителей одного племени.

Типы жилья.
Жилые постройки сооружали из сырцового кирпича, реже строили глинобитные дома. В горных долинах северных склонов Копет-Дага крепости и большинство жилых построек были выстроены из камня и лишь небольшая часть домов из сырцового кирпича.
Каждая усадьба включала в себя и жилые и хозяйственные постройки, глинобитные или каркасные, перекрытые общей крышей. Дома в туркменских селениях, в общем типичные для Средней Азии, как правило, небольших размеров, с плоской крышей, часто с крытой верандой — эйван, выходящей на теневую сторону.
В доколониальный период почти все жилые помещения отапливались по-черному: посредине жилища устраивался очаг, дым выходил в отвер¬стие в крыше. С появлением в Туркмении русских распространились железные печи, которые ставили обычно в центре помещения; трубу выводили в дымовое отверстие в потолке, сделанном из досок или щепы, положенных на поперечные балки на расстоянии 40-60 см одна от другой.
Традиционная юрта легко устанавливалась заботливыми руками туркменских женщин и так же легко разбиралась, чтобы на спине верблюда отправиться на новое место вслед за своим хозяином. По этой причине юрту называли «дом на седле». Каркас юрты образуется деревянными жердями, опоясанными складными решетками, которые соединяются тонкими крепкими кожаными ремешками. Сверху юрта накрывается войлоком, а полом, куполом, стенами и мебелью для сна и хранения вещей служат ковры.
Земляной пол в юрте устилали войлоками - кече, а затем покрывали паласами и коврами. На стенах развешивали различной величины и формы ковровые вещевые сумки для чайной посуды, ложек, веретен и других мелких домашних вещей. Сразу же около двери, обычно справа от входа, на полу, расставляли медные или глиняные кувшины для воды, масла и других жидкостей, деревянные или медные блюда, чашки, самовар. Это было место для приготовления пищи. Место у стены, противоположной хозяйственной, называлось телэр, или йукери; оно служило для складывания мягких вещей - стеганых ватных одеял, подушек, ковров, войлоков. Здесь же помещались мешки с зерном и мукой, конская сбруя, стояла ручная мельница и развешивалось оружие. В глубине юрты, за очагом, справа стоял сундук и висела люлька - салланчак.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Традиционные занятия туркмен земледелие, кочевое скотоводство, кошмоваляние, шелкоткачество, ковроделие. Туркмены известны коневодством, особенно разведением ахалтекинцев. В результате упорного и кропотливого труда огузы-туркмены смогли вывести из диких, своевольных лошадей благородных, ни с кем не сравнимых по стати и красоте, ставших известными на весь мир коней-ахалтекинцев.
Условия кочевой жизни определили удивительное многообразие видов и форм ковровых изделий: халы - постилочный ковер, расстилаемый на полу юрты и перед ней в праздничные дни, очаг-баши (ожег-баши, ожек-баши) - маленький коврик П-образной формы, окружающий очаг, энси — занавес у входа в юрту, халык - украшение верхней части дверного проема, гермеч - завес порога, иолам — длинная ковровая лента, опоясывающая юрту по окружности внутри и снаружи, чувал, торба, мафрач - разнообразные мешки для одежды, утвари и посуды, намазлык — маленький коврик для совершения молитв, аятлык - ковер для погребения, асмалдык - парные пятиугольные ковровые украшения верблюжьих боков, ковровые попоны для лошадей и другие. Все это разнообразие имело не только утилитарную, но, что самое главное, социальную, сакральную и эстетическую функции. Ковры свидетельствовали о положении хозяина в социальной иерархии племени, узоры полос «иолам» и завесы входа издали рассказывали путникам, к кочевью какого племени они приближаются.

Национальная кухня.
Наиболее распространены мясной суп (чорба) с различными приправами, жареное мясо (говурма), плов, различные молочнокислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепешки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зеленый чай (гок чай).

Национальный костюм.
Национальной одеждой туркмен, причем и мужчин, и женщин, являются рубаха прямого покроя, халат, штаны и головной убор. Главным атрибутом одежды является халат.
Мужские халаты называются дон, шились распашными, но без застежки. Они попросту запахивались. В случае необходимости их подвязывали поясами из шерсти с кисточками на концах, но только тогда, когда их надевалось сразу несколько штук. Легкий халат пахтасыз или же стеганый дон не были очень широкими, а их длинные, зауженные книзу рукава собирались складками у локтей Папахи из бараньего меха считались основным головным убором у мужчин. Папаха предохраняла туркмен от капризов природы. Среди туркмен называется тельпек. По папахе можно было определить основную деятельность туркмен - скотоводство. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху, оскорбления нередко смывались кровью.
На ногах носили низкие туфли с загибающимся кверху носком, сыромятные поршни или сандалии, которые надевали на шерстяной чулок. У знатных туркмен были распространены сапоги из белой тонкой кожи на каблуке. Носили также мягкие сапоги с кожаными галошами – ковуш.
Туркменская национальная одежда женщин богаче и разнообразнее мужской. Женский костюм, как и мужской, состоит из рубахи прямого покроя (платья), штанов, халата и головного убора. Женская рубаха отличается от мужской лишь длиной, формой воротника и количеством вышитых украшений. Рубахи женщин большинства туркменских племен шились из красного, малинового или темно-бордового домотканого шелка. Пожилые женщины носили платья-рубахи темных тонов со скромной вышивкой.
Очень важной и обязательной частью повседневной уличной одежды замужних женщин были своеобразный наголовный халат – куртэ или чырпы. Благодаря своему специфическому назначению он меньше обычных халатов и имеет декоративные ложные рукава. Праздничные наголовные халаты почти целиком украшались богатым растительным орнаментом.
Головные уборы замужних женщин очень разнообразны. Наиболее широко распространен борик, по форме напоминающий усеченный конус, повернутый широким концом вверх. Он покрывался ярким наголовным платком с геометрическим разноцветным тканым узором по краям.
Национальный костюм туркменки нельзя представить без ювелирных украшений, служивших некогда своего рода амулетами, оберегающими от болезней и бесплодия. Особый интерес представляет небольшой серебряный купол – купбы – на девичью шапочку. От краев этого купола по всей тюбетейке разбегаются серебряные пластинки, заканчивающиеся бахромой подвесок. Девичий (тахья) и женский (борик) головные уборы дополняют множество пластин, подвесок, заколок.

Праздники и обряды.
В туркменский праздничный календарь входят следующие памятные даты:
- Новруз байрамы отмечается два дня – 21 и 22 марта. Праздник получил статус государственного в 1992 году. Считается, что в эти мартовские дни начинается новый сельскохозяйственный год,
- ежегодно в последнее воскресенье апреля отмечается День ахалтекинского скакуна — национального достояния и предмета гордости страны,
- 18 мая отмечается День возрождения, единства и поэзии Махтумкули Фраги,
- в последнее воскресенье мая отмечается национальный Праздник туркменского ковра,
- ежегодно во второе воскресенье августа бахчеводы и рыночные торговцы отмечают День туркменской дыни.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку