Вернуться к обычному виду
«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов, всегда обращается против него самого».

Фридрих Энгельс

Единство народов – важный фактор Победы

Единство народов – важный фактор Победы 06.05.2016

Участие в разгроме фашизма приняли разные национальности

В грозном сорок первом у села Дьяково Ворошиловградской области политрук Хусен Андрухаев, молодой талантливый поэт, писатель, журналист, после гибели командира роты поднял бойцов в контратаку. Противник, во много раз превосходивший атакующих, окружил красноармейцев, стремясь захватить их в плен. Андрухаев стал прикрывать отход бойцов и один оказался в окружении фашистов. Политрук отстреливался до последнего патрона. Окружившие его немцы кричали: «Сдавайся, Рус!» Он крикнул: «Русские не сдаются!», и связкой гранат подорвал себя и фашистов.

После боя немцы, посмотрев его документы, были удивлены, что эти слова произнес кавказский горец. Ведь им вдалбливали, что на Кавказе все народы перебегут к немцам, как только они там появятся. Об этих последних минутах Андрухаева рассказал пленный немец. Информация попала в газету и фраза «Русские не сдаются» очень понравилась Сталину, и он позже ее не раз использовал. Хусену Андрухаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, сегодня появились люди, готовые увидеть в его предсмертных словах «слепой фанатизм», результат «большевистской пропаганды» или едва ли не предательство своего народа. Хотя он сам в минуту смертельной опасности осознавал себя просто сыном многонациональной единой страны.

Лазарь Дзотов из осетинского села Дур-Дур под Воронежем повторил подвиг Матросова. Смертельно раненый отважный офицер собственной кровью на страницах комсомольского билета написал обращение к потомкам. И он считал себя сыном великой многонациональной страны.

Таким примерам несть числа. Молодые парни и девушки жертвовали своими жизнями, чтобы отстоять свободу Родины. Особенно важно это было в начале войны, когда вопрос «кто кого» стоял крайне остро. И подвиги эти имели особую цену, чем спустя месяцы и годы. И самое главное – никто не спрашивал, кто какой национальности… Все были «детьми одной матери – Родины России», – как потом в сорок четвертом перед расстрелом скажет разведчик сержант аварец Абдулманапов, тоже посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза.

Возникает вопрос – почему в минуты высшего напряжения, связанные с опасностью для жизни, представители малых народов осознавали и считали себя русскими, представителями русского народа.

Дело в том, что Россия всегда была для малых народов старшим братом, никогда никого не завоевывала. Хотя были редкие исключения, когда этого требовала безопасность России, ее геополитические интересы. Более того, русский человек по своему характеру незлобив, готов всегда прийти на помощь.

Приведу один пример из тысячи, наглядно подтверждающий справедливость такой характеристики русского человека, русского народа. Так, во второй половине XIX века единственную на Северном Кавказе гимназию возглавлял Януарий Михайлович Неверов. Его отличала культура русского просвещенца, педагога, мыслителя. Его уважительное, по сути отцовское отношение к гимназистам – горцам, основанное на глубоком знании обычаев, традиций и нравственно – психологических особенностей кавказских народов, отражали в целом дух и настроение передовой русской интеллигенции.

Неверов ввел в систему обучения и воспитания гимназистов ежегодные конкурсы сочинений. Причем в этих конкурсах активное участие принимали и гимназисты – горцы. Лучшие сочинения печатались в различных изданиях.

Неверов не скрывает своего восторга, когда после очередного конкурса первыми оказались абазин Кешев и осетин Тхостов. «…Замечательное явление, – пишет Неверов, – что в русской гимназии на 350 учащихся русских и 20 горцев торжество успеха оказывается на стороне такого меньшинства».

Успехи гимназистов-горцев Неверов объясняет удивительно глубоко и тактично. «Россия открыла для горцев новое, до сего времени для них неизвестное поприще умственной деятельности, – пишет он – И по природе свежих натур горец, принявшись за перо и книгу, предается им с такой же страстью, с каким он до сего времени предавался войне и наездничеству… Из сорока горцев, в настоящее время находящихся в гимназии, нет ни одного тупого». И далее: «…горцы так честолюбивы…что эта черта характера служит одним из главных двигателей их успехов: в науке, как и на войне, горец ищет славы, дорожит ею выше всего… Долг наш – с братской любовию принять их в общечеловеческую семью, и эту любовь они способны оценит вполне. Их свежая, девственная, но вместе с тем пламенная натура только такой любовию и может быть направляема к добру».

Общеизвестно, что горцы Северного Кавказа на добро отвечают добром, на любовь – любовью. Уважительное отношение передовой русской интеллигенции к горцам не осталось «улицей с односторонним движением»…

Свежий пример. Спустя много десятилетий, когда националисты-бандеровцы после вооруженного переворота в Киеве стали уничтожать русскоязычное население в Донецкой и Луганской областях, первыми на помощь прибыли добровольцы из Осетии (Северной и Южной), Чечни, Абхазии; казаки Дона, Кубани. А бывший глава РСО-Алания Таймураз Мамсуров заявил: «Жаль, возраст и занятость не позволяют, а то бы и я там был». Трудно обвинить его в браваде после мужественного поведения во время  бесланской трагедии.

Русский народ всегда помогал малым народам и в экономическом, политическом, культурном становлении. Вспомним хотя бы послереволюционную политику молодой Советской республики экономического и культурного выравнивания, когда бюджеты союзных, автономных республик на 40, 60, 70 процентов дополнялись из бюджета РСФСР.

Не могу не обратиться к записям в дневнике философа и психолога русской души Федора Достоевского, где он тонко подмечает особенности русских людей: великодушие, незлобивость.

«Во время Севастопольской кампании, – пишет Ф. Достоевский, – раненых французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо». «Разве тут не Христос, и разве не Христов дух в простодушных и великодушных, шутливо сказанных словах». И во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. солдат кормит измученного в бою и захваченного в плен турка, приговаривая: «Человек тоже, хоть и не христианин». Интересен вывод Достоевского:

«Особенно ценно то, что у русских нет злопамятности. Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют».

Думаю, что эти и другие добродетели русского народа служили нравственным скрепом многонационального союза, и в минуты тяжких испытаний для русского народа, младшие братья не разбегались по «национальным квартирам», не прятались за «национальным частоколом», становились монолитной стеной рядом со старшим братом – русским народом и одолевали врага.

Настоящим испытанием братского союза народов стала Великая Отечественная война. Общеизвестно, что единство и братство народов стали одним из главных факторов победы.

Накануне 71-й годовщины Великой Победы, когда разного рода националисты, сатанисты-бандеровцы продолжают настоящую травлю ветеранов – фронтовиков, уничтожают памятники Героям Великой Отечественной войны, ставят на одну доску СССР и фашистскую Германию, Сталина и Гитлера, наш святой долг – еще и еще раз мысленно вернуться к истокам массового героизма и самопожертвования миллионов людей разных национальностей во имя спасения Родины – России.

Этого требует долг перед павшими и живыми, наконец, будущее России.

Это важно еще и потому, что в последние годы активизировались разного рода экстремистские организации, провозгласившие лозунги из фашистских «запасников»: «Россия для русских», «Черных – вон из России», «Хватит кормить Кавказ» и т.д.

С тревогой и болью приходится констатировать, что беда пришла в наш многонациональный дом. После уничтожения Советского Союза народы-братья оказались разменной монетой в руках политических авантюристов, националистов разных мастей, у которых в уме только власть и деньги.

Так называемые «лидеры» национальной интеллигенции (историки, философы, политологи) подбрасывают в обиход некорректные понятия: вместо «дружбы и братства народов» – «толерантность», вместо «национализма и шовинизма» – «ксенофобия» и т.д.

Стыдно и больно смотреть, как наших бывших братьев из национальных республик, прибывающих из Средней Азии, Молдавии на заработки, чтобы прокормить свои семьи, именуют презрительно-уничижительно – «гастарбайтеры», считают людьми второго сорта. Больно и обидно видеть тысячи беженцев из братской Украины, спасающих свои жизни от бандеровских недобитков и их покровителей.

А ведь всего несколько десятков лет назад эти народы монолитной стеной вместе с русским народом встали на защиту общей Родины и одолели фашизм.

После трагического распада Советского Союза мы перестали отдавать должное важному фактору нашей победы – единству и дружбе народов СССР. Более того, этот фактор подвергается извращению и осмеянию. «Освенцим освободили украинцы», – простодушно-глуповато заявил польский министр иностранных дел Гжегож Схетына; «мы все еще хорошо помним советское вторжение на Украину и в Германию», – ошарашил мир плутоватый бывший украинский премьер Яценюк; «…Гитлер вместе со Сталиным начали кровавую бойню Второй мировой войны и попытались разделить и расколоть Европу», – заявил «шоколадный» президент Порошенко.

Общеизвестно, что история войн свидетельствует, что в конечном итоге победу одерживает та из воюющих сторон, у которой превосходство в военной мощи. Военная мощь, как известно, это совокупность экономического, социального, морально-политического, научно-технического и собственно военного потенциала. Победа, таким образом, есть результат материального и духовного превосходства над противником. Но сами по себе потенциалы не могут стать решающей силой, не способны материализоваться, перерасти в факторы победы без соответствующих государственных, военно-специальных механизмов, социально-психологических условий.

История знает немало примеров, когда превосходство в военной мощи не было реализовано по причине отсутствия условий ее запуска.

Одним из таких условий, пусковых механизмов реализации военной мощи является поддержка народом целей войны. Если государство ведет справедливую войну, цели войны совпадают с интересами народа, то народ поддерживает эту войну. Поддержка народом такой войны перерастает в активность населения и в тылу, и на фронте.

Активность населения воюющих сторон выступает, таким образом, условием эффективного функционирования и наращивания всех составляющих военной мощи, перерастания потенциалов в действующие факторы. В условиях же многонационального государства ситуация несколько сложнее.

Активность населения многонационального государства помимо справедливых целей войны, социальной ориентированности режима зависит в значительной степени еще и от той национальной политики, которую государство вело до войны, от сложившихся между нациями экономических, культурных связей. Наконец, активность, единство народов в условиях войны зависит и от политико-экономического положения, национально-психологических особенностей ведущей, основной, коренной нации страны, ее отношения к другим, даже самым немногочисленным народам.

В истории войн многонациональность всегда была слабостью государства в войне. На это рассчитывало руководство фашистской Германии. Оно надеялось не только на силу своей военной машины. Фашистские главари были уверены, что при первых ощутимых ударах гитлеровской армии многонациональное Советское государство распадется, представители нерусских народов разбегутся по «национальным квартирам». Гитлер и его окружение исходили из ложного представления о непрочности нашего государства, считали его «колоссом на глиняных ногах», «этническим конгломератом», лишенным внутреннего единства. Именно на этой придуманной концепции был разработан план «Барбаросса». Гитлеровцы надеялись и на то, что путем идеологических и психологических диверсий они смогут натравить народы СССР друг на друга, «вбить клин» между ними.

Так, в одной из директив фашистского командования указывалось: «В Прибалтийских странах следует использовать в интересах Германии противоречия между литовцами, латышами, эстонцами и русскими… На Юге использовать возможное наличие противоречий между украинцами и великороссами… На Кавказе использовать противоречия между грузинами, армянами, татарами и русскими». В одном из своих выступлений Гитлер прямо заявил: «Наша политика в отношении народов, населяющих широкие просторы России, должна заключаться в том, чтобы поощрять любую форму разногласий и раскола».

Война показала, что надежды руководителей фашистской Германии на слабость многонационального Советского государства, на возможность посеять рознь между русскими и другими народами нашей страны оказались беспочвенными. Многонациональность государства, являвшаяся испокон веков его слабостью, превратилась в Великую Отечественную войну в мощный фактор победы.

Многие фальсификаторы этот феномен ставят под сомнение, разглагольствуя о мнимом «показушном» единстве, о дружбе из-под палки» и так далее. Подобные утверждения не заслуживают даже поверхностного внимания. Вместе с тем ряд авторов становление единства и дружбы народов относят только к советскому периоду российской истории, рассматривают его как результат лишь большевистской национальной политики, выдвигая тезис сомнительного содержания: «Россия была тюрьмой народов».

Трудно согласиться с этим утверждением, ибо все без исключения народы, проживавшие на территории бывшей Российской империи в силу хозяйственно-экономических и военно-политических причин, как мы уже отметили, веками сотрудничали с русским народом. Трудолюбие, доброжелательность русских людей вызывало уважение к ним со стороны других народов. Этим во многом объясняется стремление к дружбе и сотрудничеству с ними, нередко – обращение с просьбой о заступничестве от иноземных завоевателей.

Добровольный союз с Россией благотворно сказался на экономическом, духовном, культурном развитии многих этносов. Они всегда находили общий язык, поддержку у русского народа, и отвечали взаимностью.

Так что народам Советского Союза было что терять. Народам Советского Союза было что защищать. Гитлеровские стратеги рассчитывали встретить сопротивление армии, а встретили сопротивление всего многонационального народа.

Единство и дружба народов выразились, прежде всего, в стремлении каждого человека любой национальности с оружием в руках защищать свою Родину. В Казахстане за 1941 – 1942 годы было подготовлено 280 тысяч воинов и отправлено на фронт более 12 дивизий и отдельных бригад. По несколько дивизий отправили Узбекистан и Таджикистан, Киргизия и Азербайджан, Грузия и Армения, республики Прибалтики и другие. Всего в национальных республиках было сформировано и отправлено на фронт свыше 80 дивизий и отдельных бригад.

Национальные формирования действовали в общем строю со всеми частями Красной Армии. Героически сражались у стен Сталинграда казахские и узбекские соединения. В боях за Одессу прославилась 95-я Молдавская дивизия. 201-я латышская стрелковая дивизия отстаивала Москву. На Дону героически сражалась 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. От Кавказа до Берлина пронесли свои знамена Армянская и Азербайджанская стрелковые дивизии.

Боевая дружба советских народов проявилась на всех фронтах Отечественной войны. В Бресте насмерть стояли представители более 30 национальностей. Среди удостоенных звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра представители 32 национальностей. Подвиг Гастелло повторили 400 человек. Среди них армянин С. Айрапетов, украинец Г. Хапай, русский А. Авдеев, казах Абдиров, грузин И. Джингарадзе, абхазец К. Агрба, мордвин В. Пенигин, чуваш В. Ефремов, еврей И. Шварцман.

Более 300 воинов повторили подвиг А. Матросова. В их числе украинец А. Шевченко, узбек Т. Эрджигитов, грузин А. Кавтарадзе, армянин У. Аветисян, абхазец В. Пачулия, бурят Баторов, осетины Л. Дзотов и А. Калоев, мариец З. Прохоров, эстонец И. Лаар, молдаванин И. Солтыс, казах Баймагамбетов, киргиз Ч. Тежбердиев и многие другие.

Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе 8182 русских, 2072 украинца, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 91 армянин, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 37 осетин, 18 марийцев и другие.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда советских полководцев. Среди них: русские Н.Н. Воронов, Л.А. Говоров, Г.К. Жуков, И.С. Конев, Н.И. Крылов, украинцы А.А. Гречко, П.С. Рыбалко, К.С. Москаленко, С.М. Штеменко, белорусы Л.М. Доватор, И.И. Якубовский, армяне И.Х. Баграмян, А.Х. Бабаджанян, И.С. Исаков, грузины К.Н. Леселидзе, П.Г. Чанчибадзе, А.Н. Инаури, осетины И.А. Плиев, Г.И. Хетагуров, Х.Д. Мамсуров, калмык О.И. Городовиков и др.

Есть осетинское село Коста-Хетагурово в Карачаево-Черкесии (бывший Ставропольский край). В первые же дни войны 800 юношей и девушек из этого села ушли на фронт. Все они (большинство посмертно) были награждены боевыми наградами, а трем: Г. Бутаеву, А. Козаеву, А. Калоеву было присвоено звание Героя Советского Союза (Г. Бутаеву и А. Калоеву – посмертно). Пять семей этого села потеряли на войне по четыре сына, девятнадцать – по три, пятьдесят – два по два, двести сорок три – по одному.

В Северной Осетии из семьи Габайраевых ушли на фронт восемь братьев, и все погибли. Не вернулись с фронта и семь братьев Газдановых. Это им, братьям Газдановым, благодарные потомки установили памятник у дороги Владикавказ – Алагир в образе летящих журавлей. В свое время Расул Гамзатов, побывав у памятника, был потрясен настолько, что в тот же день написал стихи «Журавли», а Ян Френкель сочинил музыку на эти слова. Без преувеличения, песня «Журавли» стала трагическим гимном – памятником всем погибшим на войне.

Храбро сражались и восемь братьев-евреев Драгунских.Четверо из них погибли в боях, а Давид Драгунский стал дважды Героем Советского Союза, генерал-полковником.

Трагическая статистика! Но это должны знать, в первую очередь, люди, в одночасье ставшие «манкуртами», «иванами, не помнящими родства».

Многие среди нас отождествляют Чечню с Басаевым. И редко кто знает, что на Мамаевом кургане похоронен чеченец Ханпаша Нурадилов, Герой Советского Союза, уничтоживший в боях под Сталинградом 700 гитлеровцев.

В 1943 году политрук Ю. Казьмин писал с фронта: «Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что деремся не только за свою жизнь; мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика…».

Доказательством утвердившегося в нашей стране единства и дружбы народов, сплочения армии, мобилизации бойцов были письма-наказы к воинам-землякам.

Так, в письме трудящихся Узбекистана воинам-землякам от 31 октября 1942 года говорилось: «Вольный сын и свободная дочь узбекского народа…В дом твоего старшего брата – русского, в дом твоих братьев – белоруса и украинца – ворвался германский басмач… Но дом русского – также и твой дом. Помни, что… ты клялся не дать в обиду своих братьев – советские народы…». Это письмо подписали 2,5 млн узбеков. Такие письма-наказы шли сотнями тысяч.

Огромным событием для воинов на фронте являлись встречи с делегациями из родных республик. Так, одну из частей Донского фронта посетили представители Башкирии. После теплой встречи делегация подарила воинам полотно с надписью: «Национальностей в нашей стране много, а Родина – одна, и все мы ее сыновья. Постоим же за землю родную».

Единство и дружба народов СССР проявились и в героических буднях тыла. Победа ковалась в цехах заводов и фабрик, колхозах и совхозах, в шахтах и на транспорте, лабораториях ученых всех наций и народностей страны. Особенно велик вклад в дело обороны страны республик Средней Азии и Закавказья, Казахстана и Поволжья, Урала, районов Сибири, которые превратились в индустриальную базу фронта.

В эти районы перебазировались сотни предприятий с оккупированных территорий. Там же строились новые предприятия, выпускавшие необходимое для фронта. Так, в Узбекской ССР была создана авиационная промышленность, построены заводы по выпуску боеприпасов и другой военной техники, хотя до войны здесь вообще не производились военная продукция. Уже к 1942 году четверть всей выпускаемой продукции была военной.

Трудящиеся Казахстана в войну поставляли 85 % всего производства свинца в стране, 70 % полиметаллических руд, 60 % марганцевой руды. Из каждых десяти пуль, выпущенных по врагу, девять были отлиты на Чимкентском и Лениногорском свинцовых заводах. Каждые семь из десяти самолетов, большая часть танков и автомашин Советской Армии работали на топливе из нефти, поставлявшиеся нефтяниками Азербайджана и Грозного. В годы войны Азербайджан давал более 70 % нефти, добываемой страной.  Редкие металлы поставляла Киргизия. К 1944 году выпуск Военной продукции вырос в 3,5 раза. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» люди в тылу работали по-фронтовому. За годы войны выпуск военной продукции на Урале возрос в 3,6 раза, в Сибири – в 2,8, в Поволжье – в 2,64 раза.

Многонациональный Союз народов ценой огромных жертв и лишений победил фашизм в самой кровопролитной из всех войн в истории человечества.

Но, к великому сожалению, после войны нам была навязана «холодная война» нашими бывшими союзниками, которая не без помощи предателей в верхушке власти закончилась уничтожением великого и уникального многонационального государства – Советского Союза. Уничтожение СССР – величайшая геополитическая трагедия XX века, – говорил В.В. Путин. Эта трагедия унесла жизни миллионов людей. И в страшном сне не приснилось бы, что два братских народа, русский и украинский (по сути – один народ), окажутся разменной монетой самоуверенно-нахальной имперской политики США.

Государственный переворот, совершенный наследниками фашистских палачей Бандеры и Шухевича превратил Украину в центр распространения фашистско-бандеровской заразы. А карманные средства массовой информации вдалбливают рядовым украинцам, что главный их враг – «проклятые москали», и единственный путь к спасению – вступление в НАТО и Европейский Союз.

Кстати, многие наши «братья» по СССР уже достаточно основательно хлебнули все прелести «европейского общего дома».

И тем не менее наша дружба имеет глубокие и крепкие корни и, вне всякого сомнения, имеет будущее, ибо она омыта кровью наших предков, завоевана ценой миллионов жизней лучших сыновей и дочерей всех без исключения народов СССР.

Анзор Киргуев. 27 апреля 2016 г.

«МК - Кавказ»




Возврат к списку