Вернуться к обычному виду
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

В.Г. Белинский

А.К.Надиров: «Творчество – главное в жизни»

А.К.Надиров: «Творчество – главное в жизни» 23.09.2016

10 сентября 2016 года, на праздничном мероприятии, посвященном Дню дружбы народов, почетный знак Губернатора Самарской области «За вклад в укрепление дружбы народов» был вручён Азату Камиловичу Надирову, одному из основоположников Самарского областного татарского общества «Туган тел», работающего ради пропаганды и развития татарской культуры в Самарской области.

Детство Азата Камиловича прошло в селе Камышла Самарской области. Он рано начал работать в колхозе, во время войны трудились вместе с матерью, пока отец был на фронте. Тяжёлая работа, но ему нравилось всё время быть на воле, в полях и в лесу. Он признается, что его поражала красота родной земли — например, белая цветущая калина над тёмной водой. Так хотелось научиться эту красоту воссоздавать — и таким это казалось несбыточным чудом! Именно как на чудо смотрел на репродукции с картин Репина, Шишкина, Саврасова, Левитана, Маковского — их печатали в каждом номере журнала «Пионер». После школы из-за этого великого трепета перед чудом искусства он не решился поступать в художественное училище — во время войны в сельской школе не было уроков рисования, какая уж тут подготовка к служению музам. Но альтернативу художественному творчеству выбрал очень достойную — закончил Казанский госуниверситет и стал авиационным инженером. Несколько десятилетий Азат Камилович работал в авиационной промышленности, определявшей тогда судьбу и «лицо» Самары.

Как и все советские люди, Азат Надиров с радостью и воодушевлением воспринимал наши космические запуски. До сих пор помнит — вдруг в ясный апрельский день 1961 года в конструкторское помещение Государственного Конструкторского бюро спортивной авиации вбежала взволнованная сотрудница и от волнения тихо-тихо говорит: «Человек в космосе». Все вначале как бы онемели, но затем, включив радио, узнали о полете Юрия Гагарина и долго не могли прийти в себя. «Мать Земля — только колыбель человечества, и освоение других планет со временем станет его важнейшей задачей с точки зрения выживания. Поэтому нужны новые поколения специалистов, «болеющих» космосом», — такова его философия.

Знаменательно, что среди людей, работающих в аэрокосмической сфере, тех, кем создавалась «Самара космическая», Азат Камилович обрёл много сподвижников по общественному движению за возрождение и развитие татарской культуры. В конце 80-х годов прошлого века Надиров стал одним из его зачинателей в нашем регионе. Вот как сам он вспоминает об этом: «В январе 1989 года мы, группа энтузиастов возрождения и развития татарской культуры, обратились в органы власти с изложением проблем в сфере татарского образования и культуры и нашего желания провести собрание куйбышевских татар. С согласия и с участием представителей власти это собрание было проведено. За ним последовало создание областного татарского общества «Туган тел» и это привело к большим радостным переменам в жизни татар нашей области». Прошедшие годы ознаменовались проведением ежегодных многотысячных народных праздников, ставших частью культурного календаря Самарской области, учреждением татарской областной газеты «Бердэмлек», созданием школы «Яктылык». В активе организации —10 лет работы самарского «Радио-7», вещавшего на 11 языках, в том числе выход татарской радиопередачи «Ак бахет», среди последних — создание журнала «Самарские татары», интернет-ресурсов.

Азату Камиловичу много удалось сделать в жизни — и все же, наверное, он не был бы счастлив по-настоящему, если бы не воплотил то стремление к творчеству, что с детства жило в нём. Когда он, авиационный инженер, бывал в командировках в Москве, то каждую свободную минуту проводил в Третьяковке. И, в конце концов, усвоив великие уроки и полагаясь на руководство природы, начал пробовать себя в любимом искусстве.

Мир живописи Надирова необыкновенно обаятелен. Холмистая Камышла, дали Волги с высокого берега, просто мгновения жизни не всегда приметных, но неизменно прекрасных мест в разные времена года, при всякой погоде — всё это живёт на его картинах, излучая энергию любви и памяти художника.

Пейзажной живописью творческие интересы Азата Камиловича не ограничиваются. Судьба авиастроителя сводила его со многими интересными людьми, и он рисовал их — завороженный неповторимостью каждого лица, судьбы и характера.

Как-то во время командировки встретил родителей космонавта Павла Поповича — и набросал их портреты. По старым фотографиям воссоздал образ героически погибшей в 1944 году лётчицы Ольги Санфировой. Рисовал отца и мать. Мама — на трогательном фоне, голубом, как высветлившиеся к старости голубые глаза. Перед ней на столе — томик Тукая, которого она любила читать. А картину «Туполев на взлётном поле» Азат Камилович закончил, когда умер начавший полотно его друг Евгений Корчевский — конструктор, философ, социолог, «человек Возрождения».

Так живопись сопровождает его, давая новую жизнь дорогим людям и впечатлениям. Азат Камилович говорит, что именно творчество (наряду с семьей) — главное в его жизни, остальные же дела, общественная работа — исполнение его долга как гражданина России, представителя татарского народа.

И сегодня Азат Камилович работает неустанно ради того, чтобы многонациональный народ Самарского края жил во взаимопонимании, взаимоуважении и взаимообогащении культур. Ему в высшей степени свойственно сознание единства исторических судеб народов России, уважение к их культурным традициям, к нашему общему наследию.




Возврат к списку