Вернуться к обычному виду
«Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».

В.Г. Белинский

Через танец - к взаимопониманию между народами

19.11.2015

танец заставкаПод таким названием в библиотеке ГКУ СО «Дом дружбы народов» организована выставка литературы, посвященная Международному дню толерантности, который отмечается в мире 16 ноября.

Этот праздник посвящен проблемам создания условий для взаимопонимания различных групп, общин и этносов, формированию взаимного уважения, выявлению общих ценностных ориентиров и культурных универсалий.

В процессе развития добрососедских отношений как внутри этноса, так и между другими народами, немаловажная роль отводится культурному взаимодействию, в том числе танцевальному искусству как средству межнационального общения, несущему в себе нравственный, этический и эстетический идеал. Мощь и богатство народного танца основаны на многогранности духовной жизни народа, он несёт в себе удивительно оптимистическое восприятие мира, наполнен жизнеутверждающим началом.

На выставке представлены книги, рассказывающие о лучших образцах танцевального искусства народов России и Самарской области.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил:

Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник / С.Ф. Карабанова. - М.: Наука, 1979. - 144 с.

Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: практическое пособие для российских немцев / Е.М. Шишкина-Фишер. - М.: Международный союз немецкой культуры: Готика, 2002. - 328 с.

Танец - это специфическое средство толерантного общения через язык движения, понятного всем народам мира.

Рисунок37Народный танец - одновременно и древнее и вечно молодое искусство. Для народа танец так же дорог, как родной язык. В народных танцах, так же как в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты менталитета народа. Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их тру¬дом и социально-бытовыми условиями:

Арсоев В.А. Осетинский народный танец / В.А. Арсоев. - Самара: ООО «Тандем», 2014. - 236 с.

Тагиров Г.Х. Татарские танцы / Г.Х. Тагиров. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. - 256 с.

В этих книгах даны описания народных танцев вместе с записями танцевальных фигур и нотными записями народных мелодий к ним, описание танцевальных движений, исполняемых в групповых танцах.

Сценическое воплощение народных песен посредством русского фольклорного танца, театрализация календарного фольклора рассматривают материалы конференции:

Сценическая интерпретация народной песни: материалы III межрегион.науч.-практ. конф. преподавателей и специалистов учреждений искусств и культуры (Самара, 2011). - Самара, 2011. - 64 с.

Мордовский народ с древнейших времен с помощью танца, пластически выражал многообразие чувств - мольбу, страх, скорбь, гнев, радость, нежность, торжество и веселье:

Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. 3-е изд. / сост. С.С. Маркова; под общ.ред. Н.П. Макаркина. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2012. - 720 с.

Рисунок 7Театр танца Файзи Гаскарова - поэтический образ, духовный феномен и, как сказали бы древние греки, собрание муз. Искусство выдающегося башкирского хореографа объединяет все виды пространственных искусств - театр и балет в его подвидах и собственно искусство танца во всех его формах и жанрах. О создателе Государственного Академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан рассказывает книга:

Файзи Гаскаров / авт.-сост. С.С. Саитов. - Уфа : Китап, 2012. - 196 с.

Танцы - любимый и самый распространенный вид народного творчества болгар:

Болгарские народные танцы / запись Георги Абрашева. - М.: Искусство, 1957. - 64 с.

Кацарова-Кукудова Р. Болгарский танцевальный фольклор: учебник / Р. Кацарова-Кукудова. - София: Наука и искусство, 1955. - 112 с.

Музыка - это душа танца. В настоящее время традиционная музыкальная культура, не утратив свои древние корни, продолжает жить и в фольклоре и на современной сцене:

Курай: башкирская народная сказка. - Уфа: Китап,2012. - 20 с.

Курай в концертном зале. Произведения известных композиторов в переложении для курая и фортепиано. Вып.2 / сост.Ф.В. Шарипов. - Уфа: РИС УГАСИ,2014. - 58 с.

Исследование истории музыкального искусства чувашского народа от древности до становления национального композиторского искусства отражает монография:

Рисунок 2Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма / М.Г. Кондратьев. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 288 с.

Визитная карточка Азербайджана – мугам. Этому древнему искусству посвящена книга:

Буланова О.И. Азербайджан: культура, традиции, люди / О.И. Буланова. - М.: Известия, 2011. - 272 с.

Автор рассказывает о музыкальном наследии страны - музыкальных инструментах, направлениях азербайджанского музыкального искусства - мугаме, ашугском искусстве, мейхане.

Практически каждая национальная культура включает и ассимилирует в себе общечеловеческие элементы и черты высокоразвитой культуры всех наций, полнее и глубже отражает непрерывное и неизбежное нарастание общности духовных особенностей и менталитета людей различных наций и народов.

Хореографический фольклор, как и народная музыка, являются общим достоянием. Танцевальное искусство служит своеобразным миротворцем, так как законы творчества одинаковы для всех народов, а язык танца интернационален.

Выставка работает с 13 ноября по 13 декабря 2015 года.

Юта Обходская

Режим работы библиотеки:

понедельник, вторник, среда - 10:00-19:00;

четверг, пятница - 10:00-18:00;

перерыв на обед - 13:00- 14:00;

суббота, воскресенье - выходной.

 




Теги:



Возврат к списку