Вернуться к обычному виду
«Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».

В.Г. Белинский

Духовные старания первоучителей славянских

21.05.2015

День славянской заставкаПод таким названием в библиотеке Дома дружбы народов Самарской области подготовлена выставка литературы, посвященная Дню славянской письменности и культуры, который широко отмечается 24 мая в славянских государствах. 

Византийские просветители Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий являются родоначальниками славянской письменности. От них берут начало и азбука, и литургия на славянском языке, и славянская православная Церковь, и церковнославянский язык, послуживший основой для развития литературных языков, и древнеславянская литература во всем богатстве разнообразных ее жанров, и переводческая традиция, и первые исследования славянской речи, и учительская, и школьная традиция.

В 2015 году исполняется 1200 лет со времени рождения Мефодия, который твёрдо стоял на том, что держава сильна не кровью, не одними лишь мечами и шлемами, даже не общей речью, а верой, излагаемой родными словами.

С биографией братьев-просветителей знакомит книга, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей»:

Рисунок1Лошиц Ю.М. Кирилл и Мефодий / Ю.М. Лошиц. - М.: Мол.гвардия, 2013. - 357 с.

Первая славянская азбука создавалась как система хранения знания, переданного символически, как своеобразная энциклопедия в символах.

Кирилл и Мефодий проделали огромную работу по созданию книжно-письменного славянского языка, получившего в дальнейшем название старославянского и одного из его форм – церковнославянского:

Кириллица – священная азбука / отв.за вып. В.А. Бархоткин. - Самара, 2012. - 174 с.Рисунок2

Заглянуть в историю русской письменности и приобщиться к книжной традиции предлагает издание:

Горячева И.А. Церковно- славянские прописи и уроки орнамента / И. А. Горячева. - М.: Издат.Совет Рус.Православн.Церкви, 2003. - 64 с.

Не только для истории славянского мира, но и для всеобщей истории появление славянской азбуки было событием исключительным: впервые в средневековой Европе создаются богослужебные книги на родном языке:

Карпенко Л.Б. Священная азбука Кирилла / Л.Б. Карпенко. - Самара: Офорт, 2004. - 228 с.

Значение создания славянской азбуки точно определил Н.М. Карамзин: «История ума представляет две главные эпохи – изобретение букв и типографии: все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир».

Первые печатные славянские книги на глаголице появились на Балканах, к концу XV в. в Кракове Швайпольтом Феолем были напечатаны первые книги на кириллической основе.

Белорусский просветитель Франциск Скорина в Праге в 1517 г. напечатал «Псалтырь». Жизнь просветителя и первопечатника, переводившего многие книги Священного Писания с латыни и греческого на славянский язык, прослеживается в книге:

Рисунок3Рассолов М.М. Франциск Скорина: ист.роман / М.М. Рассолов. - М.: Терра-Книжный клуб, 2007. - 416 с.

В России эпоха печатных книг наступила в первый день весны 1564 года, когда в Москве на Печатном дворе была завершена работа над первой, точно датированной русской печатной книгой «Послания и деяния Апостолов». Во главе этой работы стоял великий энтузиаст своего дела, образованный, талантливый человек – Иван Федоров.

Всего за свою нелегкую и полную скитаний жизнь Иван Федоров выпустил в свет двенадцать изданий и среди них первую восточнославянскую Азбуку, первую полную славянскую Библию, первый календарь:

Муравьева Т. В. Иван Федоров / Т.В. Муравьева. - М.: Мол.гвардия, 2011. - 338 с.Рисунок4

Первый очерк по истории создания славянской письменности - произведение древнеболгарского писателя конца IX - начала X века черноризца Храбра  «О письменах».

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – «Повести временных лет», других произведений древнерусской литературы «Слово некоего калугера о чтеньи книг», «О пользе книг», «Слово о полку Игореве»:

Древняя русская литература: хрестоматия / сост. Н. И. Прокофьев. - М.: Просвещение, 1980. - 399 с.

В «Повести временных лет», описывая мировую и русскую историю до 1113 г., летописец Нестор утверждал одну из главных истин: слово устное стоит у истоков человечества, а слово письменное, книжное - у истоков цивилизации.

Кириллица – такая же святыня, как стены алтаря, как чудотворная икона. Есть национальные, государственные символы - Флаг, Герб, Гимн. К ним относится и Письмо.

Сегодня в мире живут около 350 миллионов славян, которые чтят свой род и язык и вспоминают с благодарностью и преклонением имена святых Кирилла и Мефодия.

Выставка работает с 18 мая по 4 июня 2015 года.

Юта Обходская

Режим работы библиотеки:

понедельник, вторник, среда - 10:00-19:00;

четверг, пятница - 10:00-18:00;

перерыв на обед - 13:00- 14:00;

суббота, воскресенье - выходной

 




Теги:



Возврат к списку