Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Новости

10.09.2022

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, традиций и обрядов, поведать многое о культуре своего народа.

У каждого этноса – неисчислимое множество проникновенных музыкальных произведений, отличающихся богатством содержания, разнообразием жанров и художественных образов. Каждый народ выработал характерные лады, ритмику, строение мелодии, создал самобытные музыкальные инструменты. Песенное и инструментальное творчество, как и музыкальные инструменты, веками совершенствовали народные певцы и музыканты – русские скоморохи, украинские кобзари и бандуристы, армянские ашуги, казахские и киргизские акыны, туркменские бахши и т.д.

Музыкальный инструментарий народов Самарской области разнообразен: он включает в себя и образцы простейших инструментов, изготовленных из камня, кусочка бересты, тростника или из древесного листа, и очень сложные в конструктивном отношении инструменты. Среди них мы находим представителей почти всех существующих типов музыкальных инструментов: разного рода продольные и поперечные флейты; духовые инструменты с одинарной и двойной тростью; деревянные, металлические, костяные трубы и рога; щипковые, смычковые и ударные струнные инструменты; бубны, литавры, односторонние и двухсторонние барабаны; разного устройства самозвучащие инструменты и, наконец, язычковые пневматические – гармоники всевозможных систем.

В современной музыке народные инструменты продолжают звучать в творчестве самодеятельных коллективов, а также профессиональных оркестров и фолк-исполнители.

 

Балалайка

 

Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, ставший одним из музыкальных символов русского народа.

Балалайка известна с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствована В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Длина балалаек различна: от 600—700 мм (прима) до 1,7 метров (субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (а в XVIII—XIX веках и овальным) деревянным корпусом.

Корпус склеен из отдельных 6-7 сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 врезанных ладов).

Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Любопытно само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

 

Гармонь-тальянка

 

Гармонь-тальянка (тальян-гармун) - татарский ручной клавишно-пневматический музыкальный инструмент.

В разные времена в татарском народе имелись в обиходе самые различные по конструкции музыкальные инструменты этого типа – «саратовские гармони» с колокольчиками, «двухрядки» русского строя, «двухрядки-хромки», «однорядки» русского строя и т. д. Самой популярной среди них является «однорядка-тальянка» («тальян гармун») с диатоническим звукорядом и с удвоенным или утроенным звучанием в октаву.

Тальян гармун в татарский музыкальный быт вошла во второй половине XIX века. В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно. В каждом селе находился свой гармонист. Но и сейчас жизнь ее продолжается и в быту, и в самодеятельных ансамблях, и в оркестрах народных инструментов.

Производство гармоник значительное развитие получило в Туле и, что особенно важно для Среднего Поволжья, в Вятке. Уже в 60-х годах XIX в. гармоника становится существенным атрибутом музыкального быта татарской деревни. Но поистине национальным инструментом татарской деревни гармоника становится лишь в начале XX века и особенно в 20-е годы.

Тальян-гармун состоит из двух полукорпусов - правого и левого, соединенных меховой камерой. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки извлекается не один звук, а целый аккорд. Это делает более легким исполнение простых музыкальных произведений. На правой клавиатуре играется мелодия. При растяжении (сжатии) меха создается разница давлений внутри и вне корпуса инструмента, что при открытом клапане (нажатой кнопке) приводит к движению воздуха через соответствующую голосовую планку и возбуждению в ее проеме язычка (голоса).

 

Гопуз

 

Гопуз (варган) — туркменский народный музыкальный инструмент.

В переводе с древнетюркского языка, слово «гоп» означает — высокий, возвышенный, а «уз» — голос. В целом, смысл слова понимается как «волшебное музыкальное звучание».

Когда и где начинается история гопуза – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем гопуза могла быть простая щепка.

Туркменский гопуз - струнный щипковый инструмент, оснащенный вибрирующим при игре язычком. Музыкант придерживает инструмент губами и одновременно манипулируя языком. Туркменский гопуз является девичьим инструментом для исполнения пьес подражательного характера. Известен также под названием варган.

Конструкция гопуза очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция гопуза может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины. Дугообразные гопузы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце. Пластинчатые гопузы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

Гопуз обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

 

Дала-фандыр

 

Дала-фандыр (осет. Дала фæндыр) — осетинский народный музыкальный инструмент семейства щипковых.

Инструмент дала-фандыр до 750 мм в длину, двух или трёхструнный. Головка, гриф и корпус изготовляются из цельного куска дерева. Корпус (то есть ящик) выдолблен. Сверху он покрыт тонкой пластинкой (верхняя дека). Материалом для изготовления является любая древесина твердой породы (клён, груша), но верхняя дека выполняется всегда из древесины мягкой породы (хвойные), так как она более звучна и способствует формированию хорошего звука и легче поддаётся обработке. Верхняя дека крепится к корпусу, но сначала недалеко от предполагаемого места расположения «кобылки» — по обеим сторонам от центра деки — прорезаются два небольших резонаторных отверстия. Их форма бывает различной (два «полумесяца», обращённые друг к другу и т. п.). Но встречаются инструменты и с одним резонаторным отверстием, расположенным в центре деки и обращённым к «кобылке».

От головки к нижней кнопке через гриф и кобылку натягивают струны. Традиционно струны изготавливались из конского волоса. Появление жильных струн явление более позднего периода. Каждая струна инструмента, в зависимости от её назначения состоит из разного количества волосин в ней. Это количество волосин в каждой из трёх струн (у трёхструнного инструмента) колеблется в пределах между 7-8 в самой толстой струне, 5-7 в средней и 4-5 в самой тонкой струне, то есть с разницей в несколько волосин между струнами.

Звуки на инструменте извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щёлканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

Дала-фандыр является «сольно-сопровождающим» инструментом: отдельно сольный инструмент и отдельно сопровождающий (аккомпанирующий), а также сольно-сопровождающий во время сопровождения танца, где инструмент выступает как солирующий и аккомпанирующий одновременно. Чаще всего дала-фандыр сопровождал пение и танцы. На нём так же исполнялись соло и песенные мелодии. Под его аккомпанемент пелись лирические, бытовые песни, песни, сопровождавшие танцы и т. д.

 

ДАФ

 

Даф -  узбекский народный ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна. История дафа насчитывает более пяти тысячелетий и это один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму.

Даф представляет собой деревянный обод шириной 5 – 7 см и диаметром около 50 – 55 см, с натянутой на него кожей (коровы, барана, козла). В современных условиях мембрана также делается из пластика, чтобы предотвратить увлажнение. К ободу иногда прикрепляются 60-70 медных или металлических колец, «тарелочек» (пластинок) или колокольчиков, которые при исполнении создают звенящий звук.

Исполнитель дафа, держа его обеими руками, играет на нём, также, как и много лет назад, пальцами, применяя местами приём шлёпка, иногда подбрасывая или резко опрокидывая, что позволяет создавать многообразные звуковые оттенки: от глухого шуршания до мощного треска и звона. Часто даф держится на уровне плеч, но во время игры нарастающий интенсивный ритм естественным образом заставляет инструмент и верхнюю часть тела мастера приходить в движение.

Сначала кажется, что игра на дафе не представляет трудности, однако это не так. Даф может воспроизводить очень сложные и интенсивные ритмы. Мелодии, достигаемые ударами пальцев, отличаются по глубине и тональности. Звуки дафа очень отчетливо слышны среди других музыкальных инструментов. В руках настоящего мастера один такой барабан может звучать как маленький оркестр.

С 20-х гг. 19 в. даф применяется в симфоническом и духовом оркестрах, при исполнении классической и популярной музыки. Даф больше подходит для игры в помещении, а также для сопровождения певцов и исполнителей на скрипке, уде, сазе и других восточных инструментах.

 

Дечиг Пондар

 

Дечиг по́ндар (по́ндур) — древний национальный инструмент чеченцев.

Пондар – один из самых древних национальных инструментов чеченцев. Об этом свидетельствуют его изображения, высеченные на камнях, которых нашли при раскопках в исторической местности, где располагалось царство древнего Урарту.

Звук дечиг пондара имеет мягкий тембр шелестящего характера.

Этимология названия имеет перевод с чеченского «Пхон» и «Дар», что дословно — «Жил Действие», соответствующее устройству инструмента — искусственно высушенные жилы на смычке деревянного корпуса.

Инструмент имеет деревянный, выдолбленный из одного куска дерева корпус удлинённой формы с плоской верхней и изогнутой нижней декой, и традиционно изготавливался из орехового дерева. Гриф пондара имеет лады, порожками ладов на старинных инструментах служили верёвочные или жильные поперечные перевязы на грифе. Струны состояли из искусно высушенных жил животных, что отразилось в его названии — от слов «пхан» — жильный/жил и «дар» — действие, то есть, изготовленный из жилы. По размерам пондар бывает от 750 до 900 мм.

Старинный пондар, сохранив свою форму, был усовершенствован в середине прошлого века. В частности, для усиления его звука стали применять медиаторы, и в оркестре пондар смог участвовать как пикколо, прима, альт, тенор и бас.

 

ДОЙРА

 

Дойра – таджикский народный ударный музыкальный инструмент.

Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм.

Перед игрой дойру нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий.

К основному звуку присоединяется звон металлических подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамических оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на дойре разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях.

Репертуар дойры составляют разнообразные ритмические фигуры - усули. Дойра используется при исполнении макомов, мугамов. В настоящее время дойра часто входит в состав народных, а иногда и симфонических оркестров.

 

Домбра

Домбра (она же Домбыра) – это национальный казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент.

Существует множество свидетельств о том, что данный музыкальный инструмент появился более 4-х тысячелетий назад. Об этом говорят наскальные рисунки, которые были обнаружены на плато Майтобе. Обнаружил эти изображения профессор Акитаев с исследователями. На древнем рисунке была изображена группа пляшущих человечков, в руках которых был предмет, обладающий множеством сходных с домброй черт. По мнению археологов, этот рисунок датируется таким периодом, как неолит.

Кроме того, во время раскопок старинного Хорезма исследователи отыскали фигурки в виде музыкантов, которые играли на щипковых инструментах. Данные музыкальные инструменты обладают большим количеством типологических сходств с домброй казахов. Учёные говорят о том, что именно такой инструмент был популярен у кочевников, живших на территории всего Казахстана.

Домбра – любимый музыкальный инструмент казахов, ведь он, находясь в умелых руках, способен передать любое состояние души – и радость, и грусть, и тоску. Звучание домбры отличается своей певучестью, бархатистостью и ритмичностью.

Домбра получила широкое распространение в качестве аккомпанирующего, сольного, а также основного инструмента в казахской и ногайской музыке. Инструмент в последнее время претерпел значительные изменения: появились оркестровые разновидности домбры, увеличилась громкость, расширился диапазон звучания – появились домбры высокого и низкого регистров. Инструмент из-за своего необычного тембра и яркой этнической выраженности часто используется в современной популярной музыке.

Современная домбра имеет грушевидный корпус и гриф с 19 ладами. Несмотря на то, что инструмент имеет всего две струны, музыкальный диапазон ее составляет две полных октавы (от Ре малой октавы до Ре второй октавы). Традиционно струны, использовавшиеся на домбре, были жильные, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески.

 

Дудук

 

Дудук – армянский народный язычковый инструмент. Известен так же как циранапох (арм. ծիրանափող), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева».

Когда появился дудук, и кто первым вырезал инструмент из абрикосового дерева, сейчас точно сказать никто не может. Но то, что он существует с давних времен, с этим никто не спорит. Еще в древних рукописях государства Урарту, историки нашли сведения об инструменте чрезвычайно похожим на дудук. Затем инструмент вновь косвенно упоминается в старинных источниках первого тысячелетия до Рождества Христова, времен царствования правителя Тиграна Великого. И лишь армянский историк Мовсес Хоренаци, живший в V веке нашей эры, дает более достоверные сведения об инструменте, называя его «циранапохом», то есть трубкой из абрикосового дерева.

Инструмент дудук и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих веков она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и другое.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Дудук представляет собой трубку с девятью отверстиями – восьмью сверху и одним снизу, и съёмного двойного язычка (трости), то есть выглядит музыкальный инструмент дудук как флейта. Трубка традиционно изготавливается из абрикосового дерева.

B 1920—1930-x годах дудук был усовершенствован B. Г. Буни, который, сохранив в основном тип народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Последний из них, более низкого, баритонового регистра получил название по имени конструктора — «бунифон». Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. Длина двойного язычка, известного также как «ехе́г» (арм. եղեգ), обычно равна 9 – 14 см.

 

ЖАЛЕЙКА

 

Жалейка (пищик, брёлка) – старинный белорусский народный духовой музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Звук жалейки резкий, гнусавый.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» - поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

 Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнем памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Жалейка широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки – нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона (он звучит на одной высоте). Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки (деревянной или эбонитовой), мундштука с одинарным язычком – пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб – резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки.

Жалейка бывает двух разновидностей – одинарная и двойная (двухствольчатая) парная.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.     Диапазон инструмента – одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический.

    По диапазону жалейки бывают:

а) пикколо -  от нот II октавы «соль», «ми», «до»;

б) сопрановые – от нот I октавы «ля», «соль»;

в) альтовые -  от нот I октавы «фа», «ми», «ре», «до»;

г) басовые – от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»;

д) парные или двойные сопрановые – от ноты «ля» и ноты «соль» I октавы.

Двойная (двухствольчатая) или парная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.

 Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные – в южных.

 

ЗУРНА

 

Зурна (от перс. sur - пир, и nai – флейта) – дагестанский народный язычковый духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Изготавливался из дерева.

Зурна вытачивается из древесины абрикосаореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм. На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.

Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.

Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить ещё на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр». Тембр яркий и пронзительный.

В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа зурна», «шехаби зурна».

Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи́ (слово не склоняется). Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи — уста́ играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте — дхоленагаре или доли. Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднеств на открытом воздухе. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов.

 

КАНТЕЛЕ

 

Кантеле (карел. и фин. kantele– карело-финский народный щипковый музыкальный инструмент, ближайший родственник гуслей. Встречается у народов финно-угорской группы: карелов, вепсов, ингерманландцов, ижорцев.

Относится к семейству цитр. Состоит из: подставки, струн, розетки (круглого отверстия в верхней части инструмента), настроечной колки и резонирующей деки.

Старое кантеле имело пять жильных или из конского волоса струн. Короб был цельно выдолбленным из ольхи или березы. Постепенно инструмент развивался. Взамен жильным пришли металлические струны. Сам корпус начали изготавливать из еловой доски. Количество струн увеличилось до 16 с диатоническим строем и 32 с хроматическим.

Отличается от других сородичей очень компактными размерами, что удобно для перевозки. Толщина до 10 см, а длина около 80 см.

При игре держат на коленях в горизонтальном положении. Иногда для удобства слегка наклоняют. Играют пятью пальцами двух рук: указательным и средним левой руки и большим, указательным, средним правой. Если кантеле имеет пять струн, то за каждой струной закрепляется палец. Струны задевают ногтями или подушечками пальцев.

В настоящее время практикуется прием бряцанья, используется при аккомпанементе какому-либо другому музыкальному инструменту. Не требует такой тренировки исполнения и легче в освоении.

Существует два вида:

Хроматические — используют для игры классической музыки. Самые усовершенствованные. Есть несколько разновидностей:

кантеле-бас

кантеле-прима

кантеле-альт

кантеле-пикколо.

Диатонические — предназначены для исполнения народных мотивов, героических сказаний и песен. Не существует ограничений в выборе жанра: джаз, рок, металл. Все будет звучать чудесно и неподражаемо на кантеле.

 

Кантеле используют в оркестрах, а также для сольного исполнения. Часто применяется в аранжировках и саундтреках для фильмов. Современные музыкальные группы применяют его как инструмент с уникальным неподражаемым звучанием, служащий дополнением или фоном основному звуковому ряду.

В музыкальных школах Карелии и Финляндии существуют отдельные классы для изучения игры на кантеле. Под его звуки ставят народные танцы, проводят фестивали.

 

Курай

 

Кура́й (башк. ҡурай) – башкирский духовой музыкальный инструмент.

Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского).

Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С.Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий».

Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. На нем исполняются плясовые наигрыши и марши, программно-изобразительные пьесы, звукоподражательные мелодии и инструментальные варианты протяжных песен oзoн кой. Традиции исполнительства на курае наиболее ярко представлены в южном и юго-восточном районах Башкортостана, где они развивались на протяжении веков. Сейчас в республике повсеместно создаются ансамбли кураистов.

Основная и традиционная особенность игры на курае, это умение играть грудным голосом. Легкий свист «прощается» только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь.

Классический курай изготавливается из срезанного и высушенного стебля уральского реброплодника, имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

 

НАГАРА

 

Нагара (от араб. «постукивать», «поколачивать) – старинный азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Он впервые упоминается в эпосе «Деде Горгуд» (VII век н.э.)   и очень часто в произведениях Низами Гянджеви.  «Грохочет барабан (нагара), но посмотри, сколь важен с виду – пусто, зато внутри» («Семь красавиц»). 

Корпус нагары деревянный, а мембрана кожаная, натягивается веревочками, продетыми через металлические кольца.   При игре на нем вместо палочек иногда ударяют просто руками. Крючковатая палочка с помощью ремешка надевается на правую кисть, а прямая палочка с ремешком – на палец левой руки. Азербайджанская нагара, в зависимости от размеров, подразделяется на кьос нагарабала нагара (или чюре нагара) и кичик нагара (малый нагара), то есть большой, средний и малый барабан. Существует «нагара» в виде цилиндра (подмышечный) и котловидной формы. Диаметр барабана среднего размера — 330-360 мм. На большом барабане играют большими палочками, в то время как на среднем и малом барабанах играют либо палочками, либо руками.

Барабан используется и как сольный инструмент, и как аккомпаниатор. В различных ансамблях употребляется в качестве ритмического инструмента, особенно с зурнамибалабанами. Игра на нагаре отличается большим ритмическим и динамическим разнообразием, часто сопровождает танцы «Яллы», «Джанги» и другие ритмичные композиции. Она используется в традиционных фольклорных обрядах и народных театрализованных играх. В настоящее время нагара в качестве ведущего инструмента играет большую роль в составе ансамблей и оркестров народных инструментов.

 

Нудей

 

Нудей, Нюди, (от мокш. нюди, эрз. нудей — тростник) — традиционный мокшанский и эрзянский народный духовой музыкальный инструмент с двумя игровыми трубками.

В традиционной мордовской поэзии нудей — символ грусти. Существовал обычай играть на нудее плачевные напевы на кладбище. Если в семье были музыкальные инструменты и в роду кто-то умел играть на них, то это указывало на определенный сословный уровень.

Нудей представляет собой двойной кларнет из скрепленных полых тростниковых трубок длиной от 170 до 200 мм. На одной трубке три, на другой – шесть игровых отверстий, на конце трубок делался надрез примерно в 20 мм – язычок (кель, морамо кель), который служил вибратором – источником звука. Неигровые концы трубок монтировались либо в свернутую конусообразно берёсту, либо в коровий рог, который иногда обматывался берёстой. Голосовая партия каждой трубки нудей имела свое традиционное наименование. Партия трубки, на которой исполнялся мелодический голос (напев песни или мелодия инструментального наигрыша), называлась «морамо вайгель» (дословно – «голос для пения») и «мора вайгяль» (дословно – «голос песни»), а также «вяри вайгель» («верхний голос»). Партия трубки, на которой исполнялся нижний бурдонирующий голос, именовалась «алу вайгяль» («нижний голос»). Характерно, что все эти наименования голосов относятся не только к голосовым партиям на нудее и волынке, но и к вокальным голосовым партиям традиционного стиля мордовской трехголосной полифонии.

Нудей один из древнейших мордовских народных музыкальных инструментов. Наряду с волынкой, мордовскими смычковыми инструментами гарзе, кайга и флейтой вешкема занимал одно из основных мест в инструментарии мордвы. Использовался как сольно, так и в ансамбле – как ведущий инструмент.

 

ПАНДУРИ

 

Пандури - традиционный грузинский народный трёхструнный музыкальный инструмент, который распространён во всех уголках восточной Грузии. Пандури основной инструмент для аккомпанемента. В сопровождении пандури исполнялись сольные песни, стихи, воспевающие героев. В Грузии существует два вида этого инструмента: один из них само "пандури", а другая "чонгури".

Пандури состоит из следующих основных частей: корпус, шея и дополнительные части. Корпус состоит из углублённой (брюшной) полости и верхней декой; шея - из головки и доски для приложения пальцев. Дополнительными частями являются: заклёпки, ярмо, лади (деления), скоба (джора, мостик с тремя насечками) и петля.

Чаше всего, пандури вырезан из целого дерева, а иногда корпус инструмента построен путем присоединения тонких деревянных пластинок. Корпус (брюшная полость) у пандури различных уголков имеют разную форму. Брюшная полость у хевсурской пандури имеет форму "весла" и массивен, а пандури других уголков имеют овальную форму (похожую на лодку или грушу). На верхней деке кругообразно или овально сделаны маленькие отверстия. Отверстии у хевсурской пандури больше, чем у других пандури. Головка шей немножко отклонена назад или имеет форму морской ракушки. На ней сделаны четыре отверстия, три для заклёпок струнок и одна для ремня, чтобы вешать инструмент на стене. Все части пандури сделаны из той же самой деревянного материала, но в регионе хевсурети (северо-восточная часть Грузии) люди предпочитают сделать верхную деку из различного деревянного материала (в частности из сосны или ели). Каждая струна пандури имеет диатонический диапазон. Хевсурский пандури имеет диапазон сексты, а пандури других уголков октаву или нону.

До недавнего времени, существовали два типа пандури - "пандури" с тремя и с семью ладами (деления). В 1934 году, после сложных математических вычислении, известный Грузинский искусствовед Кирил Вашакидзе представил новый, совершенный вариант этого музыкального инструмента. Он исследовал (народный) пандури с 6 делениями и добавил бемоль и диез полутоны к инструменту, создав "пандури прима" (классический) и "пандури тенор" с 12 делениями (лади), которые представляют современную вид этого инструмента. Именно это обстоятельство дало возможность грузинским народным музыкантам исполнять на пандури не только мелодии для аккомпанемента, но и сольные мелодии.

Пандури обязательно сопровождал народных песенников и стихотворцев. Хорошо игравший на пандури человек был известен и многоуважаем в горах. Без него не обходился никакое веселье. Именно поэтому, эти инструменты сохранились до сегодняшнего дня. Пандури на протяжении веков сопровождает грузинский народ и сегодня также занимает одно из почетных мест в ежедневной жизни.

 

Параппан

 

Параппан – чувашский ударный мембранный народный музыкальный инструмент, барабан.

В глубокой древности он использовался во время ритуальных праздников и как сигнальный инструмент. Ни одно свадебное действо не обходилось без использования нескольких параппанов. По одной традиции параппаном сопровождали свадебные песни. Часто такой инструмент даже специально изготавливали к свадьбе. Его называли туй-параппан, то есть, свадебный барабан. Согласно другой традиции: на параппане могли одновременно играть несколько человек. Из параппанов часто складывались целые ансамбли.

Цилиндрический корпус параппана обычно изготавливается из долбленой древесины и украшается цветными узорами в национальном стиле. На открытые края выдолбленного деревянного корпуса в форме цилиндра (высотой 20–25 см, диаметром 40–50 см) при помощи деревянных обручей с обеих сторон натягивается собачья, баранья или лошадиная кожа. При игре вешается на верёвке через плечо. Играют на параппане двумя колотушками. Формой они напоминают кегли и называются «токмак». По традиции перед игрой, для настраивания, кожу инструмента обрызгивали пивом. Звучание получалось сильное, глубокое, и вместе с тем мягкое, нерезкое.

 

СВЫРИЛЬ

 

 

Свыриль – старинный украинский народный духовой инструмент, тип флейты Пана.

Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузиныивы

черемухи. Сердцевина эта вывёртывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискосок. Близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камышадягилятростника или другого пустотелого материала. Современные свырили имеют стволы со свистковыми устройствами.

Свыриль состоит из 11-17 тростниковых или деревянных стволов одинакового диаметра, но различной длины. Звукоряд диатонический, тембр свистящий.

Нотация свырилей производится ниже их реального звучания: свирели в строе Ре — на октаву, в строе До — на малую септиму, Ля — на чистую квинту.

Издавна на свырыли исполняли соло – импровизационные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии. Сегодня свыриль часто используют в инструментальных ансамблях и оркестрах народных инструментов.

 

Скрипка

 

Скрипка – немецкий народный струнный смычковый музыкальный инструмент.

Происхождение скрипки точно не установлено, хотя известно, что еще в XIV в. на землях Германии и Польши, западной Украины, Белоруссии, бытовали смычковые инструменты, обладавшие многими признаками скрипки. Благодаря особым выразительным возможностям и качествам звука, скрипка стала ведущим инструментом в Европе, вызвав к жизни новые инструментальные жанры.

Скрипка, как народный немецкий инструмент, до конца XVI века была распространена лишь в низших слоях общества — у крестьян, у простых людей города. На скрипках широко исполнялись народные песни и танцы. Отличительной чертой немецких скрипачей было сочетание мелодической трактовки инструмента с многоголосной игрой не только с помощью открытых струн (бурдонов), но и с использованием довольно сложных сочетаний двойных нот и аккордов, перестройкой инструмента (скордатурой), с использованием высоких регистров, ударных и прыгающих штрихов и т.д.

В высшем обществе в XVI веке скрипки считались вульгарным инструментом, их звук воспринимался как острый и грубый, пригодный лишь для уличного музицирования. Однако позднее отношение к инструменту поменялось.

Звук скрипки часто сравнивают с человеческим голосом, такое сильное эмоциональное воздействие она имеет на слушателей. Её отличают выразительность, теплота и нежность тембра, а также певучесть звучания.

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны. Для задней части скрипки, называемой нижней декой, используют цельный, либо склеенный кусок древесины, чаще всего из дерева клёна.

Верхняя дека изготавливается из резонансной ели – материала, который лучше всего проводит вибрации струн корпусу. Скрипка имеет 4 струны, настроенные по квинтам. Раньше их изготавливали из натуральных жил, сегодня же их обычно делают из высокоуглеродистой стали или синтетических материалов. Размер полной скрипки составляет 60 см, вес ― 300‒400 граммов, хотя бывают и скрипки меньших размеров.

 

ТАМБУРИН

 

Тамбурин (топ) - старинный еврейский музыкальный инструмент семейства ударных. Его ближайшие родственники - барабан и бубен.

Тамбурин имеет древнюю историю, по праву считают предком бубна. Упоминания о инструменте можно встретить в нескольких главах Библии. 

Тамбурин — это своего рода небольшой барабан, только длиннее и уже. Для изготовления применяли телячью кожу, в современном варианте пластмассу. Рабочая поверхность тамбурина называется перепонкой, натянута на обод. Между ободом и перепонкой размещены диски, сделанные из металла. Диски при небольшом встряхивании начинают звенеть в зависимости от того, как наносить удар по краю инструмента, чем ближе, тем резче, чем дальше, тем глуше.

Тамбурины имеют разные размеры, но это как правило, компактный инструмент. Диаметром не более 30 см. Форма у инструмента бывает разной. Чаще всего круглой. Иногда изготавливают полукруглые, в форме треугольника. В наши дни есть даже в форме звезды.

Существует множество способов игры на тамбурине. Он может удерживаться в руке или устанавливаться на стенде. Можно играть с помощью руки, палки или ударять тамбурином по ноге или бедру. Способы тоже разные: от поглаживания до резких ударов.

Тамбурин применяется в разных стилях: поп-музыка, рок, этническая музыка. Кроме этого, барабанщики активно используют тамбурины в современных ударных установках.

 

ТЕМИР КОМУЗ

 

Темир ооз комуз (сокращенно — темир комуз или ооз комуз, от «темир» — «железный» и «ооз» — «рот») – киргизский народный щипковый    язычковый музыкальный инструмент.

Материалом для него служат железо, латунь, бронза или медь (жез комуз). Составными частями инструмента являются чаша (по-кыргызски — чара), примыкающая к ней двухколышковая конусообразная вилка (жаак) и тонкий упругий стальной язычок-пластинка (тил), один конец которого припаян к нижней части чаши, а другой сгибается перпендикулярно, под прямым углом. Длина инструмента – 6-7 см.

Исполнителей на этом инструменте называют темир комузчу или ооз комузчу. Традиционными исполнителями на темир комузе были женщины и дети, но с 30-х годов XX в. на нем стали играть и мужчины.

Тембр инструмента мягкий, серебристый, с воздушным, флажолетным оттенком.

Темир комуз — один из древнейших инструментов. Он известен во всех регионах республики. Имеет многочисленных «родственников» (около 800 названий) в других регионах мира.

Игра на темир комузе — перебор обертонов в спектре возбуждаемого пальцем язычка — регулируется изменениями формы и объема резонирующей полости рта, куда помещен зажатый в зубах инструмент. Каждому звуку соответствует отдельная позиция исполнительского аппарата, включающего губы, рот, гортань и легкие. Поэтому нередко в звуках темир комуза слышатся фонемы кыргызского языка.

Прием pizzicato (защипывание язычка) выполняется обычно указательным пальцем правой руки, реже средним или большим. При этом исполнитель может производить рукой эффектные пассы — фигурные движения, рассчитанные на зрелищные впечатления слушателей.

В технологии звукоизвлечения на темир комузе меняются, перемещаются резонансные зоны-форманты, регулируемые объемом полости рта. Благодаря этому из ряда обертонов, из неподвижной спектральной решетки выхватываются поочередно отдельные слагаемые. Каким бы, однако, затейливым наигрыш ни был, в звучании темир комуза слышится что-то первозданное, фундаментальное, ибо статичны бурдонный звук и весь подчиненный ему обертоновый ряд. В этом необычном распределении ролей мобильного и стабильного между генератором колебаний и резонатором заключено для восприятия и нечто большее — особый тип звукосозерцания и мироощущения, связанный с представлениями о Востоке, о медитации, с иллюзиями остановившегося времени, с образами природы и вечности.

Основной тон инструмента определяется толщиной, длиной и шириной стального язычка. Партия темир комуза нотируется октавой ниже реального звучания. Общий звуковой диапазон — дуодецима, рабочий диапазон — октава.


Возврат к списку