- Новости
Новости
Единого стиля традиционного самарского костюма не было. В наш край приезжали выходцы из разных губерний. В каждой – свои традиции.
- В Успенке, откуда родом мои прабабушки, скорее всего, жили переселенцы из Тульского края и Кубани, - предполагает Татьяна Дейс. – Я могу судить об этом по расположению печек, построек во дворе, входа в дом. Суходол, где я выросла, совсем рядом. Помню, чуть ли не в каждой избе там хранились вышивки. И в них были черты кубанской культуры. Вообще, женские и мужские костюмы, которые носили в губернии в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, отражали веяния моды того времени. Но в каждом городе и селе были свои особенности. В некоторых районах, например, нижние юбки у женщин были в клеточку, это считалось каким-то шиком. В Самаре модники любили отделывать одежду бархатом. Не зря город считался купеческим. Но бархат использовали и в крестьянских костюмах. Подбивали им одежду, шили из него жакеты, пришивали бархатные тесемочки.
Единого стиля создания игровых кукол, как и костюмов, в Поволжье не было. В каждом селе – свои традиции. Во многих, например, голову и туловище куклы набивали золой. Могли их сделать также из ваты, ветоши, шерсти, опилок, вычеса льна, разных тряпочек. В дело шло всё что угодно. Роднит кукол главное: в старину эти рукотворные создания помогали сельским девочкам постичь житейские премудрости и подготовиться к взрослой жизни.
Недавно Татьяна Дейс получила специальность культуролога. Она изучает историю и традиции народных костюмов, виды тканей прошлых столетий, способы их обработки и отделки, социальный статус одежды. С этим связан и ее интерес к традиционным куклам. Ведь их одежда, как правило, копировала народные костюмы.
Татьяна собрала небольшую коллекцию старинных игровых кукол. И создает свои. Особенно ей нравится делать сшивные куклы. Они получаются мягкие, приятные на ощупь. Способы изготовления – традиционные. Мешочек, из которого мастерица создает куклу, она наполняет ветошью, льном, ватой, синтепоном, опилками, иногда травками. Но могут быть и необычные технологии. Так, вместе со своей коллегой Татьяна создала «мордовскую невесту» с ручками и ножками из кленовых веточек.
В ее авторской коллекции – куклы, во многом близкие к народным. И в то же время они самобытны. В каждой – неповторимый образ, в котором отражается «почерк» мастерицы. Есть в этой коллекции кукла Мотя и Символ Материнства, Пасхальный зайчик и Травница, Берегини дома и Званка Желанка, Денежная Кубышка и Бабки с Дедками. Сейчас мастерица задумала создать серию самарских «Татьянок». Возможно, эти образы будут связаны с жигулевскими легендами.
Татьяна преподает технологию в Техническом лицее имени С. П. Королева. Говорит, что ученицам очень интересны народные ремесла и промыслы, и они с удовольствием участвуют в конкурсах. А еще она проводит мастер-классы в Агентстве социокультурных технологий, в историко-краеведческом музее имени Алабина.