Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Узбеки

Узбеки В Самарской области проживает 13 048 человек (2021 год)

Самоназвание - узбек, озбак, устаревшее русское название – сарты.
Численность и расселение. Общая численность узбеков в мире – около 29 млн. человек. Являются основным и коренным населением Узбекистана (23,0 млн. человек), достаточно большое количество узбеков живут в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Киргизии, Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов живут в США, Турции, Украине, странах ЕС. Численность узбеков в Российской Федерации составляет 300 тыс. человек.
Антропологический тип. Узбеки - метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Среди современных узбеков преобладают памиро-ферганский тип европеоидной расы с примесью монголоидных элементов. В целом доля монголоидных элементов у узбеков выше по сравнению с таджиками, но лишь в отдельных группах монголоидный элемент становится если не господствующим, то по крайней мере численно равнозначным европеоидному.
Родной язык. Узбекский язык относится к карлукской подгруппе тюркской группы Алтайской языковой семьи.
Традиционная религия – ислам суннитского толка.
Этнические группы - кураминцы, мангиты, кунградцы, локайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и другие.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Узбекские купцы издавна приезжали в Самару по торговым делам. Однако вплоть до Второй мировой войны их число в Самарской области было незначительным, не превышающим нескольких десятков человек.
В голодные 20-е годы голодающие самарцы находили работу и пищу в Узбекистане. Самарский писатель А.С.Неверов написал повесть «Ташкент-город хлебный», где рассказывал о верности дружбе и товариществе, которые были характерны для простых людей - русских и узбеков.
В послевоенный период в связи с бурным развитием индустрии Самарского края сюда стали направляться трудовые ресурсы из различных регионов Советского Союза, в том числе из Узбекской республики.
В последние годы узбеки являются основной группой трудовых мигрантов – более 60 тыс. человек ежегодно приезжают на заработки в Самарскую область.

Типы поселений.
В конце XIX века старые узбекские города еще сохраняли средневековую планировку и представляли собой сложную сеть узких пыльных улиц и переулков, выходивших к крепости правителя или к площади-базару. Улицы делили город на кварталы, которые были его основными административными, территориальными и общественными единицами. Каждый квартал имел свою мечеть, состоявшее при ней духовенство зорко наблюдало за религиозно-нравственной жизнью его жителей. Квартал по существу являлся замкнутой соседской общиной, исторически сформировавшейся по территориально-родственному, этническому или профессиональному признаку. Главным местом общественной жизни в городе был базар, который в установленные дни притягивал к себе не только население ближайшей округи, но и жителей отдаленных кишлаков.
Старые узбекские поселения (кишлаки) обычно состояли из кривых и узких улиц, вдоль которых строились дома без окон, окруженные глинобитными стенами. Все окна, как жилых помещений, так и хозяйственных построек, выходили только во двор. Большие кишлаки, так же, как и города, разделялись на махалли (гузар, каум), объединенные вокруг одной мечети.

Типы жилья и его внутренней планировки.
Отдельные группы помимо зимних глиняных хижин, ставили во дворе юрту или шалаш как летнее жилище (капа). Некоторые же, осевшие в горных, прохладных районах (издавна воздвигали более крепкие постройки из камня, а также своеобразные юрты (ўтов).
В более обеспеченных узбекских семьях помещения в доме разделялись на две части – ичкари (внутренняя), для детей и женщин, и ташкари (мехмонхона), более красиво и богато обставленная часть для гостей. Планировка жилых домов большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван (навес), хозяйственное помещение и скотный двор, туалет во дворе.
Испокон веков основными стройматериалами служили глина (пахса), кирпич (сырой или жженый), глиняные катыши круглой или овальной формы (гувала), лес (в основном тополь и ива), для штукатурки – глина и солома. В прошлом из жженого кирпича строились, главным образом, медресе и мечети, бани и дворцы, дома для зажиточных людей и чиновников. Стены и крыши большинства построек покрывались штукатуркой из глины и соломы, а более богатые хозяева использовали алебастр, которым красочно орнаментировали стены домов. В начале прошлого столетия дома строились без фундамента, лишь в некоторых местах под фундамент использовали камни или жженый кирпич, а там, где были близки подпочвенные воды или солончак, под пахсовые стены стлали камыш или рогожу. Обычно пол жилых помещений был земляным, на уровне самого участка, утрамбованным или обмазанным глиной с соломой, а в отдельных, более обеспеченных семьях его покрывали жженым кирпичом.
Почти во всех двухрядных каркасных домах узбеков вдоль стен находились прямоугольные или аркообразные портальные ниши, в которых размещались различная домашняя утварь, посуда и постельные принадлежности.
В прошлом во многих узбекских домах средством отопления служил сандал, представляющий собой низкий квадратный столик, который ставился над небольшим углублением в земляном полу с горящими углями. Зимой сандал покрывали большим одеялом, а сверху – скатертью. Человек, усаживаясь за столик зимой, для согревания укрывал руки и ноги одеялом. Нередко члены семьи ложились спать вокруг сандала, также укрываясь одеялом.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Основой хозяйства узбеков, оседло живших на орошаемых землях, издревле было земледелие. Узбекские крестьяне - дехкане выращивали пшеницу и ячмень, рис, просо, сорго (джугару), бобовые и масличные культуры, лен и хлопчатник, занимались бахчеводством, садоводством и виноградарством. Из зерновых особо ценным считался рис. Его выращивали на заливных полях, террасах, в районах, где имелось достаточное количество воды.
До середины XIX века зерновые культуры были основными на орошаемых землях, с этого времени их посевы стали сокращаться и к концу столетия основной культурой в земледелии узбеков стал хлопчатник. Расширение посевов хлопчатника было связано с увеличением спроса на него на мировом рынке и освоением новых высокопродуктивных сортов.
У тех групп узбеков, которые жили на границе оазисов и степи или степных и полустепных районов, ведущей отраслью хозяйства являлось скотоводство. Его основным направлением было овцеводство.
Переработка продукции, получаемой от земледелия и скотоводства, частично производилась в крестьянском хозяйстве и занимались этим обычно женщины. Они изготовляли хлопковую, шерстяную и шелковую пряжу, ткали простые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры и паласы, валяли войлоки и т.п.
Для городского ремесла были характерны чрезвычайная дробность специализации и высокий уровень мастерства, что обеспечивало добротность продукции, а в ряде отраслей и ее большие художественные достоинства. В городском ремесле металлургия была представлена корпорациями кузнецов, литейщиков чугуна, медников, литейщиков бронзы, ювелиров, оружейников, ножовщиков, жестянщиков и др.; производство тканей - корпорациями, которые специализировались на подготовке сырья (шелкомотальщики), изготовлении различных видов ткани (хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые, бархат) и ее дополнительной отделке (красильщики, синильщики, отбеливатели, набойщики, лощильщики и др.); деревообработка - корпорациями плотников, токарей, столяров - специалистов по изготовлению арб, деревянных деталей юрт и домов, дверей, седел, ткацких и прядильных станков, гребней и т.д. Существовали специализированные корпорации гончаров, кожевников, портных, сапожников, хлебопекарей и кондитеров.

Национальная кухня.
Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Лапша, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири) приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т.д.). Разнообразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т.д. Мясо - баранина, говядина, мясо птиц, реже конина. Излюбленное блюдо - плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный напиток - чай, чаще зелёный.

Национальный костюм.
Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX - начала XX века распространилась верхняя одежда в талию - камзол. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин - платки. Выходя из дома, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку - паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса - чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы. Традиционная обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.

Праздники и обряды.
Самобытная культура народов Узбекистана сформировалась на заре цивилизации, уже в IV веке до н. э. Соблюдение обычаев и традиций всегда было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. Это обусловлено тем, что самосознание и самоуважение среди народов Центральной Азии прививается исламом.
21 марта отмечается Навруз - древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад, который продолжается еще 13 праздничных дней, когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых. Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство - сумаляк. Готовят сумаляк по-особому, это настоящий ритуал, участие в котором принимают только женщины. Сумаляк готовится долго, в течение целых суток. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле проросшие зерна пшеницы, которые, благодаря их стараниям, постепенно превращаются в густую тягучую коричневую массу. Во время этого действа женщины напевают народные песни о весне, о празднике Навруз. Во время помешивания в котле раздаются интересные звуки - это ударяются друг о друга небольшие камешки или орехи, которые, хорошенько вымытые, специально кладут на дно котла в самом начале приготовления сумаляка. Это нужно для того, чтобы сумаляк не пригорал во время приготовления. Ну, а если такой камешек или орех окажется в вашей пиале с сумаляком - радуйтесь, весь год будет для вас удачным и счастливым.
Узбеки отмечают как государственные праздники Узбекистана, так и мусульманские.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку