Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

ДОЛГАНЫ

ДОЛГАНЫ 28.07.2021

ДОЛГАНЫ (самоназвание – дулгаан, тыа киhитэ, тыа кисите, тыалар – «тундровый человек») – самый северный тюркоязычный народ в мире.

Согласно переписи 2010 года в России проживает 7900 долган, в Самарской области – 1 человек. Основная часть долган населяет Красноярский край, а именно территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а также проживает в Якутии.

Говорят на долганском языке, который входит в якутскую группу тюркских языков.

Основная часть народа жила в «станках» – маленьких поселках вдоль тракта, который соединял Якутию с Таймыром. Когда наступала весна, семьи собирались в кочевые группы, у каждой была своя территория. Осенью группы распадались на отдельные семьи, которые до времени возвращения в станки кочевали, занимались охотой на песца, дикого оленя.

Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотились на пушного зверя, дикого оленя. Все промыслы имели выраженный торговый характер. На охоту ходили с оленем-манщиком, добычу кололи на переправах. На песца ходили с ловушками (пас).

Верховую вьючную езду тунгусского типа на оленях долганы сочетали с зимней ездой на нартах самодийского типа. Собак использовали пастушеских.

Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве. Занимались резьбой по оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей, рукояток. Женщины занимались пошивом и выделкой одежды.

Чум конической формы – самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно, они перекрещивались между собой, образуя форму конуса. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, покрышки забирали с собой. Внутри обстановка была самая простая, в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую – слева от входа. Для гостей мужчин было почетное место напротив входа, за очагом.

Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. На мясе варили крепкий бульон. Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину – мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу – сушеная рыба. Растения почти не входили в рацион народа.

Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой. Зимняя одежда была распашной из оленьих шкур, летняя – такого же кроя, но из сукна.

Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голове носили капор, сшитый из трех частей: первая, прикрывала темя, затылок, другие две пришивали по бокам, они прикрывали щеки, уши. Шили головные уборы из ровдуги, сукна, для подкладки использовали мех оленя, вокруг лица делали пышную опушку.

Обувь делали из оленьих камусов, она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника.

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Долганы издавна были приверженцами пантеизма, анимизма. Народ верил, что вселенная состоит из Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Переходить из одной части мира в другую во время камлания – ритуальных действий, мог только шаман (ойун), чей бубен и костюм были якутского типа.

 

Интересный факт:

Долганы вплоть до XIX века сохраняли пережитки матриархата. Мамы, бабушки и дочери поддерживали огонь и выполняли разные обряды, в принципе в их ведении находились все дела. Очень часто, чтобы пережить долгие суровые зимы несколько долганских семей объединялись и жили в одном большом чуме. В таком доме обязательно должна была быть одна хозяйка, которую выбирали. Обычно это была женщина в возрасте. Ее слово было законом для всех, в том числе и для долганских мужчин.




Возврат к списку