Вернуться к обычному виду
«Именно в единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях — сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее».

В.В. Путин

День народного единства - символ консолидации российского народа

03.11.2015

ЗаставкаПод таким названием в библиотеке ГКУ СО «Дом дружбы народов» организована выставка литературы, посвященная Дню народного единства, который отмечается в Российской Федерации 4 ноября.

День народного единства является символом консолидации российского народа на основании важнейшего события в истории Российского государства XVII века - освобождения Москвы от иностранных захватчиков. Эти события можно назвать периодом становления российской многонациональной государственности.

На выставке представлены научные труды, популярные издания и художественная литература, иллюстрирующие одно из важнейших событий российской истории.

День народного единства был учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» и способствовало окончанию Смуты.

В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти, самозванство, гражданская война и иностранная интервенция.

Рисунок1Патриотическое движение, направленное на борьбу с интервентами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое освободило осенью 1612 года Москву от иностранных захватчиков и показало пример того, как единение всех граждан, независимо от происхождения, веры и положения в обществе, сплочение и солидарность сыграли особую роль в судьбе России.

Вместе с русскими в земских полках сражались украинские казаки (черкасы), белорусы, татары, мордва, чуваши, башкиры, коми, удмурты, марийцы, т.е. люди, которые считали Россию своей родиной и были настроены патриотично.

На выставке представлены произведения российских ученых по истории России Смутного времени и роли народов в государственном строительстве Российского государства в XVI-XVII веках:

По словам Н.М. Карамзина «история назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием»:

Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2002. - 1024 с.

Как отметил В.О. Ключевский, «на выручку гибнущей земли пошли религиозные и национальные силы»:

Ключевский В.О. Сочинения: в 8 т. Т. 3: Курс русской истории, ч. 3 / В.О. Ключевский. - М.: Госполитиздат, 1957. - 426 с.

Смута явилась первой в русской истории гражданской войной, которая предоставила власть Лжедмитрию I, о роли которого в планах подчинения России польским захватчикам повествует исследование:

Рисунок 15Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев / Р.Г. Скрынников. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. - 237 с.

Правители России в период Смутного времени использовали все традиционные предметы и символы царской власти, хотя и вносили, например, в герб, определенные новшества:

Лебедев В. Державный орел России / В. Лебедев. - М.: Родина,1995. - 240 с.

Английский дипломат Дж. Горсей, описывая Смуту начала XVII века, отмечал, что польские интервенты столкнулись с противодействием разных народов: «Эти инородцы долго находились под властью русских царей, которые обходились с ними лучше, нежели со всеми другими нациями; и теперь, лишенные привычного хорошего обращения и притесняемые поляками, они возненавидели их, что и послужило им и русским на пользу. Они поднялись в огромном числе, вооружились, напали на поляков... расхищали их имущество и убивали». Известно, что во втором Ополчении участвовали марийцы, чуваши и татары:

Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / отв. ред. Т.Ю. Красовицкая, Т.А. Тишков. - М.: Новый хронограф, 2012. - 448 с.

Мордовский князь Баюш со своими отрядами, защищая тылы ополчения Минина и Пожарского, обеспечил возможность приступить к освобождению Москвы:

Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / сост. С. С. Маркова; под общ.ред. Н. П. Макаркина. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2012. - 720 с.

Рисунок2Чувашские отряды участвовали в походе на Москву как в составе Первого ополчения, сформированного в Рязанской земле в 1611 году П. Ляпуновым, так и нового ополчения, собранного по инициативе Кузьмы Минина, а чувашские крестьяне поставляли ополчению коней, хлеб, мясо, собирали для него деньги:

Чуваши: история и культура: ист.-этногр. исслед. в 2-х т.Т.1. / под ред. В.П. Иванова. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2009. - 415 с.

А в 1610 году предводителями тысячного отряда мятежных марийцев в Царевококшайском уезде были русские:

Айплатов Г. Н. История Марийской АССР с древнейших времен до конца XIX века. - Йошкар-Ола: Марийск.кн.изд-во, 1977. - 80 с.

В произведениях многих авторов нашли отражение события Смутного времени. В таких литературных произведениях начала XVII в. как «Иное сказание», «Летописная книга»,  «Московская хроника Конрада Буссова», «Новая повесть о преславном Российском царстве», «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» авторы ищут объяснения происходящих событий и отражают патриотический подъем, вызванный борьбой с иноземными интервентами.

Почти все основные моменты периода Смуты так или иначе отражены в исторических песнях - «Плач Ксении Годуновой», «Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» и др.:

Эпос славянских народов: хрестоматия / под общ.ред. П.Г. Богатырева. - М.: Учпедгиз, 1959. - 496 с.

 Самое известное эпическое произведение, посвященное Смуте - «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, ярко отразившим события эпохи, является замечательным свидетельством исторического самосознания 20-х годов XVII века. Ценность «Сказания» составляет его фактический материал, связанный с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сел, монастырских слуг:

Древняя русская литература: хрестоматия / сост. Н. И. Прокофьев. - М.: Просвещение, 1980. - 399 с.

События этого времени изображены в произведениях замечательных русских писателей:

Рисунок 4Загоскин, М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году: исторический роман в трех частях / М.Н. Загоскин; послесл. и примеч. Вл. Муравьева. – М.: Моск. рабочий, 1981. – 284 с.

Нечволодов, А. Сказания о Pусской земле. Ч. 4. Иоанн Грозный и Смутное время; Избрание на царство Михаила Феодоровича Pоманова / А. Нечволодов. - Урал.отд-ние Всесоюз.культур.центра "Рус.энциклопедия", 1991. - 632 с. - Репринт.воспр.изд. 1913 года.

Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России XVII века, является драма А.С. Пушкина «Борис Годунов», авторская формула которой - «Судьба человеческая, судьба народная»:

Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 4 / А.С. Пушкин. - М.: Худож.лит., 1975. - 518 с.

Роман З.С. Давыдова «Из Гощи гость» повествует о Смутном времени, об интригах русских бояр и об авантюрном завоевательном походе на Москву польской шляхты, воссоздает исторически правдивую картину сложного, запутанного и трудного времени, которое история назвала Смутным:

Давыдов З.С. Беруны. Из Гощи гость: ист.повести / З.С. Давыдов. - М.: Дет.лит.,1971. - 511 с.

Раскрывая связь времен, авторы ярко показывают читателям, что без прошлого нет настоящего, нет будущего.

Стремясь избавиться от Смуты, русский народ обнаружил, по словам историка И.Е. Забелина, «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нём и предполагать было невозможно».

После Смуты начала XVII века Россия, пережив самозванчество и польско-шведскую интервенцию, восстановила свою государственность с новой династией Романовых, утвердившейся на царском престоле с 1613 года. И эта государственность была возрождена как многонациональная.

День народного единства - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему многонациональному народу объединиться и защитить страну от захватчиков.

Выставка работает с 29 октября по 12 ноября 2015 года.

 Юта Обходская

Режим работы библиотеки:

понедельник, вторник, среда - 10:00-19:00;

четверг, пятница - 10:00-18:00;

перерыв на обед - 13:00-14:00;

суббота, воскресенье - выходной;

праздничные дни - в соответствии с законодательством РФ.




Теги:



Возврат к списку