Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

ЭВЕНКИ

ЭВЕНКИ 06.08.2021

ЭВЕНКИ (общее самоназвание – эвэнкил, в пер. «народ, живущий в горных лесах»; устар. – тунгусы) – один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования.

По данным переписи 2010 г., в России проживает 35 527 эвенков (большинство – в Якутии). В Самарской области – 6 человек.

Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и другими северными народами.

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье. Характеризуется как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками.

Традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Характерные черты внешности тунгусов: средний рост; непропорциональное телосложение; округлая форма лица; широкие дугообразные брови; узкие темно–коричневые глаза; широкий плоский лоб; выдающиеся скулы; заостренный подбородок; широкий рот; черные жесткие волосы; слабая растительность на лице и теле.

Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных – характерная черта эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.

Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.

Традиционное жилище эвенков – чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом – прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.

Эвенков часто называют «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда называется «фрак», за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.
Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы.

Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы.

Традиционная религия эвенков – шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.

 

Интересный факт:

Поскольку эвенки считают своим предком медведя и называют его дедушкой, они не выбрасывают кости съеденного медведя, а складывают в специальный лабаз на высоте двух метров от земли – то есть, как бы хоронят по такому же обычаю, как в древности хоронили людей.




Возврат к списку