Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 06.09.2022

Термин «фольклор» (англ.folk-lore – «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж.Томсоном в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.

Сегодня, чаще всего, под фольклором понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы, создаваемые народом и бытующие в народных массах (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец.

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации.

Духовные и жанровые богатства фольклора Самарского края представляют собой огромный пласт национальной культуры Поволжья и России. Важнейшей особенностью Самарской губернии является полиэтнический состав населения. В Самарской области проживают представители 157 народов – русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, башкиры, казахи, армяне и другие этносы. Такое разнообразие языков и говоров, обычаев, нравов не могла не отразиться на устном поэтическом творчестве, музыкальном диалекте, жанровом фольклора Самарской области. В этом заключается его уникальность и богатство – в переплетении традиций многих народов и культур.

В рамках онлайн-проекта мы представим основные жанры фольклора народов Самарской области.

 

ЗАГАДКИ

Загадка получила определение со времен Аристотеля, который называл ее хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка — это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки".

Наиболее точное определение загадки принадлежит В.П. Аникину: "Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность".

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного общества, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов. Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле.

Сегодня загадка — особый жанр устного народного творчества, это отражение народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов.

Загадка традиционно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Загадки меняются с изменением нашей жизни.

 

ПОСЛОВИЦЫ НАРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Пословицы - поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения; относятся к малым фольклорным жанрам.

Определить, что такое пословица, русские фольклористы пытались еще в XIX веке.

Ф. И. Буслаев рассматривал пословицы как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.

Н. В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.

В. И. Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". В своем "Толковом словаре" он дал следующее определение: "Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.

Пословицы характеризуются краткостью, лаконичностью, устойчивостью, широкой употребляемостью.

Пословицы отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели, а также другие нравственные качества человека.

Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах "до поры до времени не сеют семени", "доброе семя, добрый и всход". Пословицы возникали и в среде ремесленников – "без топора – не плотник, без иглы – не портной", и в среде бурлаков – "нужда научит калачи есть".

В пословицах применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").

По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные.

Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также, как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").

Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").

Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. К примеру, русской пословице "Как волка не корми, он все в лес смотрит" соответствует немецкая "Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет"; В знакомых местах уважают человека, в незнакомых – шубу (казахская) - Встречают по одежке, провожают по уму (русская); Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи (узбекская) Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь (русская)

Пословицы, возникшие как жанр народной поэзии в традициях большинства этносов ещё в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют литературно-художественную роль, вливаясь в современную культуру.

Сегодня жизнь даёт новое содержание традиционным фольклорным формам, и пословицы, как жанр, по-прежнему актуальны: «Чем больше шкаф, тем меньше влазит», «Одна голова – хорошо, а две уже некрасиво!», «Не в деньгах счастье, а в их количестве» и т.д.

 

СКОРОГОВОРКИ НАРОДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Скороговорки - особый шуточный жанр народного фольклора.

В скороговорках отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, юмор. Скороговорки рассказывают о том или ином событии в приукрашенной форме.

Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «позабавить народ», «повеселить». При звуковой ошибке ломается немудреная скороговорочная логика, рушится привычный облик слова, что и рождает комический эффект, на который рассчитывают члены скороговорочной коммуникации.

Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. В скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что делает скороговорки познавательными. Широко распространены скороговорки со «сложным и богатым звуковым оформлением»: аллитерациями, повторами, внутренними рифмами, ассонансами.

Первое собрание русских скороговорок опубликовал В.И. Даль в составе «Пословиц русского народа» (1862). Приведенные им тексты показывают, что в древности скороговорки бытовали в среде взрослых и относились к разновидностям «тайной речи». Об этом свидетельствуют многочисленные записи этнографов, сделанные в разных концах земли. Освоение тайных языков обычно связывалось с обрядом посвящения в полноправные члены племени.

Со временем тексты утратили ритуальное значение, переходили из взрослой среды в детскую и использовались в качестве инструмента для развития речи ребенка и совершенствования произношения. Не случайно «скороговорки» иногда называют «чисто говорками»




Теги:



Возврат к списку