Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Чувашский праздник «Учук» отметят в Смолькино

Чувашский праздник «Учук» отметят в Смолькино 24.06.2021

25 июня в селе Смолькино муниципального района Сызранский пройдет чувашский национальный праздник «Учук». Организатором мероприятия выступает региональная общественная организация «Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» («Благословение») при поддержке Администрации муниципального района Сызранский.

Начало в 12:00.

 

Учук или уй чÿкĕ (букв. «полевое моление») – общесельское моление об урожае, тепле и дожде. Это один из видов традиционного чувашского массового обряда. Обычно он сопровождается обрядом жертвоприношения главному богу Турă, его семейству и окружению.

По традиции, вечером или утром перед началом моления жители деревни мылись в бане и надевали чистые одежды. Женщины готовили обрядовую выпечку.

Жертвоприношение от имени всех сельчан совершались на общественные деньги. При покупке жертвенного животного не было принято торговаться. Выбор животных происходил на сельском сходе, при этом считались с мнением юмăç (целителей, прорицателей), который указывал на размеры жертвоприношения, вид скота и его масть. Крупные животные (корова, бык или лошадь) приносились в жертву, как правило, раз в 3-4 года, в промежутках между ними – овцы, телята, домашняя птица. Считалось, что четвероногих животных должно было быть не менее 9 (по числу главных богов). Обряд проводился в определённом месте у леса, источников воды, среди полей или оврагов. Жертвоприношение совершали старики, которым помогали мужчины.

На Учук собиралась почти вся деревня, от каждой семьи должны были присутствовать не менее 2-3 человек. В общесельской молитве главная распорядительница обряда вместе со стариками обращалась к Турă, его матери и другим богам и испрашивала благополучие и изобилие всему обществу, богатый урожай, приплод скота, удачу в делах, защиту от пожаров, нечистой силы и других бедствий. При этом перечислялись животные, приносимые в жертву, подчёркивалось, что это делается от имени стариков, женщин и детей. Финальной частью обряда было проведение обряда кĕлĕ тавăрни (возвращения молитвы). Суть его заключалась в принесении благодарственной молитвы Богу за благополучное проведение моления учук и за то, чтобы он услышал их просьбы. После молитвы рассаживались на траву и приступали к трапезе.

В 19 – начале 20 веков проведение обряда обычно ограничивалось рамками общины. Но имеются сведения о том, что в 17-18 веках в Учуке участвовали десятки деревень, порой из нескольких уездов, причём вместе с чувашами принимали участие жившие по соседству марийцы и мордва.

В начале 20 века Учук как повсеместно проходившее событие обрядового календаря исчезло, сохранившись лишь в немногих селениях.




Возврат к списку