Вернуться к обычному виду
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К.Д. Ушинский

Иудеи Самары празднуют Рош ха-Шана

Иудеи Самары празднуют Рош ха-Шана 26.09.2022

Рош ха-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана), что в переводе с иврита означает «голова года», – это праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Он относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

Рош ха-Шана начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на сентябрь или октябрь. Его празднование начинается вечером 25 сентября, а завершается вечером 27 сентября.

С Рош ха-Шана начинается новый виток еврейского календаря и отмечается день зарождения Вселенной. В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы (священное писание в иудаизме) и читать специальные молитвы раскаянья (слихот).

Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) – время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому – жить, а кому – умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Поэтому Рош ха-Шана – это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар – специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника. По традиции шофар должен издавать три различных звука: долгий, протяжный; напоминающий призывный сигнал; короткий отрывистый. Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем «вживую», а не в записи и не посредством электронных носителей.

В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину – хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.

В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, даже дальние родственники.

Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем – благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и острое, а также орехи.

Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба – символ плодородия; голова (баранья или рыбная) – знак первенства; морковь, порезанная кружочками, – по форме и цвету она напоминает золотые монеты и символизирует богатство; круглая сладкая хала с изюмом – чтобы год принес здоровье; гранат; блюда из любых других плодов, названия которых на иврите ассоциируются с добрыми событиями. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.

В праздничные дни все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

Информация с сайта РИА Новости




Теги: Евреи



Возврат к списку