- Анонсы и Новости
Анонсы и Новости
Предлагаем очередную статью нашего информационно-просветительского проекта «В народных промыслах – история России», в котором мы рассказываем о ремеслах и промыслах народов России, истории их возникновения и особенностях. Сегодня мы расскажем о художественной живописи на эмали – «ростовская финифть».
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел, существующий с XVIII века в городе Ростове Великом. Это уникальное искусство миниатюрной художественной живописи на эмали сохранилось до наших дней.
Промысел требует высочайшего мастерства: точных движений кисти, выверенной температуры и времени обжига. В основе изделия – медная пластина, на которую особым способом наносится эмалевый порошок (эмаль – сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов). Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается огнеупорными красками. Эмалевые краски обладают высокой прочностью, долговечностью, яркостью и насыщенностью цвета, не ослабевающими со временем.
Каждый этап прописки имеет свое название. Первая прописка – малевка, где вносятся основные цвета и элементы рисунка, второй этап – прочерк, здесь обозначаются все мелкие элементы и рисунок насыщается цветом, третья – последняя – подтенок, вносятся последние штрихи и тени ко всем элементам рисунка. После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «огненным письмом».
Первые эмальерные мастерские появились в Ростове во второй половине XVIII века. Ремесленники работали над церковными заказами (иконы, религиозные книги). Производство было тяжелым и вредным, в краски добавляли свинец. Ростовские умельцы поставляли финифть в монастыри по всей стране. Развивалось и светское направление эмальерного промысла: украшали подносы, блюда, столовые приборы. К концу XIX века эмальеры создавали свои изделия, копируя работы иконописцев, картины европейских и русских художников.
В 1911 году в Ростове была открыта школа-мастерская, в которой преподаватели из Санкт-Петербурга и Москвы обучали местных мастеров технике миниатюрной портретной живописи, светскому портрету, орнаментальной живописи и пейзажу.
В 1918 году появилась Артель по производству художественной эмали, ставшая фундаментом для будущей фабрики «Ростовская финифть». Художники занимались росписью шкатулок, украшений и различных бытовых предметов. В 1920-1930 гг. помимо цветочных орнаментов, на ростовских эмалях изображали символику нового государства: звезды, колосья, серп и молот, агитационные лозунги.
После Великой Отечественной войны ростовские эмальеры по-прежнему объединялись в артели. В основном изготавливали броши и шкатулки. Кроме различных узоров изображали государственных деятелей, писателей, известных ученых, поэтов.
В 1956 году финифтяной цех первой механической артели был преобразован в самостоятельную артель «Ростовская финифть». Лучшие работы артели были отобраны для участия в Фестивале молодёжи и студентов, который Москва принимала в 1957 году. Годом позже ряд предметов артели, прошедших ещё более строгий отбор, экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе.
В 1960 году артель «Ростовская финифть» была преобразована в фабрику с тем же названием. Значительная часть предметов (зеркальца, пудреницы и панно) имели оформление в виде копий полотен известных живописцев. Кроме прежнего ассортимента фабрика начала производить новые типы ювелирных украшений. С финифтью стали выпускать зажимы для галстуков, женские и мужские запонки, перстни, серьги, кулоны, ожерелья и колье, настольные зеркала.
В наши дни промысел финифти в Ростове продолжает развиваться. Фабрика «Ростовская финифть», сохраняя технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи, изготавливает украшения, столовые приборы, предметы интерьера, иконы. Изделия по-прежнему расписывают вручную.


